ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2157/2023 от 04.07.2023 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2157/2023

УИД: 42RS0009-01-2022-008846-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово в составе:

председательствующего судьи Курилова М.К.,

при секретаре Старцевой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

04 июля 2023 года

административное дело по административному исковому заявлению Ашихмина С.Н. об оспаривании ответа заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Кемеровской области-Кузбассу Жилиной О.В. от **.**.****,

У С Т А Н О В И Л:

Ашихмин С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Кемеровской области-Кузбассу Жилиной О.В. от **.**.****.

Административные исковые требования мотивированы тем, что **.**.**** административным истцом в МИФНС России №15 по Кемеровской области – Кузбассу был подан запрос на предоставление сведений о количестве и движении денежных средств на счете ###, открытом на имя ЛИЦО_8 в ... отделении ### ПАО «Сбербанк России» за период с **.**.**** по **.**.****.

**.**.**** Ашихминым С.Н. был получен ответ ### от **.**.**** о перенаправлении указанного запроса по территориальной принадлежности в налоговый орган по месту учета ЛИЦО_8 в МИФНС России ### по ... в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О Порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ашихмин С.Н. считает незаконным указанное решение, поскольку запрос был подан им в МИФНС России №15 по Кемеровской области – Кузбассу, так как при подаче запроса необходимо было представить подлинник исполнительного документа.

Кроме того, все налоговые органы вправе самостоятельно запрашивать в любых банках, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, сведения о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств.

Действующим законодательством не установлен запрет административному ответчику истребовать в ПАО «Сбербанк России» сведения о видах и номерах банковских счетов граждан, количестве и движении денежных средств.

Ашихмин С.Н. просит суд признать незаконным решение советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса МИНФС России №15 по Кемеровской области – Кузбассу Жилиной О.В. ### от **.**.**** о перенаправлении запроса. Обязать МИНФС России №15 по Кемеровской области – Кузбассу предоставить административному истцу сведения о количестве и движении денежных средств на счете ###, открытом на имя ЛИЦО_8 в ... отделении ### ПАО «Сбербанк России» за период с **.**.**** по **.**.****.

Определением Центрального районного суда г.Кемерово от 05.05.2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФНС России по Кемеровской области – Кузбассу.

В судебном заседании административный истец Ашихмин С.Н. на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика МРИФНС №15 по Кемеровской области – Кузбассу Беличенко Н.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала.

Представитель административного ответчика УФНС России по Кемеровской области – Кузбассу Федина А.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения административных исковых требований возражала.

Административный ответчик заместитель начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Кемеровской области-Кузбассу Жилина О.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Заинтересованное лицо ЛИЦО_8 в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о его смерти.

Учитывая положения ст. 150 КАС РФ, мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд считал возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии административного ответчика Жилиной О.В., извещенной судом надлежащим образом. Основания для отложения судебного разбирательства судом не установлены.

Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно положениям статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

На основании п.п.1, 2 ч.9 ст.220 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом лицо, обратившееся с административным исковым заявлением обязано доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов действиями (бездействием) или принятым решением административного ответчика.

Судом установлено, что административный истец Ашихмин С.Н. **.**.**** обратился в МРИФНС №15 по Кемеровской области – Кузбассу с запросом, в котором просил предоставить ему сведения о количестве и движении денежных средств в рублях на счете должника Ашихмина К.Н. ### в ... отделении ### ПАО Сбербанк за период с **.**.**** по **.**.****.

К данному запросу от **.**.**** административным истцом была приложена копия исполнительного листа сери ###.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" № 59-ФЗ от 02.05.2006 года.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В свою очередь, административным ответчиком было установлено, что должник ЛИЦО_8 состоял на учете в МРИФНС ### по ..., в связи с чем, рассмотрение запроса Ашихмина С.Н. от **.**.**** в компетенцию МРИФНС №15 по Кемеровской области – Кузбассу не входит. На основании чего, административным ответчиком запрос Ашихмина С.Н. от **.**.**** был направлен для рассмотрения в МРИФНС ### по ..., о чем административный истец был извещен соответствующим письмом о перенаправлении запроса от **.**.****###.

Оспариваемое письмо от **.**.****### было получено ЛИЦО_6 нарочно **.**.****, что подтверждается его личной подписью в реестре приема – передачи документов от **.**.****.

Учитывая, что рассмотрение запроса ЛИЦО_8 не входило в компетенцию МРИФНС №15 по Кемеровской области – Кузбассу, по мнению суда, перенаправление запроса в МРИФНС ### по ... не нарушает прав административного истца.

Кроме того, суд учитывает, что МРИФНС ### по ... Ашихмину С.Н. был дан ответ от **.**.****### об отказе в предоставлении сведений ввиду их отсутствия. Указанный ответ от**.**.**** был направлен в адрес административного истца простым почтовым отправлением по адресу регистрации.

В свою очередь, данный ответ МРИФНС ### по ... от **.**.****### Ашихминым С.Н. в настоящем судебном заседании не оспаривается.

Что касается требований административного истца об обязании административного ответчика предоставить ему сведения о количестве и движении денежных средств в рублях на счете должника ЛИЦО_8### в ... отделении ### ПАО Сбербанк за период с **.**.**** по **.**.**** суд считает их необоснованными ввиду следующего.

В соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель, а также в автоматическом режиме Федеральная служба судебных приставов может запрашивать сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении сведений, указанных в пунктах 1 - 3 части 9 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1 - 3 части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

В соответствии с частью 10 статьи 69 Закона об исполнительном производстве налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

В свою очередь, как указал Верховный суд РФ в своем определении от 30.12.2021 N 301-ЭС21-24897 по делу N А43-39269/2020 право на получение данной информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных прежде всего с информацией, относящейся к налоговой тайне, определенной статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а также с учетом установленных Кодексом оснований, сроков и процедуры запрашивать такие сведения в банковских и иных учреждениях. Законодателем установлен исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены взыскателем, в частности, у налоговых органов.

В пункте 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность банка сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков установлены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных федеральными законами. Закон об исполнительном производстве не наделяет налоговые органы полномочиями по истребованию у банков выписок по счетам должников.

В данном случае налоговый орган не является владельцем полной и актуальной информации о количестве и движении денежных средств на счетах должника в банках.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Ашихмина С.Н. об оспаривании решения заместителя начальника Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Кемеровской области-Кузбассу Жилиной О.В. от **.**.****.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ашихмина С.Н. об оспаривании ответа заместителя начальника МРИФНС России № 15 по Кемеровской области-Кузбассу Жилиной О.В. от **.**.****### – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Кемерово.

Судья М.К. Курилов

Решение в мотивированной форме изготовлено 07.07.2023 года.