ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2154/20 от 10.06.2020 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2154/2020

50RS0048-01-2020-001432-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года г.о. Химки Московская область

Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Тягай Н.Н., с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в административное дело № 2а-2154/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании незаконным решения от <дата> г. за <№ обезличен>, возложении обязанности исключить из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области о признании незаконным решения от <дата> г. за № Исх-9314, возложении обязанности исключить из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>, ссылаясь в обоснование на то, что в мае 2019 года она обратилась в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области с ходатайством об исключении земельного участка с кадастровым номером <№ обезличен> из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области. Указанный земельный участок площадью 1001 кв.м. принадлежит ФИО1 на праве собственности. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо-растениеводческого направления. Фактически земельный участок используется под садоводство. Основанием исключения участка из указанного Перечня являлись следующие обстоятельства: кадастровая стоимость земельного участка не превышает средний уровень кадастровой стоимости по Раменскому муниципальному району, а также на земельном участке отсутствуют системы искусственного орошения и осушения. Земельный участок не отвечает ни одному критерию, определенному Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017г. № 872/38 «Об утверждении Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использования которых для других целей не допускается». 10.06.2019г. было получено письмо Министерства, в котором административному истцу отказано в исключении из Перечня участка в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, из которого ранее был выделен принадлежащий ей участок с кадастровым номером <№ обезличен> не прекратил свое существование (не все собственники выделились), а его кадастровая стоимость превышает среднее значение удельного показателя по группе «сельскохозяйственное использование» по Раменскому району. С отказом Министерства административный истец не согласна, поскольку Постановление Правительства Московской области от 17.10.2017г. № 872/38 содержит исчерпывающий перечень критериев, для нахождения участков в Перечне. Ни одному из них принадлежащий ей земельный участок не относится. Указанный отказ нарушает права административного истца, незаконно ограничивая в обороте принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимого имущества. В январе 2019 г. она получила отказ Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «под садоводство». Причина отказа: нахождение участка в Перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области. Подобное ограничение не позволяет использовать административному истцу земельный участок по назначению, строить жилые и хозяйственные строения. Решение не соответствует требованиям п.4 Порядка, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017г. № 872/38. В Перечень включаются земельные участки, в состав которых входят: сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов; сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков (далее - научные и образовательные организации); искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами; не допускается включение в Перечень земельных участков из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", функциональное и градостроительное зонирование которых не связано с сельскохозяйственной деятельностью в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования. Указанные требования к сельскохозяйственным угодьям не имеют никакого отношения к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером <№ обезличен>. Земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен> не является частью её участка, не пересекает его границы, а представляет отдельный объект недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО4 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на заявленные требования, которыми просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку в настоящее время спорный земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от <дата><№ обезличен>. Письмо Министерства от <дата> содержит сведения, актуальные по состоянию на дату выдачи и в настоящее время не затрагивает и права и обязанности административного истца. Также ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.

Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, площадью 1001 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо-растениеводческого направления, принадлежит на праве собственности ФИО1

В мае 2019 года она обратилась в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области с ходатайством об исключении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050309:444 из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области.

Своим письмом, датированным 10.06.2019г. Министерство отказало административному истцу в исключении из Перечня участка в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, из которого ранее был выделен принадлежащий ей участок с кадастровым номером <№ обезличен> не прекратил свое существование (не все собственники выделились), а его кадастровая стоимость превышает среднее значение удельного показателя по группе «сельскохозяйственное использование» по Раменскому району.

Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).

В соответствии с п. 13.1. постановления Правительства Московской области от 03.03.2020 № 83/6 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», Министерство осуществляет полномочия по формированию перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.

Как указал административный ответчик в своем отзыве, в настоящее время спорный земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от <дата><№ обезличен>, а письмо Министерства от <дата> содержит сведения, актуальные по состоянию на дату выдачи и в настоящее время не затрагивает и права и обязанности административного истца.

Учитывая изложенное, у суда на момент вынесения решения отсутствую правовые основания для признания незаконным решения от <дата> г. за <№ обезличен>, возложении на административного ответчика обязанности исключить из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Московской области земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству сельского хозяйства и продовольствия <адрес> о признании незаконным решения от <дата> г. за № Исх-9314, возложении обязанности исключить из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий <адрес> земельный участок с кадастровым номером <№ обезличен>, расположенный по адресу: <адрес>, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 г.

Судья Тягай Н.Н.