ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2154/2021 от 26.04.2021 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-2154/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при секретаре Шамониной К.И.,

с участием помощника прокурора г. Калининграда Новожиловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Российские железные дороги» к администрации городского округа «Город Калининград» о признании недействующим постановления № 511 от 03.07.2020 об установлении публичного сервитута в части,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что Постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» № 511 от 03.07.2020 на основании ходатайства АО «Янтарьэнерго» установлен публичный сервитут для размещения объекта электросетевого хозяйства по ул. < адрес > в целях подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, площадью 871 кв.м. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .

ОАО «РЖД» считает указанное Постановление незаконным и подлежащим признанию недействующим ввиду следующего. Орган местного самоуправления, устанавливая публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером , нарушил положения специальных норм, установленных Правительством РФ в части пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД».

Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности РФ и предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги» по договору № 10-ФС от 16.02.2004 под главный железнодорожный путь на < адрес > Согласно п. 1.1 договора аренды арендодатель (Российская Федерация) предоставил в аренду арендатору (ОАО «РЖД») земельные участки из земель поселений, в том числе и земельный участок с КН , площадью 244431,0 кв.м., в границах, обозначенных в кадастровых картах (планах), прилагаемых к настоящему Договору. Земельный участок с КН , общей площадью 244431,0 кв.м., предоставляется арендатору под главный железнодорожный путь на Светлогорск от Северного вокзала до станции «Чкаловск», местоположение: < адрес > Срок действия Договора установлен с 01.01.2004 по 31.12.2052. ОАО «РЖД», по условиям Договора, обязуется использовать земельный участок исключительно под главный железнодорожный путь. Пунктом 5.2.2. Договора установлена обязанность Арендатора использовать полученный в аренду земельный участок в соответствии с его целевым назначением (п. 1.3) и разрешенным использованием. Установление органом местного самоуправления публичного сервитута на земельный участок специального назначения незаконно, в связи с несоответствием в этой части оспариваемого нормативного правового акта специальным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и приоритет. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений ст. 23 ЗК РФ. Порядок принятия решения об установлении публичного сервитута прописан в ст. 39.43 ЗК РФ. Решение об установлении публичного сервитута принимает уполномоченный орган в установленные настоящей статьей сроки на основании ходатайства об установлении сервитута. Решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута (ч. 5 ст. 39.43 ЗК РФ). Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим кодексом (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута (п. 9 ст. 39.43 ЗК РФ). ОАО «РЖД» соглашение об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером получило от АО «Янтарьэнерго» 07.09.2020. Однако ОАО «РЖД» не согласовывало размещение объекта электросетевого хозяйства АО «Янтарьэнерго» на земельном участке полосы отвода ОАО «РЖД» с кадастровым номером . Тогда как, в соответствии с п. 3(1) Постановления Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» части земельных участков, не занятые объектами железнодорожного транспорта и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, могут предоставляться в пользование третьим лицам только при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. В соответствии с нормами указанного Постановления Правительства РФ ОАО «РЖД» не производило оценку технической возможности размещения объекта электросетевого хозяйства АО «Янтарьэнерго». При этом, проведение любых видов строительных работ в полосе отвода железной дороги без предварительного получения технических условий на их производства от ОАО «РЖД» недопустимо. Данное нарушение является существенным, так как любые не согласованные с железной дорогой действия в полосе отвода железной дороги могут создавать угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта на данном участке. Земельные участки полосы отвода находятся в федеральной собственности. В отношении таких участков установлен особый порядок использования. Землями транспорта, в соответствии с п. 1 ст. 90 ЗК РФ, признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пункт 2 ст. 90 ЗК РФ определяет для каких целей обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 90 ЗК РФ Правительство РФ определило порядок установления и использования полос отвода железных дорог посредством принятия следующих нормативных правовых актов: Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611; Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 264. Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с железнодорожной администрацией, что следует из толкования п. 10 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок оформления правоотношений по использованию земельных участков полос отвода железных дорог для размещения объектов капитального строительства, линейных сооружений и их эксплуатации. Установление публичного сервитута в отношении земельного участка полосы отвода железной дороги с путем издания администрацией городского округа «Город Калининград» постановления в одностороннем порядке является незаконными и нарушает права ОАО «РЖД» в части использования земельного участка. Кроме того публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером установлен Постановлением администрации городского округа «Город Калининград», подписанным главой городского округа ФИО1, то есть неуполномоченным лицом. Постановление администрации № 511 от 03.07.2020 не содержит сведения о части земельного участка, который должен быть обособлен (обозначен), для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком и о правах лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок , площадью 835 кв.м. (входящий в состав земельного участка с кадастровым номером ), 06.08.2020 зарегистрирован публичный сервитут (лист № 87). Однако в постановлении администрации № 511 от 03.07.2020 отсутствуют сведения о части земельного участка с кадастровым номером , который должен быть обособлен (обозначен), для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком. Отсутствие в постановлении обозначения границ и площади той части земельного участка, которая фактически планируется для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Янтарьэнерго», нарушает в значительной мере права ОАО «РЖД», как арендатора данного земельного участка.

