Дело № 2а- 2156/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет квартиры.
Истец в обоснование требований указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 5 апреля 2019 года за ней признано право собственности на квартиру № <адрес>, общей площадью 59,5 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Данная квартира находится в двухквартирном жилом доме. Собственник другой квартиры № <адрес> в доме № <адрес> по ул. <адрес>, Е.П. умерла в 2017 году. Дочь Е.П. – А.В. пользуется квартирой без оформления своих прав на нее, преимущественно проживая в г. Москва.
28 января 2021 года истец через Вяземский МФЦ – филиал СОГБУ МФЦ обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области с соответствующим заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета своей квартиры.
25 февраля 2021 года уведомлением № КУВД-001/2021-2801164/2 государственный регистратор прав на недвижимое имущество приостановил государственный кадастровый учет данного недвижимого имущества на 3 месяца до 5 мая 2021 года, поскольку истец не представила правоустанавливающий документ на квартиру № <адрес> и заявление от собственника квартиры № <адрес> в данном доме.
Предоставить документы и обеспечить получение заявления от собственника квартиры № <адрес> истец не может, поскольку собственник квартиры умерла, а его наследник пользуется квартирой без оформления прав на нее.
Просит суд обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области осуществить государственный кадастровый учет квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленное требование в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнила суду, что начиная с 2018 года она обращалась в МФЦ с заявлениями о постановке квартиры на кадастровый учет, в котором ей было отказано, но данный отказ она не обжаловала. После вынесения отказов она не обращалась с заявлением о регистрации права собственности на квартиру.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», ответчик) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований ФИО1, поскольку не является надлежащим ответчиком (л.д. 20-21, 103, 134).
Представитель административного ответчика – администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал (л.д. 102, 120).
25 сентября 2021 года определением суда в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра по Смоленской области) (л.д. 89).
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что 5 февраля 2021 года офис межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области принял решение о приостановлении государственного кадастрового учета здания по заявлению ФИО1 до 5 мая 2021 года. Основанием приостановления государственного кадастрового учета указаны отсутствие правоустанавливающего документа на квартиру № <адрес> и отсутствие заявления собственника квартиры № <адрес>. Уведомление от 5 февраля 2021 года об отказе осуществить государственный кадастровый учет на объект недвижимости по адресу: <адрес> принято Управлением Росреестра по Смоленской области законно.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административных ответчиков.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) содержит сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером ХХХ (далее - ОКС:1213), расположенного по адресу: <адрес>; вид объекта - здание, назначение - жилое, наименование - жилой дом, дата постановки на кадастровый учет - 26 октября 2020 года, площадь - 49,6 кв.м. В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на ОКС:1213 (л.д. 20-21).
Из ответа ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области на запрос суда от 22 ноября 2021 года следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости по адресу: <адрес> (л.д. 105).
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 5 апреля 2019 года за ФИО1 признано право собственности на квартиру № <адрес>, общей площадью 59,5 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 8).
28 января 2021 года и 18 февраля 2021 года ФИО1 обратилась в Вяземский МФЦ – филиал СОГБУ МФЦ с заявлением об осуществлении кадастрового учета здания, площадью 49,6 кв.м. по адресу: <адрес>, без одновременной государственной регистрации прав на объект недвижимости, с приложением доверенности, 2-х технических планов от 18 января 2021 года и 16 февраля 2021 года на здание ОКС:1213 (л.д. 9, 10, 108-114, 121-124, 127-129).
5 февраля 2021 года офисом межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области вынесено уведомление № КУВД-001/2021-2801164/1 о приостановлении государственного кадастрового учета до 5 мая 2021 года. Основаниями приостановления государственного кадастрового учета здания указаны отсутствие правоустанавливающего документа на квартиру № <адрес> и отсутствие заявления собственника квартиры № <адрес> (л.д. 11-12, 125-126).
25 февраля 2021 года офисом межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области вынесено уведомление № КУВД-001/2021-2801164/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (л.д. 106-107, 130-131).
12 марта 2021 года ФИО1 обжаловано решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
24 марта 2021 года апелляционной комиссией при Управлении Росреестра по Смоленской области принято решение № 17 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ФИО1 об обжаловании решения о приостановлении (л.д. 13).
12 мая 2021 года уведомлением офиса межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области № КУВД-001/2021-2801164/3 ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости в связи с истечением 5 мая 2021 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 5 февраля 2021 года (л.д. 132-133).
Таким образом, именно Управлением Росреестра по Смоленской области, а не филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» принято решение об отказе ФИО1 в осуществлении кадастрового учета здания и выданы уведомления.
