Дело № 2а-2159/2019Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Тыва об оспаривании действий,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Тыва об оспаривании действий, указав, что 05 октября 2018 года Кызылским городским судом вынесено определение об обеспечении иска, в соответствии с которым определено: «Обеспечить иск ФИО1 к ФИО2 о признании незаконными и отмене постановлений до вступления в силу решения суда и фактического исполнения решения суда. Запретить МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва вносить в единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о ФИО15, до вступления в силу решения суда и фактического исполнения решения суда». Тем не менее, административный ответчик 10 октября 2018 года вносит в ЕГРЮЛ изменения в сведения о ФИО15
Просит признать незаконными действия административного ответчика по принятию решения о государственной регистрации от 10 октября 2018 года № отменить запись ГРН 2181719068705 в ЕГРЮЛ от 10 октября 2018 года в сведения о Кызылском сельском потребительском обществе Союза потребительских обществ Республики Тыва, признать недействительным решение о государственной регистрации от 10 октября 2018 года №
Определением суда от 15.03.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО15, ФИО3
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Тыва ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать.
Представитель заинтересованного лица ФИО15, заинтересованное лицо ФИО3 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из статьи 2 того же закона следует, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
Исходя из ч.1 ст. 8 указанного Закона, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно абз. 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Из материалов дела следует, что Кызылским городским судом 05.10.2018 года по гражданскому делу № по иску ФИО1 к ФИО2 о признании незаконными и отмене постановлений, по ходатайству истца вынесено определение об обеспечении иска ФИО1, которым постановлено: «Обеспечить иск ФИО1 к ФИО2 о признании незаконными и отмене постановлений, до вступления в силу решения суда и фактического исполнения решения суда. Запретить МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва вносить в единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о ФИО15, до вступления в силу решения суда и фактического исполнения решения суда. Копию настоящего определения направить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Тыва для исполнения. Определение подлежит немедленному исполнению».
03 октября 2018 года ФИО3 обратился в МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении Кызылского сельского потребительского общества Союза потребительских обществ Республики Тыва.
10 октября 2018 года на основании представленных для государственной регистрации документов МРИ ФНС №1 по Республике Тыва принято решение № о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении Кызылского сельского потребительского общества Союза потребительских обществ Республики Тыва.
В соответствии со статьей 139 ГПК Российской Федерации по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.
Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение суда.
Согласно ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска может быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства.
Статьей 141 ГПК РФ предусмотрено, что заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.
Согласно ст. 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений (ч. 1).
Копия определения суда от 05 октября 2018 года направлена Кызылским городским судом в МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва для исполнения 10 октября 2018 года, согласно входящему штампу получена МРИ ФНС №1 11 октября 2018 года.
Из заявления ФИО1 на имя руководителя УФНС России по Республике Тыва ФИО5 зарегистрированного 10 октября 2018 года за входящим № следует, что он просит принять меры по исполнению определения Кызылского городского суда от 05 октября 2018 года об обеспечении его иска.
Также, ФИО1 подавалось заявление на имя начальника МРИ ФНС №1 по Республике Тыва ФИО6, которое было зарегистрировано 10 октября 208 года за входящим № с просьбой не вносить в ЕГРЮЛ изменения в сведения о Кызылском сельском потребительском обществе Союза потребительских обществ Республики Тыва.
Из ответа заместителя руководителя УФНС России по Республике Тыва ФИО7 от 18 октября 2018 года № следует, что по результатам рассмотрения ФИО3 10 октября 2018 года принято решение о государственной регистрации № а также внесена запись в ЕГРЮЛ №. Действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи соответствовали закону, при этом на инспекцию не была возложена обязанность по запрету действий.
Согласно ответу начальника МРИ ФНС №1 по Республике Тыва ФИО8 на заявление ФИО1, определение Кызылского городского суда от 05 октября 2018 года о запрете регистрационных действий зарегистрировано и внесено в базу данных программного обеспечения.
Из выписки из журнала учета посетителей Кызылского городского суда следует, что административный истец ФИО1 проходил в Кызылский городской суд 05 октября 2018 года в 15:06 часов, 09 октября 2018 года в 14:08 часов.
