ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2157/2018660044-01-2018-002554-30 от 16.08.2018 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Дело 2а-2157/2018 66RS0044-01-2018-002554-30

Решение

Именем Российской Федерации

16 августа 2018 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Фаттаховой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Первоуральска в интересах Российской Федерации, муниципального образования – городской округ Первоуральск к Первоуральской городской Думе о признании незаконным заключения (решения), принятого по итогам рассмотрения Представления прокурора г. Первоуральска, внесенного в связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о досрочно прекращении депутатских полномочий депутатами Первоуральской городской Думы, возложении обязанности исполнить требования законодательства и досрочно прекратить депутатские полномочия депутатов Первоуральской городской Думы,

установил:

Прокурор г. Первоуральска обратился в суд с административным исковым заявлением к Первоуральской городской Думе с требованиями о признании незаконным заключения (решения) комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по итогам рассмотрения Представления прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного в порядке ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, признании незаконным бездействия Первоуральской городской Думы по исполнению требований ч. 9 ст. 8 Федеральногозакона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского совета от 23.06.2005 № 94, о досрочном прекращении депутатских полномочий депутатами Первоуральской городской Думы ФИО1, Чураковым Д.Б., ФИО2, возложении обязанности исполнить требования ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского совета № 94 от 23.06.2005 и досрочно прекратить депутатские полномочия депутатов Первоуральской городской Думы ФИО6, Чуракова Д.Б., ФИО2

При принятии и подготовке административного дела к судебному разбирательству к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены депутаты Первоуральской городской Думы ФИО1, Чураков Д.Б. и ФИО2

В ходе судебного заседания административный истец старший помощник прокурора г. Первоуральска Поторочин Д.В. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на заявленных требованиях настаивает, суду пояснил, что во исполнение Распоряжения прокурора Свердловской области «Об организации исполнения Комплексного Плана мероприятий по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ годы» прокуратурой г. Первоуральска на поднадзорной территории было организовано проведение плановых мероприятий, направленных на исполнение п.п.9-10 Раздела II «Комплексные меры по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ годы» Комплексного Плана мероприятий по противодействию коррупции на ДД.ММ.ГГГГ годы. В рамках исполнения Распоряжения, реализуя полномочия, предоставленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранныхбанках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», прокуратурой города организована проверка исполнения депутатами Первоуральской городской Думы требований ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в ходе которой было установлено:

депутат Первоуральской городской Думы ФИО1 предоставил неполные (недостоверные) сведения о доходах и имуществе за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении себя и несовершеннолетних детей. При составлении справок в отношении несовершеннолетних детей: ФИО10ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8ДД.ММ.ГГГГ года рождения ФИО1 указал в отношении себя недостоверные данные о паспорте, указав данные паспорта гражданина РФ, выданного ДД.ММ.ГГГГ, при том, что ДД.ММ.ГГГГФИО6 отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> выдан новый паспорт. В подразделе 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» в справках, представленных в отношении несовершеннолетних детей: ФИО10 и ФИО8, ФИО1 указал 2-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>, основание пользования - фактическое предоставление. При проведении проверки установлено, собственником указанной квартиры являлась мать несовершеннолетних детей - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> признан в установленном законом порядке аварийным и расселен. На основании Постановления Администрации городского округа Первоуральск от 11.08.2017 №1662 «Об утверждении списка граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда» ФИО9 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Между Администрацией городского округа Первоуральск и ФИО9ДД.ММ.ГГГГ заключен договор мены, ДД.ММ.ГГГГ за ФИО9 зарегистрировано право собственности в отношении нового жилого помещения. Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние дети ФИО6: ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р., право пользования в отношении <данные изъяты> комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> утратили. Отражению в подразделе 6.1 Справки подлежала квартира по адресу:. Первоуральск <адрес>. В ходе проверки ФИО1 пояснил, что его несовершеннолетние дети: ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО10ДД.ММ.ГГГГ г.р., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически проживали с ним по адресу: <адрес>А, <адрес>, однако данный факт в подразделе 6.1 Справок, представленных в отношении детей ФИО1 также не отражен, то есть сведения об имуществе, находящемся в пользовании несовершеннолетних детей ФИО6 являются неполными (недостоверными). В подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной ФИО1 в отношении себя за ДД.ММ.ГГГГ год не указано ООО «<данные изъяты>», созданное в ДД.ММ.ГГГГ г., в котором ФИО1 является единственным учредителем. В Справке, представленной в отношении себя, ФИО1 не указал факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заявив в Разделе 1 «Сведения о доходах» Справки общий доход, не указал сумму дохода, полученную им в качестве индивидуального предпринимателя, при том, что именно доход от деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является для ФИО6 основным, и составил <данные изъяты> руб., при общем доходе <данные изъяты> руб.