Полномочия ФГБУ «ФКП Росреестра» определены в соответствии с положениями Закона № 218-ФЗ, а также Приказа № П/0515. Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области не наделен полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества (постановка, учет изменений, снятие), а также государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Законом № 218-ФЗ с 1 января 2017 года данные функции вправе осуществлять исключительно Управление Росреестра по Смоленской области.
Суд приходит к выводу, что филиал Учреждения не имеет полномочий по вынесению решений об отказе в осуществлении кадастрового учета в отношении здания ОКС:1213, не является надлежащим ответчиком. Административным истцом не представлено каких-либо доказательств нарушения его прав филиалом Учреждения.
Администрация Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области также не имеет полномочий по вынесению решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества, к ней не предъявляются исковые требования истцом, не затрагиваются права и обязанности администрации, в связи с чем администрация не является надлежащим ответчиком.
2 июня 2021 года решением Вяземского районного суда Смоленской области по делу № 2-892/2021 ФИО1 отказано в удовлетворении требований к филиалу Учреждения об обязании осуществить государственный кадастровый учет квартиры (л.д. 29-30).
7 сентября 2021 года апелляционным определением Смоленского областного суда произведен переход рассмотрения дела по иску ФИО1 к администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет квартиры по правилам административного производства (л.д. 71-73).
28 сентября 2021 года апелляционным определением Смоленского областного суда решение Вяземского районного суда Смоленской области от 2 июня 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 84-86).
При разрешении требований административного истца ФИО1 суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 16 ЖК РФ квартира относится к жилым помещениям.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон «О кадастровой деятельности».
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 года, Закон о регистрации аналогично Закону о кадастре указывает на следующие общие основания, препятствующие кадастровому учету:
- обращение с заявлением ненадлежащего лица (пункт 2 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 5 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);
- непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 4 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- несоответствие формы и (или) содержания документа требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- подписание документа неправомочными лицами (пункт 8 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);
- непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных по межведомственным запросам, или наличие информации об отсутствии запрошенных документов (пункты 9, 10 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);
- представление заявления о государственном кадастровом учете объекта, не являющегося объектом недвижимости (пункт 19 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);
- нарушение законодательного запрета, не допускающего совершаемое образование объекта недвижимости путем раздела или выдела доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым(и) объектом(ами) недвижимости (пункт 35 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре);
- наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) о таком объекте недвижимости (пункт 49 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 6.1 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет многоквартирного дома в связи с изменением его параметров в результате реконструкции или при перепланировке расположенных в нем помещений осуществляется соответственно на основании заявления представителя собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченного на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, либо лица, осуществившего перепланировку помещений, повлекшую за собой изменение характеристик многоквартирного дома.
Согласно копии регистрационного дела ФИО1 28 января 2021 года и 18 февраля 2021 года обратилась в Вяземский МФЦ - филиал СОГБУ МФЦ с заявлениями о постановке на кадастровый учет именно здания, площадью 49,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Между тем, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 5 апреля 2019 года за ФИО1 признано право собственности на квартиру № <адрес>, общей площадью 59,5 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 8).
Оспаривая отказ в постановке на кадастровый учет квартиры № <адрес>, административный истец такой отказ суду не предоставила, а как указано выше 28 января 2021 года и 18 февраля 2021 года ФИО1 поданы заявления о кадастровом учете не квартиры № <адрес>, а здания – дома № <адрес> по ул. <адрес>.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что административным истцом ФИО1 в соответствии с уведомлением офиса межмуниципального Гагаринского отдела Управления Росреестра по Смоленской области КУВД-001/2021-2801164/2 от 5 февраля 2021 года не были представлены до 5 мая 2021 года все необходимые документы на квартиру № <адрес> для государственного кадастрового учета здания по адресу: <адрес>, что и послужило основанием для вынесения 12 мая 2021 года отказа в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости – здания, а не квартиры.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в государственном кадастровом учете здания по адресу: <адрес>, принят Управлением Росреестра по Смоленской области без нарушения прав ФИО1
При этом, как пояснила истец в судебном заседании, она не обращалась в регистрирующие органы для регистрации права собственности на квартиру № <адрес> в доме № <адрес> по ул. <адрес>.
Принимая во внимание изложенное суд не находит правовых оснований для возложения на надлежащего административного ответчика Управление Росреестра по Смоленской области обязанности осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости – жилое помещение, общей площадью 59,5 кв.м., в том числе жилой площадью 33,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
При таком положении, суд отказывает административному истцу ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Семлевского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об обязании осуществить государственный кадастровый учет квартиры – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 08.12.2021
Изготовлено мотивированное решение 21.12.2021
Решение вступает в законную силу 24.01.2022