В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО9, которая показала, что 10 октября 2018 года она находилась вместе с ФИО1 Около 9 и 10 часами 10 октября 2018 года ФИО1 получил на руки определение суда от 05 октября 2018 года об обеспечении его иска. Получив на руки данное определение они сразу же поехали в МРИ ФНС №1 чтобы предъявить указанное определение к исполнению, а также написали заявление в УФНС России по Республике Тыва.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Судом было запрошено у административного ответчика оригинал журнала учета посетителей МРИ ФНС №1 по Республике Тыва, для уточнения времени посещения и подачи заявления административным истцом 10 октября 2018 года МРИ ФНС №1 по Республике Тыва, однако представителем административного ответчика указанный журнал представлен суду не был, из пояснений представителя ответчика указанный журнал был утерян.
Из скриншота регистрации документа следует, что заявление ФИО1 от 10 октября 2018 года № зарегистрировано 10 октября 2018 года в 16:57 часов.
12 октября 2018 года МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва принято решение № о внесении сведений об ограничении на осуществление регистрационных действий в отношении Кызылского сельского потребительского общества Союза потребительских обществ Республики Тыва.
Таким образом, судом установлено, что административным истцом было 10 октября 2018 года представлено в МРИ ФНС №1 г. Кызыла определение Кызылского городского суда от 05 октября 2018 года об обеспечении его иска к ФИО2 о признании незаконными и отмене постановлений, а также подано заявление о принятии его к исполнению.
В Определении Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2830-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 142 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" отмечено, что из содержания приведенных законоположений, находящихся в системной взаимосвязи с иными нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует, что принимаемые судом меры по обеспечению иска являются срочными, временными, направленными на недопущение затруднения (или невозможности исполнения) судебного постановления, выступают правовой гарантией реальности исполнения судебных постановлений.
В определении суда от 05 октября 2018 года указано «истцом оспариваются постановления ФИО15, в частности постановление № от 28 сентября 2018 года о создании комиссии по передаче документов о внесении изменений в ЕГРЮЛ в МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва, ПАО «Сбербанк России», в случае внесения соответствующих изменений в дальнейшем, это может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, имеются основания для принятия мер по обеспечению иска путем запрета МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва вносить в единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о ФИО15».
Тем не менее, административный ответчик, имея сведения о вынесении судом определения, которым наложен запрет на МРИ ФНС № 1 по Республике Тыва вносить в единый государственный реестр юридических лиц изменения в сведения о Кызылском сельском потребительском обществе Союза потребительских обществ Республики Тыва, до вступления в силу решения суда и фактического исполнения решения суда, вносит изменения в ЕГРЮЛ путем вынесения 10 октября 2018 года решения о внесении сведений в ЕГРЮЛ в отношении Кызылского сельского потребительского общества Союза потребительских обществ Республики Тыва.
При таких обстоятельствах, поскольку законом установлено, что определение суда о применении мер предварительной защиты по административному иску приводится в исполнение немедленно, то есть должно было принято к исполнению уже 10 октября 2018 года в день его получения, между тем решение о внесении сведений об ограничении на осуществление регистрационных действий в отношении Кызылского сельского потребительского общества Союза потребительских обществ Республики Тыва принято лишь 12 октября 2018 года, спустя 2 суток, то исковые требования о признании незаконными действий административного ответчика по принятию решения о государственной регистрации от 10 октября 2018 года № отменить запись ГРН № в ЕГРЮЛ от 10 октября 2018 года в сведения о ФИО15, признать недействительным решение о государственной регистрации от 10 октября 2018 года № подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Тыва об оспаривании действий, удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Тыва по принятию решения о государственной регистрации от 10 октября 2018 года №
Отменить запись ГРН 2181719068705 в Едином государственном реестре юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ в сведения о Кызылском сельском потребительском обществе Союза потребительских обществ Республики Тыва.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Тыва о государственной регистрации от 10 октября 2018 года №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2019 года.
Судья И.И. Успун