При проверке достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Первоуральской городской Думы Чураковым Дмитрием Борисовичем, за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетних детей, установлено, что при указании адресов регистрации и фактического проживания, объектов недвижимого имущества находящихся в собственности и пользовании, Чураков Д.Б. адреса объектов указал не полностью - без указания наименования улиц, что свидетельствует о недостоверности (неполноте) представленных сведений.

Депутат Первоуральской городской Думы ФИО2 представил неполные сведения о принадлежащем ему имуществе. В Разделе 3.2 «Транспортные средства» Справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО2 не указал принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ год выпуска государственный регистрационный знак регион. Согласно пояснениям ФИО2 автомобиль используется дочерью, проживающей в другом городе.

В установленный законом месячный срок, после предоставления неполных и недостоверных сведений об имуществе, депутаты ФИО1, Чураков Д.Б. и ФИО2 уточняющие сведения не представили. В связи с выявленными нарушениями прокурором города в адрес Первоуральской городской Думы в порядке ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ», внесено представление об устранении нарушений закона. Представление прокурора рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании комитета по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы. По результатам рассмотрения, согласно Заключению комитета от ДД.ММ.ГГГГ, доводы прокурора о нарушении депутатами Первоуральской городской Думы требований Федерального законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и близких родственников, круг которых определен федеральным законом, нашли подтверждение. Однако Комитетом принято решение об отсутствии оснований для привлечения виновных лиц к ответственности. Решение Комитета по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по итогам рассмотрения представления прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, депутатские полномочия депутатов Первоуральской городской Думы ФИО6, Чуракова Д.Б. и ФИО2 подлежат досрочному прекращению. Первоуральская городская Дума, несмотря на обязанность принимать меры, направленные на профилактику коррупции, недопущение и устранение коррупционных проявлений в деятельности органа местного самоуправления, получив и рассмотрев представление прокурора г. Первоуральска о неисполнении депутатами Первоуральской городской Думы обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и наличии в действиях (бездействии) депутатов Первоуральской городской Думы ФИО6, Чуракова Д.Б. и ФИО2 коррупционного поведения, мер по привлечению указанных лиц к установленной законом ответственности за совершение коррупционных правонарушений не приняла - решение о досрочном прекращении депутатских полномочий ФИО6, Чуракова Д.Б. и ФИО2, как того требует ч.9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции», ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.26 Устава городского округа Первоуральск, не принято. Изложенные обстоятельства свидетельствую о незаконном бездействии Первоуральской городской Думы. По результатам проверки объективных факторов, препятствующих депутатам ФИО6, Чуракову Д.Б. и ФИО2 исполнить возложенные законом обязанности, не установлено. Указанные лица имели достаточный срок для подготовки и проверки представляемых сведений, внесения, при необходимости, изменений и уточнений, однако надлежащих мер к этому не приняли. Оснований для освобождения ФИО6, Чуракова Д.Б. и ФИО2 от ответственности за допущенные нарушения не имеется. Прошу признать незаконным бездействие Первоуральской городской Думы о досрочном прекращении депутатских полномочий депутатами Первоуральской городской Думы ФИО1, ФИО3 и ФИО2, обязать Первоуральскую городскую Думу досрочно прекратить депутатские полномочия депутатов Первоуральской городской Думы ФИО6, Чуракова Д.Б., ФИО2

