Дело № 58RS0027-01-2021-005869-61
Производство № 2а-2160/2020
Р е ш е н и е
И м е н е м Ро с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
31 августа 2021 года г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Романовой В.А.,
при секретаре Стружкиной В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным бездействия врио Губернатора Пензенской области,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к врио Губернатора Пензенской области ФИО2 о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии ответов на его обращения.
В обоснование административного иска ссылается на то, что в марте-апреле 2021 года он подал несколько обращений лично к временно исполняющему обязанности Губернатора Пензенской области ФИО2. Ответы на все обращения он получил. Однако все ответы не от Врио Губернатора Пензенской области ФИО2. Исходя из этого факта, он допускает две ситуации: его обращения не доводятся до Врио Губернатора Пензенской области ФИО2; врио ФИО2 дал распоряжение его не беспокоить всякими обращениями граждан. Конституционный смысл ст. 33 Конституции РФ состоит в том, что гражданин имеет право не только обратиться к кому-то, но и получить ответ от этого же лица. неважно, кто будет готовить ответ, но лицо, к которому обращаются, должен ознакомиться с обращением и ознакомиться с подготовленным ответом, и если оно с ответом согласно, тогда его подписывает. Поскольку ответов на его обращения к врио Губернатора нет, то он считает, что его право, предусмотренное ст. 33 Конституции РФ нарушено.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на административном иске настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Указал на то, что ответы на его три обращения к врио Губернатора Пензенской области должны быть за подписью врио Губернатора Пензенской области. Поскольку ответы на его обращения подписаны другими лицами, то нет доказательств тому, что он знает об этих обращениях. Считает, что нет доказательств тому, что врио Губернатора Пензенской области ознакомился с вышеуказанными подготовленными ответами.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании, не согласившись с административным иском, пояснила, что на поступившие от ФИО1 обращения от 30 марта и второе от 29 апреля 2021 года были заведены регистрационно- контрольные карточки. Указанные обращения заявителя в соответствии с Регламентом были направлены временно исполняющему обязанности Губернатора Пензенской области для ознакомления и наложения резолюций. Обращения ФИО2 рассмотрел, постановил соответствующие резолюции, в соответствии с требованиями закона заявителю были даны ответы уполномоченными должностными лицами в установленный законом срок.
Выслушав объяснений сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По настоящему делу такие условия не установлены.
В судебном заседании установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2021 года № 180 ФИО2 назначен временно исполняющим обязанности Губернатора Пензенской области до вступления в должность, избранного Губернатора Пензенской области. Согласно распоряжению врио Губернатора Пензенской области от 26 марта 2021 года № 70-р\к ФИО2 приступил к временному исполнениюобязанностей Губернатора Пензенской области с 26 марта 2021 года до вступления в должность лица, избранного Губернатором Пензенской области, что бесспорно установлено в настоящем судебном заседании и подтверждено имеющимися в деле Указом Президента РФ и распоряжением Губернатора Пензенской области (копии в деле).
В соответствии с постановлением Губернатора Пензенской области от 12 марта 2013 года № 45 в редакции постановлений Губернатора Пензенской области от 12 июля 2021 года №119, от 30 июля 2021 года № 133в структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в том числе, входит Правительство Пензенской области.
В соответствии с Законом Пензенской области «О Правительстве Пензенской области» Правительство Пензенской области это высший исполнительный орган государственной власти Пензенской области (ст. 1). Губернатор Пензенской области является высшим должностным лицом Пензенской области и возглавляет Правительство Пензенской области (ст.2).
Из Устав Пензенской области следует, что высшим должностным лицом Пензенской области является Губернатор Пензенской области, он возглавляет высший исполнительный орган Пензенской области. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами Пензенской области обеспечивает и защищает права и свободы граждан, законность и правопорядок; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области с иными органами государственной власти пензенской области и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Пензенской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями; в соответствии с установленной законом Пензенской области системой исполнительных органов государственной власти Пензенской области определяет структуру исполнительных органов государственной власти Пензенской области.
В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждани Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В настоящем судебном заседании установлено: 30 марта 2021 года на имя врио Губернатора Пензенской области ФИО2 поступило от ФИО1 обращение об улучшении инвестиционного климата Пензенской области, о создании рабочих мест, работе Законодательного Собрания Пензенской области, Правительства Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области, отсутствии официального печатного органа для публикации правовых актов. В данном обращении, кроме изложенных вопросов, ФИО1 указал, что это обращение не является официальным, требующим ответа согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», однако он может опубликовать это свое обращение в интернете, в соцсетях, в дзен-канале, передать его в СМИ и пусть жители Пензенской области обсуждают это обращение и ответ на него.
Данное обращение было зарегистрировано в высшем исполнительном органе Пензенской области, по нему заведена регистрационно-контрольная карточка № М-1241-01-1, обращение передано врио Губернатора ФИО2, который с обращением ознакомился и передал его в Правительство Пензенской области для рассмотрения и дачи ответа заявителю, что подтверждается регистрационно-контрольной карточкой и резолюцией Врио Губернатора Пензенской области ФИО2. Указанные карточки были обозрены в настоящем судебном заседании, копии в деле.
