Дело № 2а-2151/26-2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Скрипкиной Е.Ю.,
при секретаре Мишиной В.О.,
с участием:
представителя административных истцов Долженковой Н.А., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ№ и №,
представителя административного ответчика Васильевой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сотникова Валентина Валентиновича и Кондаковой Ирины Петровны к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Сотников В.В. и Кондакова И.П. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» в части принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Сотникову В.В. и Кондаковой И.П., и возложении на Администрацию г. Курска обязанности совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации ограничения права – изъятии для муниципальных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, указав, что Сотников В.В. и Кондакова И.П. являются собственниками в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1221 кв.м., расположенного по адресу <адрес> в декабре 2018 года Сотников В.В. увидел, что на принадлежащем административным истцам земельном участке без их согласия производятся ремонтно-строительные работы с использованием тяжелой техники; Сотников В.В. обратился в правоохранительные органы, которые установили, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Курска было принято постановление № 2587 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд», в соответствии с которым у административных истцов в целях реконструкции объекта местного значения – автомобильной дороги Курск – п. Искра – Чаплыгино – Алябьево изымается для муниципальных нужд города Курска часть земельного участка площадью 667 кв.м.; письменные уведомления об изъятии земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> в адрес административных истцов не направлялись; никаких переговоров с административными истцами по вопросу изъятия принадлежащего им земельного участка не производилось, проект соглашения в адрес Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. не направлялся; при этом в отношении земельного участка административных истцов произведена государственная регистрация обременения (изъятия для муниципальных нужд г. Курска), на участке расположена тяжелая строительная техника, осуществляются ремонтно-строительные работы по реконструкции автомобильной дороги; оформление процедуры изъятия земельного участка должно предшествовать его фактическому изъятию и использованию для нужд города, что административным ответчиком выполнено не было; Администрация г. Курска противоправно лишила административных истцов законного права собственности на объект недвижимого имущества, в связи с чем их права и интересы подлежат восстановлению путем признания незаконным и отмены постановления Администрации г. Курска от 12 ноября 2018 года № 2587 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» в части принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Административные истца Сотников В.В. и Кондакова И.П. в судебное заседание не явились, воспользовались своим правом ведения дела через представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а такжеиныеучастники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд с учетом мнения лиц, участвовавших в судебном заседании, полагал возможным дело рассмотреть в отсутствие административных истцов Сотникова В.В. и Кондаковой И.П., представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Курской области.
В судебном заседании представитель административных истцов Долженкова Н.А. требования Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что обжалуемое постановление вынесено на основании решения Курского Городского Собрания со ссылкой на корректуру генплана, в котором дороги, указанной в постановлении, нет; земельный участок находится на территории Нижнемедведицкого сельсовета, в связи с чем он не мог быть изъят для нужд г. Курска; Администрация г. Курска не уведомила собственников о принятом решении; поскольку на земельный участок зарегистрировано обременение, административные истцы не могут пользоваться участком по назначению.
Представитель административного ответчика Васильева Н.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснив, что дорога Курск – п. Искра – Чаплыгино – Алябьево не соответствует строительным нормам и правилам; она не имеет тротуаров, «карманов»; это единственная дорога, соединяющая пр-т А.Дериглазова с городом; она имеет большое социальное значение; спорный земельный участок вошел в состав г. Курска в 2018 году; фактически административные истцы обжалуют не постановление, а нарушение процедуры изъятия земельного участка, поскольку уведомление собственников о принятом решении об изъятии земельного участка, направление им соглашения связано с реализацией обжалуемого постановления.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 3.2 ч. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд(статья 239.2).
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется вслучаяхи впорядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельнымзаконодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельнымзаконодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
В силу ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренныхстатьей 56.2настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной впункте 1 статьи 56.4настоящего Кодекса. нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты имиоснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации г. Курска от 12 ноября 2018 года № 2587 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» в части принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Сотникову В.В. и Кондаковой И.П.
Согласно указанному постановлению изъятие земельных участков производилось для размещения линейного объекта «Автодорога Курск – п. Искра – Чаплыгино – Алябьево (реконструкция) (1-й и 2-й этапы) в г. Курске» в целях реконструкции объекта местного значения.
Данная дорога не отвечает требованиям СП-42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, (глава 11) – она имеет только проезжую часть, не имеет тротуаров, заездных «карманов» для общественного транспорта, зеленой полосы, разделяющей проезжую часть и тротуары.
Это единственная дорога, соединяющая пр-т А.Дериглазова с городом.
Данный факт в судебном заседании представитель административных истцов не отрицала.
Дорога имеет важное социальное значение, реконструкция дороги необходима в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановлением Администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена документация по планировке территории для размещения линейного объекта «Автодорога Курск – п. Искра – Чаплыгино – Алябьево (реконструкция) (1-й и 2-й этапы) в г. Курске», которая предусматривает необходимый участок для обустройства данной дороги, перечень земельных участков, по которым проходит дорога.
На основании закона Курской области от 21 февраля 2018 года № 11-ЗКО земельный участок административных истцов вошел в состав г. Курска.
В связи с изложенным Администрация г. Курска обоснованно приняла решение об изъятии земельных участков для реконструкции дороги, в том числе и земельного участка административных истцов.
Согласно ст. 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренныхподпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Таким образом, неуведомление собственников об изъятии земельного участка, ненаправление им проекта соглашения, на которые ссылаются административные истцы, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого постановления. Указанные обстоятельства могут быть оценены только как нарушение процедуры изъятия земельного участка, которая должна быть реализована после принятия решения об изъятии земельного участка, т.е. после принятия оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный иск Сотникова В.В. и Кондаковой И.П. к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления об изъятии земельного участка удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 170-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Сотникова Валентина Валентиновича и Кондаковой Ирины Петровны к Администрации г. Курска о признании незаконным постановления от 12 ноября 2018 года № 2587 «Об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд» в части принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1221 кв.м., изымаемая площадь 667 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Сотникову В.В. и Кондаковой И.П., и возложении на Администрацию г. Курска обязанности совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации ограничения права – изъятии для муниципальных нужд в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04 марта 2019 года.
Судья: подпись Е.Ю. Скрипкина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>