Представитель административного ответчика Баженова О.А. суду пояснила, Первоуральская городская Дума возражает против требований, изложенных административным истцом, считает их не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 22 Устава городского округа Первоуральск Первоуральская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» депутат Думы является лицом, замещающим муниципальную должность. Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года №2-0З «О противодействии коррупции в Свердловской области» установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного, характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения предоставляются по утвержденной форме. Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Законом № 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1. статьи 30 Закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-03 «О противодействии коррупции в Свердловской области» применение мер юридической ответственности к лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом и муниципальными нормативными правовыми актами соответствующих муниципальных образований. Решением Первоуральской городской Думы от 26 апреля 2018 года № 96 утвержден Порядок увольнения (освобождения от должности) лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа Первоуральск, в связи с утратой доверия. В соответствии с частями 7.1, 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, частью 4 статьи 17 Закон Свердловской области от 20 февраля № 2-03 «О противодействии коррупции в Свердловской области», пунктом 3 Порядка решение об увольнении (об освобождении от должности) лица, замещающего муниципальную должность, принимается решением Первоуральской городской Думы.. Депутаты Первоуральской городской Думы ФИО2, Чураков Д.Б., ФИО1 в установленные сроки предоставили в Администрацию Западного управленческого округа Свердловской области сведения своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В результате проведенной прокурором города Первоуральска проверки было выявлено, что сведения, представленные депутатами, являются неполными (недостоверными): ФИО2 не указал принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ г.в. согласно пояснениям депутата, автомобиль находится в городе Москва в семье его дочери Валерии, но формально числится на нем, хотя все налоги и другие имущественные операции осуществляет дочь согласно договору дарения автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ.Чураков Д.Б., при заполнении справки в отношении себя на титульном листе в адресе места регистрации не указал <адрес>, в разделе 3.1. (недвижимое имущество) не указал наименование улиц в отношении объектов недвижимости. Аналогичные нарушения в части не указания на наименование улиц имеется в отношении супруги и несовершеннолетних детей. ЧертищевВ.Г. при заполнении справок в отношении несовершеннолетних детей указал данные старого паспорта, в разделе 6.1 (объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности) не указал жилое помещение по адресу: <адрес>, собственником которого является мать несовершеннолетних детей, а также не указал квартира, в которой фактически со слов депутата на ДД.ММ.ГГГГ проживалидети, в разделе 5.1 (акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах») не указано участие в ООО «<данные изъяты>», в котором является единственным учредителем, а также не указал в справке о доходах факт регистрации в качестве ИП, хотя данный доход депутат отразил в разделе 1 справки (сведения о доходах) - указал как доход по основному месту работы.В целях устранения нарушений федерального законодательства депутатами Первоуральской городской Думы были представлены уточненные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в Администрацию Западного управленческого округа Свердловской области, а также данные изменения отражены на официальном сайте Первоуральской городской Думы.Учитывая, что неточности, допущенные депутатами Думы являются несущественными, техническими, другие требования и запреты депутатами Думы соблюдались, более того депутаты Думы ФИО2, Чураков Д.Б. избрались в Первоуральскую городскую Думу в ДД.ММ.ГГГГ году и сведения о доходах предоставляли впервые, что является смягчающим обстоятельством, комитетом Думы было принято решение большинством голосов от числа присутствующих членов комитета Думы: представление прокурора города Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ считать рассмотренным, основания для привлечения виновных лиц к ответственности отсутствуют, предупредить депутатов Первоуральской городской Думы ФИО2, ФИО6, Чуракова Д.Б. о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является публичной мерой ответственности за совершенное правонарушение и данная мера должна быть направлена на достижение целей предупреждения и профилактики коррупции, более того для применения таких мер необходима коррупционная составляющая. В данном случае, у депутатов Думы не было умысла предоставить заведомо ложные сведения, а также скрыть сведения и имущество, как не было и какой-либо коррупционной составляющей.