На основании вышеизложенного, просит признать недействующим постановление Администрации городского округа «Город Калининград» № 511 от 03.07.2020 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами по ул. < адрес > в целях размещения объекта электросетевого хозяйства» в части установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» по доверенности – П. административный иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – Р. в судебное заседание не явился, в связи с занятостью в другом процессе, ранее административный иск не признал, представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Указал, что публичный сервитут установлен уполномоченным лицом в установленном законом порядке в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, прав и законных интересов правообладателя земельного участка не нарушает. Просил в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица АО «Янтарьэнерго» по доверенности – К. в судебном заседании просил административный иск оставить без удовлетворения, возражения изложил в подробном письменном отзыве, приобщенном к материалам дела.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.07.2020 администрацией ГО «Город Калининград» принято постановление № 511 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами по ул. < адрес > в целях в целях размещения объекта электросетевого хозяйства».

Сообщение о возможном установлении публичного сервитута опубликовано в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» и в газете «Гражданин» от 04.06.2020 № ).

Земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации и предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги» по договору № 10-ФС от 16.02.2004 под главный железнодорожный путь на Светлогорск от Северного вокзала до станции «Чкаловск».

По условиям договора аренды арендодатель (Российская Федерация) предоставил в аренду арендатору (ОАО «РЖД») земельные участки из земель поселений, в том числе и земельный участок с КН , площадью 244431,0 кв.м., в границах, обозначенных в кадастровых картах (планах), прилагаемых к настоящему договору под главный железнодорожный путь на Светлогорск от Северного вокзала до станции «Чкаловск», местоположение: < адрес >, ориентир вокзал Северный, до станции «Чкаловск». Срок действия Договора установлен с 01.01.2004 по 31.12.2052.

Публичный сервитут площадью 871 кв.м. в отношении земельного участка с КН с видом разрешенного использования – под главный железнодорожный путь на Светлогорск от Северного вокзала до станции «Чкаловск» установлен по ходатайству АО «Янтарьэнерго» для размещения объекта электросетевого хозяйства «Строительство КЛ-1 кВ от КТП 10/0,4 кВ новой (по ТЗ № ) до РЩ по < адрес > в целях подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

29.08.2019 между АО «Янтарьэнерго» и ООО «Региональный автотранспортный центр» заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому технологическое присоединение необходимо для электроснабжения здания склада, расположенного по адресу: < адрес >

Согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Главой V.7 Земельного кодекса РФ предусмотрено установление публичного сервитута в отдельных целях. Данная норма земельного законодательства была введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» для упрощения оформления земельных отношений в целях размещения объектов связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения.

Полный перечень целей установления сервитута содержится в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, в том числе: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

АО «Янтарьэнерго» является электросетевой организацией. В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.1 ст. 426 ГК РФ, п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Наличие технической возможности технологического присоединения, разработку проектной документации, определение точки присоединения определяет исключительно сетевая организация.

Таким образом, АО «Янтарьэнерго» являясь субъектом естественных монополий, в силу ст. 39.40 Земельного кодекса РФ имеет право ходатайствовать об установлений публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Подпунктом 8 п. 4, п. 18 ст. 23, пп. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность установления сервитута (публичного сервитута) для размещение (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи.

Доводы ОАО «РЖД» о невозможности использования арендованного земельного участка с КН под главный железнодорожный путь и об ограничении правообладателя земельного участка являются несостоятельными.

Исходя из положений п. 5 ст. 23 Земельного кодекса РФ обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

В соответствии с п. 4 ст. 39.39 ЗК РФ, установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, и осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения (Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 № 680-О-О).

В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.44 ЗК РФ в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить публичный сервитут.

