Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2019 года <адрес>
Краснооктябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО10
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным решения администрации <адрес> Волгограда, обязании устранить нарушение права,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным решения администрации <адрес> Волгограда, обязании устранить нарушение права.
В обосновании заявленных требований указывает, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата в реестре нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом <адрес>ФИО4 номер в реестре нотариуса:№. ФИО2 приобретен земельный участок и жилой дом, находящиеся по адресу: <адрес> ул. им. Нестерова, <адрес> (земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации индивидуально жилого дома). Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с разделом 1 относится к Землям населенного пункта с видом разрешенного использования для эксплуатации индивидуально жилого дома, в соответствии с разделом 2 пунктом 4 Ограничение прав и обременение объекта недвижимости (не зарегистрировано), пунктом 5 Сведения о наличии решения объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд: данные отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ вх. №, ФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении Градостроительного плана земельного участка с целью реконструкции-строительства жилого дома. Градостроительный план подготовлен отделом градостроительного регулирования департамента по градостроительству и архитектуре администрации <адрес> и выдан ДД.ММ.ГГГГ. В целях соблюдения требований ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о выдачи разрешения на строительство - реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Однако, ДД.ММ.ГГГГ за №/СН получила уведомление из <адрес> о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям: земельный участок, расположенный по адресу <адрес> соответствии с правилами землепользования и застройки - располагается в зоне (Ж3) где строительство индивидуально жилого дома не предусмотрено. С данными выводами администрации ФИО2 не согласна, считает их незаконными, ограничивающие ее права в отношении распоряжения собственностью в рамках законодательства РФ. Просит признать решение администрации <адрес> об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером № находящийся по адресу — <адрес> — незаконным. Обязать администрацию <адрес> выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № находящийся по адресу — <адрес>.
Административный истец ФИО2, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель административного истца ФИО2 - ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель административного истца ФИО2 - ФИО9, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представители административного ответчика администрации <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на административного истца. Следовательно, административный истец обязан доказать, что им соблюден срок обращения в суд и оспариваемое заключение нарушает его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-12) и выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект невидимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15).
В соответствии с ГПЗУ указанного земельного участка, выданным ФИО2 Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с КН № расположен в территориальной зоне (Ж3-1) - зоны застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами 5 этажей и выше (л.д.16-23).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в администрацию <адрес> Волгограда с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.50-53).
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства (п.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п.п.2.2 п.2 Постановления администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N 244 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке" (далее – Регламент предоставления муниципальных услуг) муниципальная услуга - "Выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке" непосредственно осуществляется администрациями районов Волгограда.
В случае несоответствия параметров указанных в уведомлении предельных параметров разрешенного строительства в адрес застройщика выдача уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (п.п.2.3 п.2 Регламента предоставления муниципальных услуг).
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> Волгограда уведомила ФИО2 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав, что недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, поскольку он расположен в территориальной зоне (Ж3) - зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, согласно Правилам землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденным Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/115. (л.д.48-49).
Уведомление о несоответствии параметров направляется заявителю в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве либо уведомлении об изменении параметров планируемого строительства параметры не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/115 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград" (далее - Правила землепользования и застройки), документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства (п.п.2.11.1 п.2 Регламента предоставления муниципальных услуг).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ подразделяющего земли Российской Федерации на категории, и части 2 названной нормы, земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
На основании п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, утверждены Решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N 5/115, с внесенными изменениями в 2019 году, по результатам публичных слушаний.
Согласно данным Правилам, а так же Генеральному плану городского округа <адрес> земельный участок с КН N № расположен в территориальной зоне Ж3 - зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов.
Применительно к данной зоне Правилами землепользования и застройки городского округа <адрес> вид разрешенного использования, позволяющий расположение объектов индивидуального или иного жилищного строительства, не предусмотрен.
Доводы представителя административного истца о том, что земельный участок с КН N № расположен на землях населенных пунктах с видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, согласно выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости опровергается представленными суду выписками из Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> с фрагментами карты градостроительного зонирования, представленными администрацией <адрес> Волгограда и Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, что орган местного самоуправления в лице администрации <адрес> Волгограда в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости. Орган местного самоуправления, уполномоченные на утверждение карты-плана территории, обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории, что в нарушение действующего законодательства не выполнил установленные законом требования, в связи с чем, повлекло за собой вынесение уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляется администрациями районов Волгограда.
