ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-215/2018 от 23.04.2018 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-215/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2018 года пгт. Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучук Н.Ю., при секретарях Ещенко К.Г., Максимовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», мэру муниципального образования «Городской округ Ногликский», комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконными решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», мэру муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании незаконными решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к мэру муниципального образования «Городской округ Ногликский» с заявлением установленного образца об утверждении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес>, и предназначенного для эксплуатации квартиры в двухквартирном жилом доме по указанному адресу и ведения личного подсобного хозяйства, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО7, в котором ему сообщалось, что утвердить схемы не представляется возможным, так как суммарная площадь образуемых земельных участков будет превышать предельно допустимую площадь, предусмотренную СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (приложение В) - 100 кв.м без учета площади застройки. Кроме того, образуемый земельный участок :перекрывает доступ к многоквартирному жилому дому по <адрес>. Образуемый земельный участок не относится к территории <адрес> по <адрес>. Очередная попытка в урегулировании спора в досудебном порядке к положительному результату не привела. Считает действия мэра и возглавляемой им администрации муниципального образования «<адрес> Ногликский», выразившиеся в отказе рассмотреть обращение в соответствии с законом и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, незаконными, нарушающими его права и законные интересы, поскольку земельным участком в испрашиваемых границах пользуется с ДД.ММ.ГГГГ, в собственности истца уже находится земельный участок с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – ведение личного подсобного хозяйства. Испрашиваемый земельный участок находится в пределах территориальной зоны размещения жилой застройки усадебного типа без объектов обслуживания, и его площадь составляет <данные изъяты> кв.м, что менее установленного подпунктом «в» пункта 4.2.4 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Городской округ Ногликский», утверждённых решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ (от <данные изъяты> до <данные изъяты>). Таким образом, он не может рассматриваться в качестве участка, сформированного с излишней площадью с нарушением требований, предъявляемых к образуемым земельным участкам.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО7 и возглавляемой им администрации муниципального образования «<адрес> Ногликский», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: <адрес>, с кадастровым номером , в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6; признать незаконным отказ исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО12 и возглавляемой им администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: <адрес>, с кадастровым номером , в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6; обязать администрацию муниципального образования «Городской округ Ногликский» принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: <адрес>, с кадастровым номером , представленной ФИО1 в администрацию муниципального образования «Городской округ Ногликский» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (дополнения к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ), в кадастровом квартале площадью <данные изъяты> кв.м, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ «Ногликский».

В возражениях относительно административного иска представитель комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» полагает его не подлежащим удовлетворению, указывая, что решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Городской округ Ногликский», которыми установлены предельные размеры (максимальный и минимальный) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду, занятых малоэтажной жилой застройкой, состоящей из многоквартирных, блокированных и секционных 2-4-этажных жилых домов, в пределах от 0,03 до 0,04 га. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, относится к застройке блокированного типа, так как согласно определению, данному СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», блокированным жилым домом считается здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок. Образуемый спорный земельный участок перекрывает доступ к многоквартирному жилому дому по <адрес> и не относится к территории <адрес>. Поскольку схема расположения земельного участка является документом, необходимым для его образования, то при ее составлении и утверждении должны учитываться требования, указанные в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, несоблюдение которых на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в ее утверждении. Ввиду несоответствия представленной заявителем на утверждение схемы расположения земельного участка предъявляемым требованиям было принято обоснованное и правомерное решение об отказе в ее утверждении.

В возражениях относительно административного иска представитель администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» просит в его удовлетворении отказать, указывая, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в зоне «Среднеэтажная жилая застройка», в которой ведение личного подсобного хозяйства в качестве разрешенного вида использования недвижимости не предусмотрено. Более того, земельный участок перекрывает пожарный проезд к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1 и его представитель адвокат ФИО8 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали. Представители административных ответчиков администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО9 и комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ «Ногликский» ФИО10 в судебном заседании просили в удовлетворении административного иска отказать. Представитель административного ответчика мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился к мэру муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с заявлением об утверждении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м (464 кв.м + 189 кв.м + 77 кв.м), расположенного по адресу: <адрес> и предназначенного для эксплуатации квартиры в двухквартирном жилом доме по указанному адресу и ведения личного подсобного хозяйства, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6

Письмом мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: <адрес>, поскольку суммарная площадь образуемых земельных участков будет превышать предельно допустимую площадь, предусмотренную СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (приложение В) - <данные изъяты> кв.м без учета площади застройки. Кроме того, образуемый земельный участок перекрывает доступ к многоквартирному жилому дому по <адрес>, образуемый земельный участок не относится к территории <адрес>.

Разрешая требование административного истца о признании данного решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, суд исходит из следующего.

Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", согласно которому предоставление муниципальной услуги осуществляется комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский". Предоставление муниципальной услуги осуществляется на основании заявления физического или юридического лица (далее - заявитель) во взаимодействии с Управлением Росреестра по Сахалинской области в форме межведомственного информационного взаимодействия (пункт 2.2). Результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление мэра муниципального образования "Городской округ Ногликский" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования "Городской округ Ногликский"; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отказ в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.3).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги содержится в пункте 2.8 указанного административного регламента, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:

2.8.1. Нарушение требований подраздела 2.6 настоящего Административного регламента.

2.8.2. В заявлении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. В данном случае запрос подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2.8.3. В заявлении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В данном случае орган местного самоуправления вправе оставить заявление без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему заявление, о недопустимости злоупотребления правом.

2.8.4. В заявлении не указаны фамилия гражданина, направившего письменное обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

2.8.5. В заявлении содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми запросами, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства. О данном решении уведомляется заявитель, направивший заявление.

2.8.6. Ответ по существу поставленного в заявлении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>. О данном решении уведомляется заявитель, направивший заявление.

2.8.7. Наличие пересечения границ смежных земельных участков.

2.8.8. Отсутствие доступа к образуемому земельному участку.

2.8.9. Если земельный участок находится в собственности, границы данного земельного участка ранее установлены, участок стоит на кадастровом учете.

ДД.ММ.ГГГГ. Несоответствие намерений заявителя требованиям действующего законодательства.

2.8.11. Нахождение земельного участка в двух и более территориальных зонах.

2.8.12. Заявление подано ненадлежащим лицом.

2.8.13. Расположение земельного участка за пределами границ муниципального образования "Городской округ Ногликский".

2.8.14. Ограничение в обороте или изъятие из оборота земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

2.8.15. Наличие споров по испрашиваемому земельному участку.

Вместе с тем, в письме мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ не содержится ссылка на приведенные выше основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, перечень которых является исчерпывающим, в связи с чем, принятое им решение нельзя признать законным и обоснованным.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился к мэру муниципального образования «Городской округ «Ногликский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, согласно межевым планам и схемам расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполненным кадастровым инженером ФИО6

Письмом исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков, прилегающих к земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, поскольку суммарная площадь земельных участков, прилегающих к <адрес> будет составлять <данные изъяты> кв.м, что превышает предельно допустимую площадь, предусмотренную к предоставлению для данного типа застройки местными нормативами.

Разрешая требование административного истца о признании данного решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, суд исходит из следующего.

Распоряжением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ временное исполнение служебных обязанностей ФИО7, мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский», возложено на ФИО11, первого вице-мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский», с ДД.ММ.ГГГГ на период отсутствия ФИО7

Распоряжением исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ временное исполнение служебных обязанностей ФИО7, мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский», возложено на ФИО12, управляющего делами администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При таких данных, ДД.ММ.ГГГГФИО12 был не уполномочен давать ответ административному истцу, поскольку не являлся исполняющим обязанности мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский», в этой связи, принятое им решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги также нельзя признать законным.

Заслуживает внимания и довод административного истца о том, что в силу пункта 15 статьи 28 Устава муниципального образования «Городской округ «Ногликский», регламентирующей правое положение мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский», в случае временного отсутствия мэра его полномочия в полном объеме осуществляет первый вице-мэр, при отсутствии первого вице-мэра полномочия мэра в полном объеме осуществляет один из вице-мэров. В этой связи возложение обязанностей мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» на управляющего делами администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» противоречит приведенным положениям муниципального нормативного правового акта.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что в установленном порядке и в полном объеме обращение административного истца уполномоченными органами местного самоуправления рассмотрено не было, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов и является основанием для возложения на органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" обязанности рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка.

Поскольку суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным органом по результатам всестороннего рассмотрения обращения административного истца, в остальной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Определяя круг органов местного самоуправления, уполномоченных на рассмотрение заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, суд исходит из следующего.

В соответствии с подпунктами 7 и 14 пункта 4 статьи 28 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» мэр муниципального образования «Городской округ «Ногликский» осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями администрации, муниципальными предприятиями и учреждениями, органами местного самоуправления специальной компетенции муниципального образования «Городской округ Ногликский»; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ Ногликский» полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.

Согласно пункту 3 статьи 35 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский» комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования «Городской округ Ногликский», при этом в силу подпункта 41 пункта 4 указанной статьи комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» готовит проекты постановлений мэра об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 12 февраля 2018 года №21 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", пунктом 2 которого постановление мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 02 февраля 2016 года №26 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" признано утратившим силу.

Согласно пункту 2.3 указанного административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования "Городской округ Ногликский"; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

При таких данных, когда подлежащий применению нормативный правовой акт противоречит в указанной части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с Уставом муниципального образования «Городской округ Ногликский» и возлагает обязанность по рассмотрению заявления административного истца на мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» и комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» об отказе ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» об отказе ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский», комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» обязанность рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, в течение 18 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 03 мая 2018 года.

Председательствующий Н.Ю. Кучук

Копия верна: судья Кучук Н.Ю.