Пунктом 4 Порядка пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 264) предусмотрен беспрепятственный доступ собственников линейных сооружений к расположенным на земельном участке линейным сооружениям для их ремонта и текущего обслуживания, строительство и эксплуатацию линейных сооружений.

Оспаривая постановление администрации, ОАО «РЖД» ссылается на Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», согласно п. 5 которого размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

Вместе с тем, в силу п. 4 Постановления в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить, в том числе, следующий режим использования земельных участков:

- не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

- не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ.

Доказательств наличия препятствий использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием (под главный железнодорожный путь) из-за установления публичного сервитута административным истцом не указано и не представлено.

Как следует из материалов дела линейный объект – кабельная линия КЛ 0,4 кВ – имеет длину 277 м, размещен по проекту под землей на глубине 0,7 м, охранная зона составляет 554 м. Согласно схеме границ части земельного участка, кабельная линия в подземном исполнении проходит непосредственно по границе земельного участка административного истца, обременение сервитутом является не значительным, так как свободная площадь использования земельного участка без обременения составляет 99,7%. Заключение о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений на территории городского округа «Город Калининград» утверждено 24.03.2020. Согласно справке ГИП ООО «БЭСП» размещение линейного объекта по представленному варианту является оптимальным и единственно возможным, наименее обременительным для правообладателей земельных участков. По заключению ООО «ЭкспертПроектРеставрация» № от 09.11.2020, которое представлено АО «Янтарьэнерго» подтверждена возможность размещения данного кабеля в полосе отвода железной дороги, что не создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

20.08.2020 АО «Янтарьэнерго» направило в адрес ОАО «РЖД» проект Соглашения об осуществлении публичного сервитута, который был получен административным истцом 01.09.2020, и возражений на него не поступало.

В соответствии с п. 13 Порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, при совпадении (пересечении охранной зоны с полосой отвода и (или охранной зоной железных дорог, полосой отвода и (или) придорожной полосой автомобильных дорог, охранными зонами трубопроводов, линий связи и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными лицами по согласованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок установления и использования охранных зон, придорожных зон, полос отвода соответствующих объектов с обязательным заключением соглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии.

Порядок взаимодействия регламентирован заключенным 17.09.2012 между АО «Янтарьэнерго» и ОАО «РЖД» Соглашением о взаимодействии при предотвращении и ликвидации последствий аварий на объектах электроэнергетики.

Указание административного истца на необходимость обозначения части земельного участка, находящегося под обременением и государственной регистрации публичного сервитута не может быть принято во внимание, поскольку публичный сервитут в реестре прав ЕГРН отражается как обременение. Действующим законодательством не предусмотрено образование отдельного земельного участка (части земельного участка), постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав на них при установлении публичного сервитута.

Доводы ОАО «РЖД» о незаконности оспариваемого Постановления №511 от 03.07.2020 в силу его подписания неуполномоченным лицом также являются ошибочными.

Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, устанавливаются решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения (ст. 39.38 ЗК РФ).

Структура (перечень) органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» определена ст. 25 Устава городского округа «Город Калининград, утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257 (с изменениями и дополнениями).

Глава администрации городского округа «Город Калининград» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета депутатов Калининграда, издает постановления администрации городского округа «Город Калининград» по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области, а также распоряжения администрации городского округа «Город Калининград» по вопросам организации работы администрации городского округа «Город Калининград» (ст. 28 Устава).

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия должностного лица на принятие соответствующего акта, его форма и вид, процедура принятия и правила введения данного нормативного правового акта в действие (опубликование), соответствует требованиям действующего законодательства, а также актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п. 9 ст. 39.43 решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Из материалов дела следует, что соглашение было направлено 20.08.2020 и получено административным истцом 01.09.2020, что подтверждается отчётом об отслеживании отправлений и не оспаривается. Административное исковое заявление направлено ОАО «РЖД» в суд 01.10.2020, то есть в пределах установленного срока.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные исковые требования, если установит одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта (решения) закону или иному правовому акту; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое ОАО «РЖД» постановление администрации городского округа «Город Калининград» об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства принято уполномоченным лицом, в соответствии с нормами действующего законодательства, прав и законных интересов административных истцов не нарушает, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ОАО «Российские железные дороги» к администрации городского округа «Город Калининград» о признании недействующим постановления № 511 от 03.07.2020 в части установления публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства на земельный участок с кадастровым номером – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2021.

Судья Д.В. Стома