Прием уведомлений о планируемом строительстве либо уведомлений об изменении параметров планируемого строительства с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги, осуществляют: при личном обращении заявителя - администрации районов Волгограда, ГКУ ВО "МФЦ"; при обращении в электронном виде - администрации районов Волгограда (п.п.2.2 п.2 Регламента предоставления муниципальных услуг).
Муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов; проверка соответствия уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов требованиям настоящего административного регламента, принятие решения о выдаче результата предоставления муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги; направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении муниципальной услуги, в случае принятия решения о выдаче результата предоставления муниципальной услуги; принятие решения о соответствии или несоответствии параметров, указанных в уведомлении о планируемом строительстве либо уведомлении об изменении параметров планируемого строительства, установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, подготовка и направление соответствующего уведомления заявителю (п.п.3.1 п.3 Регламента предоставления муниципальных услуг).
Основанием для начала административной процедуры является поступление уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов, указанных в подпункте 2.6.1 раздела 2 настоящего административного регламента, в администрацию района Волгограда по месту нахождения земельного участка или на личном приеме, почтовым отправлением, в электронной форме или через ГКУ ВО "МФЦ" по выбору заявителя с указанием формы и способа получения результата предоставления муниципальной услуги.
При приеме уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов специалист администрации района Волгограда или работник ГКУ ВО "МФЦ", ответственные за прием документов: устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность, проверяет полномочия заявителя, в том числе полномочия представителя заявителя действовать от его имени; сверяет представленные экземпляры оригиналов и копий документов (в том числе нотариально удостоверенные) друг с другом. Если представленные копии документов нотариально не заверены, сверив копии документов с их подлинными экземплярами, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов и ставит штамп "копия верна"; проверяет соответствие представленных документов установленным требованиям, удостоверяясь, что: документы в установленных действующим законодательством Российской Федерации случаях нотариально удостоверены, скреплены печатями, имеют надлежащие подписи сторон или определенных действующим законодательством Российской Федерации должностных лиц; тексты документов написаны разборчиво; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя, адрес места жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; документы не исполнены карандашом; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; срок действия документов не истек.
После получения уведомления о планируемом строительстве либо уведомления об изменении параметров планируемого строительства и прилагаемых к нему документов должностное лицо администрации района Волгограда осуществляет проверку полноты и достоверности документов, выявляет наличие оснований для предоставления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.п.3.3 п.3 Регламента предоставления муниципальных услуг).
После получения ответов на межведомственные запросы от органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, должностное лицо администрации района Волгограда с учетом информации, представленной по межведомственным запросам, осуществляет проверку полноты и достоверности документов, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве либо уведомлении об изменении параметров планируемого строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве или уведомления об изменении параметров планируемого строительства, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п.п.3.5 п.3 Регламента предоставления муниципальных услуг).
Результатом предоставления муниципальной услуги являются:
- выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" (далее - уведомление о соответствии параметров);
- выдача уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" (далее - уведомление о несоответствии параметров) (п.п.2.3 п.2 Регламента предоставления муниципальных услуг).
Следовательно, доводы представителя административного истца об обязанности администрации <адрес> Волгограда, как органа местного самоуправления, уполномоченного на утверждение карты-плана территории, направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и карту-план территории, а также заявление на ограничение права или обременение объекта недвижимости являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
<адрес> Волгограда, согласно Регламента предоставления муниципальных услуг является органом по предоставлению муниципальных услуг по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в компетенцию которого входит только проверка достоверности и полноты документов, а также соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве либо уведомлении об изменении параметров планируемого строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным Правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве или уведомления об изменении параметров планируемого строительства, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает, что уведомление администрации <адрес> Волгограда о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ввиду недопустимости размещения в территориальной зоне Ж3 объекта индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным, а заявленные административным истцом требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175,177, 218, 219 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации <адрес> Волгограда о признании незаконным решения администрации <адрес> Волгограда, обязании устранить нарушение права - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Краснооктябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Судья подпись ФИО11
Справка: решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись ФИО12