ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2157/20 от 05.06.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0001-02-2020-001404-38

Дело № 2а-2157/20

Решение

Именем Российской Федерации

5 июня 2020 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя административного ответчика по доверенности № 11 от 14.01.2020 г. ФИО1, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО6 к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР с привлечением в качестве заинтересованного лица ФИО2 ФИО7, о признании незаконными отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка с направлением проекта договора для подписания, установлении выкупной стоимости земельного участка по цене кадастровой стоимости

установил:

ФИО3, являясь арендатором земельного участка, с кадастровым номером , пл. 5 000 кв.м., по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, обратился в суд с административным иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР (далее – ТУ Росимущество), в котором просит:

признать незаконным отказ территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР в предоставлении в собственность указанного земельного участка за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженный в письме № 07-БМ-03/5841 от 23.12. 2019 г. по заявлению о выкупе земельного участка от 12.12. 2019 г.;

обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР предоставить ему в собственность, путем заключения договора купли-продажи, земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> по цене, равной его кадастровой стоимости;

обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером , площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. с направлением проекта договора для подписания, установлении выкупной стоимости земельного участка.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель административного ответчика ФИО1, исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении за необоснованностью указав, что в соответствии со статьей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской республике", земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, не может быть приватизирован ранее 49 лет с момента вступления в законную силу указанного закона.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО4 в судебное заседание не явилась, от неё поступило письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 10.1 Земельного кодекса РФ, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Согласно п. 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды № 52 находящегося в государственной собственности земельного участка от 01.12.2005 года и дополнительного соглашения № 1 к нему от 17.07.2019 г., ФИО3, является арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером , с видом разрешенного использования-для сельскохозяйственного использования, целевое назначение – под многолетние насаждения, расположенного по адресу: <адрес>

Договор аренды земельного участка заключен сроком до 30.11.2030 года. ( п.2.1 Договора)

Указанный договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие регистрационные записи от 11.04.2006 г. и от 05.08.2019 г., соответственно.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 11.03.2006 года ФИО3 и ФИО4 на праве совместной собственности принадлежат: многолетние насаждения в количестве 2 357 шт. в т.ч., яблони «Делишес», год посадки -1976, «Голден», год посадки -1976, нежилое здание, общ. пл. 258 000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>

ФИО3., 12.12.2019 г. обратился в Росимущество с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, где расположены многолетние насаждения, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером , за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Письмом Росимущества от 23.12.2019 года № 07-БМ-03/5841 административному истцу отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, на том основании, что исходя из положений п.1 ст. 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской республике", земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, не может быть приватизирован ранее 49 лет с момента вступления в законную силу указанного закона.

В силу изложенных норм, а также принимая во внимание дату вступления в силу Закона № 23 Р (06.11.2004), приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Кабардино-Балкарской Республики, находящихся в публичной собственности, в том числе и земель, находящихся в федеральной собственности, возможна только по истечении в 2053 году срока действия указанного моратория, установленного республиканским законодательством.

В этой связи согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Между тем, в соответствии со статьей 39.3 Земельного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20).

Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса (пункт 3).

Согласно пункту 20 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Приведенной нормой предусмотрено право на приватизацию земельных участков, занятых многолетними насаждениями, исключительно лицами, за которыми зарегистрировано право собственности на многолетние насаждения до 08.12.2006, то есть в период, когда в соответствии с законодательством такие объекты признавались недвижимостью.

По ранее действующему законодательству к объектам недвижимости редакция п.1 ст. 130 ГК РФ прямо относил и многолетние насаждения до 8 декабря 2006 г.

Пунктом 1 статьи 16 ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (вступившей в силу, согласно статье 40 данного закона, 08.12.2006) в пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения и исключены слова "леса, многолетние насаждения".

Законодательством не предусмотрена ни возможность регистрации права собственности на многолетние насаждения после вступления в силу Закона N 201-ФЗ, ни право на выкуп земельных участков, занятых насаждениями, право собственности на которые было зарегистрировано после вступления в силу Закона N 201-ФЗ.

Между тем, право собственности на многолетние насаждения за административным истцом зарегистрировано 11.03.2006 года, то есть до вступления в силу Закона N 201-ФЗ.

При этом административный ответчик доказательств того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте либо зарезервирован для использования в государственных или общественных интересах, не представил.

Таким образом, заявитель, как собственник указанного недвижимого имущества, имеет, исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого им земельного участка, на котором он расположен, в связи с чем, оспариваемое им бездействие названного органа Росимущества в виде отказа в удовлетворении поданного им в установленном порядке заявления о приобретении на него права собственности и не принятия решения о таком его предоставлении, нарушает его исключительное право и, одновременно с этим, не соответствует приведенным законоположениям, то есть является незаконным.

Довод административного ответчика о том, что в соответствии со статьей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской республике", земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения, не может быть приватизирован ранее 49 лет с момента вступления в законную силу указанного закона, основан на неверном толковании норм материального права.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Однако, согласно абзацу 2 части 1 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, действие данного Закона не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, оборот которых регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 6 настоящей статьи не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества

По смыслу указанных норм, предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, занятого объектами недвижимого имущества, осуществляется по правилам Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.20 в действующей редакции, статья 36 в редакции, действовавшей в период спорных взаимоотношений), без учета момента начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, установленного законом субъекта Российской Федерации, в связи с чем, приведенный довод подлежит отклонению.

Таким образом, оспариваемое решение Росимущества не содержит установленных статьей 39.16 ЗК РФ оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, оно не может быть признано законным и обоснованным.

На момент обращения ФИО3 в Росимущество, имелись все необходимыми условиями для предоставления ему земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, каковыми являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из указанной нормы права следует, что решение суда, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, и указание на действие указанного органа, направленное на восстановление (устранение нарушения) нарушенного права административного истца.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

Как предусмотрено п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Цена названного земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (п. 3 ст. 39.4 Кодекса).

Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что, по общему правилу, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Следовательно, цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Данная позиция изложена в п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 г.).

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.175- 180,227 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования ФИО2 ФИО6 удовлетворить:

признать незаконным отказ территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР в предоставлении ФИО2 ФИО6 в собственность указанного земельного участка за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, выраженный в письме № 07-БМ-03/5841 от 23.12. 2019 г. по заявлению о выкупе земельного участка от 12.12. 2019 г.;

обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР предоставить ФИО3 в собственность, путем заключения договора купли-продажи, земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>., по цене, равной его кадастровой стоимости на момент обращения;

обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР осуществить подготовку и подписание проекта договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером , площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с направлением ФИО2 ФИО6 проекта договора для подписания, установить выкупную цену за указанный земельный участок равную его кадастровой стоимости на момент обращения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.

Дата составления мотивированного решения 9 июня 2020 г.

Судья Безроков Б.Т.