Дело № 2а-2160(2020) копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Пермяковой О.А., с участием представителя административных истцов адвоката Резвых Д.Г., действующего на основании ордера, представителя административного ответчика Синкевич О.Н., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мисюченко ФИО9, Бобылева ФИО10, Кунавина ФИО11 к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения незаконным,
установил:
Мисюченко М.М., Бобылев С.Л., Кунавин И.Е. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности на Управление Росреестра Пермского края внести изменения в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества», указав в обоснование, что у каждого на праве собственности имеются земельные участки. Мисюченко М.М. в Управление Росреестра по Пермскому краю 24.03.2020 были поданы заявления о внесении в сведения ЕГРН прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества». Бобылевым С.Л. в Управление Росреестра по Пермскому краю 24.03.2020 были поданы заявления о внесении в сведения ЕГРН, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества». Кунавиным И.Е. в Управление Росреестра по Пермскому краю 24.03.2020 были поданы заявления о внесение изменений в сведения ЕГРН, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества. В отношении Мисюченко М.М. 27.03.2020, 30.03.2020 и два решения от 31.03.2020 административным ответчиком были приняты решения об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами № соответственно. В отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были приняты решения об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами № соответственно. В отношении ФИО3ДД.ММ.ГГГГ и два решения от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком были приняты решения об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №№ соответственно. Основанием для всех отказов является то, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в связи с этим смена вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства на «для ведения садоводства и огородничества» невозможна без смены категории земель. Согласно сведениям ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, указанные выше земельные участки расположены в зоне для ведения гражданами садоводства и огородничества (зона РД), что свидетельствует уже об установленном факте органом власти разрешенного использования земельного участка, по которым предъявлены требования. В том числе, согласно положению ст. 79 ЗК РФ, сады, по сути, не противоречат целям оборота сельскохозяйственных земель. Фактически указанные земельные участки выведены из сельскохозяйственного оборота и осуществление на них сельскохозяйственного производства невозможно, так как они имеют малые площади, к каждому земельному участку проведены инженерные и иные коммуникации, а административные истцы не являются сельскохозяйственными производителями. Таким образом, отказ административным истцам является незаконным и противоречит действующему законодательству.
Административные истцы Мисюченко М.М., Бобылев С.Л., Кунавин И.Е. в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, на иске настаивают, интересы поручают представлять Резвых Д.Г.
Представитель административных истцов Резвых Д.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, в нём изложенным.
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Пермскому краю – Синкевич О.Н. в судебном заседании с иском не согласилась, просила оставить исковые требования без удовлетворения, поскольку предъявленные требования являются необоснованными.
Административным ответчиком представлены письменные возражения по административному иску.
Определением суда от 06.07.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Култаевского сельского поселения.
Заинтересованное лицо - Администрация Култаевского сельского поселения в судебное заседание представителя не направило, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иными федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления, государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (пли) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст.29 Закона о регистрации одним из этапов осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации драв является проведение правовой экспертизы представленных документов на. предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».
Земельные участки с кадастровыми номерами 59:32:3250001:16459, 59:32:3250001:16458, 59:32:3250001:13460 образовались путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №.
Земельные участки с кадастровыми номерами № образовались путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3250001:4498.
Земельный участок с кадастровым номером № образовался из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:305 путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель совхоза «Прикамье» для сельскохозяйственного производства.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Мисюченко М.М. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».
По итогам рассмотрения заявления Мисюченко М.М. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества, Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.26-30).
Бобылев С.Л. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю обратился с заявлениями о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».
По итогам рассмотрения заявлений Бобылева С.Л. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества, Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №КУВД-001/2020-3485586/1 от ДД.ММ.ГГГГ, №№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленныхв ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.31-33, 49).
Кунавин И.Е. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю обратился с заявлениями о внесение изменений в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».
По итогам рассмотрения заявлений Кунавина И.Е. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества, Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3250001:13621, 59:32:3250001:13623, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.48,50).Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с положениями пункта 3 части 2, пункта 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, устанавливаются в градостроительном регламенте, который включается в состав правил землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, -и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Частью 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом сельскохозяйственные угодья, как имеющие приоритет в использовании и подлежащие особой охране, не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (части 1 и 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Принимая, в том числе, во внимание положения пп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте с/х земель (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), при изменении вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, должна быть изменена категория земель такого участка.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В соответствии с ч.4 п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, в соответствии с действующим градостроительным законодательством для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, эти виды не могут быть изменены. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Согласно сведениям из ИСОГД, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными решениям Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 №53 (в редакции Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 №11), земельные участки с кадастровыми номерами 59№ расположены в зоне ведения гражданами садоводства и огородничества (РД) (л.д.22, 34, 51).
Несмотря на то, что указанным выше решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения спорные земельные участки были включены в градостроительный регламент, указанные земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, относятся к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков в целях недопущения его выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления застройки, в том числе, для использования в сельскохозяйственной деятельности, невозможно.
Для принятия решения о смене вида разрешенного использования для рассматриваемой категории земель сельскохозяйственного назначения необходима смена категории земли (на земли населенных пунктов) с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Таким образом, для признания действий регистрирующего органа незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному акту, нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
На момент обращения административных истцов с заявлениями о кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельных участков сведения о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта, изменении границ населенного пункта отсутствуют, доказательств обратного в материалы дела не представлено, также, учитывая, что полномочия на принятие обжалуемых решений (действий) у Управления Росреестра по Пермскому краю имелись в силу прямого на то указания закона (ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), обжалуемое решение (действие) принято Управлением в полном соответствии с нормами действующего законодательства, предъявленные требования к Управлению являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Мисюченко Михаила Михайловича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения № №., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков – оставить без удовлетворения.
Исковые требования Бобылева Сергея Леонидовича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения №., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН – оставить без удовлетворения.
Исковые требования Кунавина Игоря Евгеньевича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения № №., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Решение в окончательной форме составлено 14 августа 2020г.
Судья: (подпись)
Копия верна
Судья: О.В. Безматерных
Подлинник подшит
в административном деле № 2а-2160(2020)
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2020-002510-46