Представитель административного ответчика Первоуральской городской Думы Соколова Н.В. возражала против требований, изложенных административным истцом, считает их не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 22 Устава городского округа Первоуральск Первоуральская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» депутат Думы является лицом, замещающим муниципальную должность. Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131 и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» депутаты представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей впорядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целях и охраняемых законным интересам, мера ответственности должна отвечать характеру совершенного деяния. Кроме того, согласно пункту 4 Порядка при рассмотрении вопроса об увольнении (освобождении от должности) в связи с утратой доверия учитываются характер совершенного лицом, нарушения. Депутаты Первоуральской городской Думы ФИО2, Чураков Д.Б., ФИО1 в установленные сроки предоставили в Администрацию Западного управленческого округа Свердловской области сведения своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. В результате проведенной прокурором города Первоуральска проверки было выявлено, что сведения, представленные депутатами являются неполными(недостоверными).. В соответствии со статьей 4 регламента Первоуральской городской Думы, ДД.ММ.ГГГГ данное представление было рассмотрено комитетом Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления с участием представителя прокурора города Первоуральска и с учетом действующего законодательства принято решение. Учитывая, что неточности, допущенные депутатами Думы, являются несущественными, техническими, другие требования и запреты депутатами Думы соблюдались, более того депутаты Думы ФИО2, Чураков Д.Б. избрались в Первоуральскую городскую Думу в ДД.ММ.ГГГГ году и сведения о доходах предоставляли впервые, что является смягчающим обстоятельством, комитетом Думы было принято решение большинством голосов от числа присутствующих членов комитета Думы: представление прокурора города Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ считать рассмотренным, основания для привлечения виновных лиц к ответственности отсутствуют, предупредить депутатов Первоуральской городской Думы ФИО2, ФИО6, Чуракова Д.Б. о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Дума - орган коллегиальный. В силу положений п.п. 1.3,3 ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Учитывая приведенные положения Основного закона РФ, обязание депутатов Думы в принятии однозначного решения о прекращении полномочий депутатов, нарушит принцип свободного волеизъявления и права выбора депутата при решении указанного вопроса проголосовать исключительно «за» прекращение полномочий. Более того, решение суда о возложении на орган местного самоуправления, самостоятельность которому гарантирована Конституцией РФ, обязанности вынести конкретное решение будет являться вмешательством в деятельность представительного органа местного самоуправления и, учитывая коллегиальность, не будет отвечать принципу исполнимости решения. Доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, а также несоответствие закону решения комитета, бездействия Думы истцом не представлено. Прокурором в соответствии с Федеральным законом выбран не верный способ защиты прав. Прокурор г.Первоуральска должен был обратиться с иском к каждому заинтересованному лицу, на это ссылается Свердловский областной суд - апелляционное определение Свердловского областного суда по гражданскому делу № 33а -9173/2018.

Заинтересованное лицо Чураков Д.Б. суду пояснил, что имеются неточности по адресам (улицам) при заполнении справки в отношении себя, а также супруги и несовершеннолетних детей. Данную справку он заполнял в программе БК в соответствии с пунктом 33 Методических рекомендаций по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в ДД.ММ.ГГГГ году. В данной программе при введении адреса идет проверка соответствия данного адреса с адресом в справочнике адресов. Первоначально заполнил справку без указания <адрес> (так как адрес:<адрес> в справочнике адресов программы БК отсутствует), черновики данных справок находятся в аппарате Первоуральской городской Думы. В дальнейшем, учитывая, что адрес в справочнике отсутствует, пришлось вводить адрес вручную, после чего произошла «потеря данных» - наименования улиц, но все остальные сведения, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости присутствуют (напротив каждого объекта недвижимости указаны полные реквизиты договора купли-продажи, свидетельства о государственной регистрации права). Неточности, допущенные им, являются несущественными, техническими, другие требования и запреты соблюдались, он избрался в Первоуральскую городскую Думу в ДД.ММ.ГГГГ году и сведения о доходах предоставляли впервые, что является смягчающим обстоятельством.