Ответ административному истцу был дан Правительством Пензенской области за подписью врио заместителя Председателя Правительства Пензенской области ФИО4 от 27 апреля 2021 года. (л.д.8)
Кроме того, также на названное обращение от 30.03.2021, 27 апреля 2021 года заявителю Правительством Пензенской области за подписью врио председателя Правительства Пензенской области ФИО5 был дан письменный ответ на указанноеобращение по вопросу отсутствия в Пензенской области официального источника опубликования правовых актов, по вопросу выдвижения кандидатуры для наделения полномочиями сенатора РФ-представителя Законодательного Собрания Пензенской области.(л.д.23,25)
29 апреля 2021 года на имя врио Губернатора Пензенской области ФИО2 поступило от ФИО1 обращение о проблемах в работе электронной приемной, об организации в Дигилёвке «деревни программистов», по которому заведена регистрационно-контрольная карточка № М1981-01-1 и обращение передано врио Губернатора Пензенской области ФИО2, который с обращением ознакомился и передал его в ПравительствоПензенской области для рассмотрения и дачи ответа заявителю, что подтверждается регистрационно-контрольной карточкой и резолюцией ФИО2. Ответ на данное обращение был дан заявителю 27 мая 2021 года за подписью врио заместителя Председателя Правительства Пензенской области ФИО6, что не отрицается административным истцом.
Также 26 мая 2021 года ФИО1 было направлено обращение на имя врио Губернатора Пензенской области ФИО2 о несогласии с ответом на его обращение от 30 марта 2021 года, данным за подписью ФИО5.
Это обращение также зарегистрировано в установленном законом порядке в высшем исполнительном органе Пензенской области, заведена регистрационно-контрольная карточка за № М-1980-01-1, оно передано врио Губернатора Пензенской области ФИО2, который ознакомившись с обращением, поручил врио заместителя Председателя Правительства Пензенской области ФИО7 рассмотреть его, провести юридическую экспертизу доводов и подготовить ответ. Данное обстоятельство подтверждается регистрационно-контрольной карточкой и резолюцией ФИО2 по этому обращению. Ответ на данное обращение дан заявителю 29 июля 2021 года Правительством Пензенской области за подписью врио заместителя Председателя Правительства Пензенской области ФИО7 (копии в деле)
Обстоятельство получения вышеуказанных ответов административным истцом не отрицается.
Вышеуказанные обращения ФИО1 рассмотрены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" по существу, в установленный срок.
Основанием подачи административным истцом данного административного иска явилось то, что все ответы на его обращения были подписаны не врио Губернатора Пензенской области ФИО2, а иными лицами.
Это основание административного иска не свидетельствует о том, что имеет место незаконное бездействие врио Губернатора Пензенской области по отношению к обращениям административного истца.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 5.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов ( п. 3 ст. 5).
С правом граждан на обращение, как оно урегулировано названным Федеральным законом, соотносятся установленные в отношении государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц конкретные обязанности, сроки их исполнения, ответственность уполномоченных должностных лиц, а также правила противодействия злоупотреблению правом (ст. 10-12, 15 и 16); при этом в качестве гарантии данного права закрепляется право обжаловать в административном и (или) судебном порядке принятое по обращению решение или действия (бездействие) в связи с рассмотрением этого обращения (п. 5 ст.5).
Согласно ч. 3 ст. 10 указанного ФЗ ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (ч. 2).
В соответствии с Законом Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» обращение, поступившее в орган, учреждение или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в течение 30 дней со дня регистрации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1-1 настоящей статьи (ст. 3).
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 года № 912-пП утвержден регламент Правительства Пензенской области, устанавливающий основные правила организации деятельности Правительства Пензенской области.
Согласно п. 5.1 Регламента Губернатор области является высшим должностным лицомПензенской области и возглавляет Правительство.
В соответствии с п. 5.4 Регламента по результатам рассмотрения конкретных документов Губернатор области, Вице-губернатор- руководитель аппарата Губернатора и Правительства, Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства выражают свое отношение к содержащимся в них вопросам либо дают поручения в виде подписанных ими резолюций, оформляемых и учитываемых в установленном порядке. Содержащееся в резолюции поручение подлежит исполнению исполнительными органами государственной власти области, государственными учреждениями и организациями области и контролю в соответствии с настоящим Регламентом.
Как установлено в судебном заседании врио Губернатора Пензенской области ФИО2, как высшее должностное лицо Пензенской области, возглавляемое Правительство Пензенской области ознакомился с поступившими от административного истца вышеуказанными обращениями, по его письменному поручению, на основании именно его резолюции, на что указано в исследуемом в ходе судебном заседании регистрационно-контрольной карточке обращения переданы на рассмотрение вышеуказанным должностным лицам Правительства Пензенской области. Обращения рассмотрены в установленный законом срок и по ним даны ответы. Каких –либо нарушений законодательства при этом не допущено врио Губернатора Пензенской области.
С учетом действующего правового регулирования вопросов рассмотрения обращений, поступающих на имя вриоГубернатора Пензенской области, следует признать, что порядок рассмотрения обращений ФИО1 и подготовки на них ответов нарушен не был.
Таким образом, оспариваемого бездействия вриоГубернатора Пензенской области, о которых идет речь в административном иске, допущено не было, права и интересы административного истца не нарушены.
Руководствуясь ст. ст.175-178, п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным бездействия врио Губернатора Пензенской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2021 года.
Председательствующий