Представитель заинтересованного лица ФИО6 - Кадочников И.В. довод прокурора г.Первоуральска о том, что заключение комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления является незаконным, безоснователен. По такой категории дел Свердловским областным судом сформулирована позиция, так, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 01.03.2018 по делу N 33а- 4000/2018 указывается прямо: «...Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Закона N 131-ФЗ)...». Соответственно, вышестоящей инстанцией дано толкование законодательства, согласно которому у Первоуральской городской Думы есть право, а не обязанность прекратить полномочия ФИО6 Довод прокурора г.Первоуральска: «Бездействие Административного ответчика в части досрочного прекращения полномочий Заинтересованного лица является незаконным». В соответствии с Заключением комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления б/н от ДД.ММ.ГГГГ Первоуральская Городская Дума не нашла оснований для досрочного прекращения полномочий ФИО6 Соответственно, отсутствовали основания для вынесения на голосование Думы вопроса о досрочном прекращении полномочий ФИО6 Требование прокурора г. Первоуральска об обязывании Первоуральскую Городскую Думу досрочно прекратить полномочия ФИО6 не основано на законе. Отсутствуют процессуальные нарушения в действиях Первоуральской городской Думы. Прокурор г.Первоуральска не оспаривает правильность процессуальных действий Первоуральской городской Думы в части принятия к производству представления. Представитель прокуратуры присутствовал ДД.ММ.ГГГГ при вынесении Заключения комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления б/н от ДД.ММ.ГГГГ Соответственно процессуальных нарушений не имеется. Просит учесть, что в настоящее время в отношении заинтересованного лица ФИО6 Губернатором Свердловской области проводится проверка, что подтверждается Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец при подаче административного искового заявления, обязан доказать совокупность условий, подпадающих под ч. 4 ст. 218 КАС РФ, ч. 3 ст. 39 КАС РФ, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ. Фактически Административный истец оспаривает Заключение комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления б/н от ДД.ММ.ГГГГ Данный документ не отвечает признакам «нормативности», так как вынесен в отношении ограниченного круга лиц: ФИО6 Чуракова Д.Б. и ФИО2 Таким образом, прямое указание ч. 7.3. ст. 40 Федерального закона №131-Ф3 на субъекта, имеющего право на обращение в суд; а так же отсутствие признака «нормативности» Заключения комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления б/н от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для применения судом п. 2 ч. 1 ст. 196 КАС РФ в отношении административного искового заявления. В связи свышеизложенным просим суд оставить административное исковое заявление Прокурора г. Первоуральска без рассмотрения в связи с отсутствием у указанного лица процессуальной дееспособности.Цели представить заведомо недостоверную информацию у его доверителя не было. Согласно данных ФНС России ФИО1 является участником Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. Выборы депутатов Первоуральской городской Думы состоялись 10 сентября 2017 г., когда ФИО1 получен статус депутата в Первоуральской городской Думе.Обязанность предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возникает у депутата представительного органа муниципального образования после избрания его на такую муниципальную должность, а ответственность в виде досрочного прекращения полномочий может быть применена только к действующему депутату и только в связи с неисполнением им вышеназванных обязанностей действующего депутата представительного органа муниципального образования.ФИО1 получил имущественные права (стал участником) в период до избрания его на должность депутата Первоуральской городской Думы. Полномочия, могут быть досрочно прекращены только за нарушения, допущенные после этой даты. Предоставление ФИО1 недостоверных сведений о своем имуществе за период до избрания депутатом Первоуральской городской Думыне могут служить основанием для прекращения его полномочий депутата. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ г. не имел прибыли, что подтверждается сданными налоговыми декларациями с нулевой отчетностью. Соответственно оснований для прекращения статуса депутата ФИО6. в связи с неуказанием статуса участника в ООО «<данные изъяты>» не имеется. Согласно п. 7 Раздела 1 Справки (итоговый доход за отчетный период) содержится информация об общем доходе ФИО6 Данный размер дохода не оспаривается прокурором г.Первоуральска. При подаче указанной Справки ФИО1 указал ООО «<данные изъяты>» основным местом работы. Дополнительно ФИО1 является Индивидуальным предпринимателем.При этом сам размер дохода, указанный в п. 7 Раздела 1 Справки не оспаривается прокурором г.Первоуральска. Соответственно представлены достоверные сведения об общем доходе ФИО6

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 – Коваль А.П. суду пояснил, что его доверителю вменяют в вину, что он представил неполные (недостоверные) сведения по декларации, так как не указал принадлежащий ему на праве собственности автомобиль «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, что не соответствует действительности, так как ДД.ММ.ГГГГФИО2 подарил это транспортное средство своей дочери ФИО18, которая проживает вг.<адрес>. Дочь ФИО2 своевременно не зарегистрировала данный автомобиль на свое имя, при том, что фактически владеет и пользуется транспортным средством на протяжении нескольких лет. На момент подачи сведений, ФИО15 не являлся собственником вышеназванною автомобиля. Договор дарения предоставлен в Первоуральскую городскую Думу. Так как в ДД.ММ.ГГГГ году транспортное средство попало в аварию, его в РЭО ГИБДД не переоформили ввиду наличия дефектов. Он же этот момент упустилд. Транспортный налог оплачивает полностью дочь ФИО2 Автомашина является движимым имуществом, право собственности переходит с момента передачи автомашины другому владельцу. Право собственности на автомашины перешло дочке ФИО2 по договору дарения. Нарушений закона со стороны ФИО2 не было. Прокуратура не имела права обращаться с представлением о досрочном прекращении его депутатских полномочий. Этот вопрос может инициировать только Губернатор Свердловской области. Просит в удовлетворении требований отказать.

Заинтересованное лицо ФИО2 доводы своего представителя поддержал.

Административным ответчиком, заинтересованными лицами представлены возражения (объяснения), которые приобщены к материалам административного дела.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает возможным частично удовлетворить требования административного истца.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокуратурой город Первоуральска была организована проверка исполнения депутатами Первоуральской городской Думы требований ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции»

В порядке ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ» в связи с выявленными нарушениями прокурором города в адрес Первоуральской городской Думы28.06.2018, исходящий №02-16-2018, внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.116-120 т.1).

Представление прокурора рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комитета по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы. По результатам рассмотрения, согласно Заключению комитета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122-124т.1), доводы прокурора о нарушении депутатами Первоуральской городской Думы требований Федерального законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и близких родственников, круг которых пределен федеральным законом, нашли подтверждение, однако Комитетом принято решение об отсутствии оснований для привлечения виновных лиц к ответственности.

Считая решение Комитета по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по итогам рассмотрения представления прокурора г.Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным,прокурор прокурора города Первоуральска, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования – городской округ Первоуральск обратился в суд с административным иском к Первоуральской городской Думе о признании незаконным заключения (решения), принятого по итогам рассмотренияпредставления прокурора г. Первоуральска, внесенного в связи с выявленными нарушениями законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о досрочно прекращении депутатских полномочий депутатами Первоуральской городской Думы, возложении обязанности исполнить требования законодательства и досрочно прекратить депутатские полномочия депутатов Первоуральской городской Думы.

Закон N 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со статьей 22 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 №94, Первоуральская городская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

В силу части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области" установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности (за исключением муниципальных должностей глав) в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.

Форма "Справки о доходах" утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ).

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Закона N 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 26 Устава городского округа Первоуральск, полномочия депутата прекращаются досрочно в порядке, определенном федеральными законами, законами Свердловской области и настоящим Уставом. Решение Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Думы принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Думы, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Одним из требований, указанных в представлении прокурора, было незамедлительно принять меры к устранению нарушений федерального законодательства, рассмотреть вопрос о наличии оснований для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности, а по тексту представления имелась ссылка на досрочное прекращение депутатских полномочий в связи с неисполнением обязанности по предоставлению сведений о доходах, представление прокурора рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комитета по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы.

Положения о Комитетах Первоуральской городской Думы, в том числе «Положение о комитете по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы» (приложение№5) утверждены Решением Первоуральского городского Совета от 22.12.2005 N 170 (ред. от 30.10.2014).

Комитет по организационной работе и вопросам местного самоуправления (далее - комитет) является постоянно действующим рабочим органом Первоуральской городской Думы (далее - Дума), образованным Думой из числа депутатов Думы для организации деятельности Думы и решения вопросов местного самоуправления. Комитет подотчетен Думе.

В своей деятельности комитет руководствуется Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и Свердловской области, Уставом городского округа Первоуральск (далее - городской округ), Регламентом Первоуральской городской Думы и настоящим Положением

Согласно п. 5 Положения о комитете по организационной работе и вопросам местного самоуправления Первоуральской городской Думы основной задачей комитета является разработка по поручению Думы, а также по собственной инициативе проектов решений Думы по вопросам:

1) защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и Конституцией РФ;

Для осуществления своих функций комитет имеет право:

1) готовить по поручению Думы или по собственной инициативе вопросы, относящиеся к сфере своей деятельности, на рассмотрение Думы, а также в других комитетах, разрабатывать соответствующие проекты решений, давать заключения по проектам решений, вносить свои предложения (п.7);

Решением Первоуральской городской Думы от05.10.2017 №5 в соответствии со ст. 22 Устава Городского округа Первоуральск, ст. 4 Регламента Первоуральской городской Думы утвержден численный и персональный состав комитетов Первоуральской городской Думы ( л.д 241 т. 1).

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" невыполнение обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей соответствующим лицом, на котором лежит данная обязанность, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы. За невыполнение обязанности по представлению соответствующих сведений для депутатов предусмотрена ответственность в виде досрочного прекращения депутатских полномочий.

Исходя из того, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования, соответственно, рассмотреть представление прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения законадолжны была Первоуральская городская Дума, в связи с чем суд не может признать законным заключение (решение) комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по итогам рассмотрения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Со стороны Первоуральской городской Думы в части не принятия мер по рассмотрению представления прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения закона судом установлено бездействие.

Соответственно, суд считает необходимым обязать Первоуральскую городскую думу в месячный срок со дня вступления решения Первоуральского городского суда в силу рассмотреть представление прокурора г.. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения закона».

При этом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения обязанности на Первоуральскую городскую Думу досрочно прекратить полномочия депутатов Первоуральской городской ДумыФИО6, Чуракова Д.Б., ФИО2, так как данное представление прокурора г. Первоуральска Первоуральской городской Думой, к компетенции которой относится решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования не рассматривалось. Решение по данному вопросу должно быть принято компетентным органом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора города Первоуральска в интересах Российской Федерации, муниципального образования – городской округ Первоуральск удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение (решение) комитета Первоуральской городской Думы по организационной работе и вопросам местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по итогам рассмотрения представления прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным бездействие Первоуральской городской Думы в части не принятия мер по рассмотрению представления прокурора г. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения закона ( в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).

Обязать Первоуральскую городскую думу в месячный срок со дня вступления решения Первоуральского городского суда в силу рассмотреть представление прокурора г.. Первоуральска от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушения закона (в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ»)

В остальной части административного иска отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде путем подачи жалобы через Первоуральский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 21 августа 2018 года.

Председательствующий: Е.В. Карапетян