Дело <номер обезличен>а-2160/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Чаговой И.Б.,
с участием:
представителя административного истца – ФИО1, действующего на основании доверенности о 26АА2044262 от 03.12.2015 г.,
представителя административного ответчика – ФИО2, действующее по доверенности № 06/7-13/1-1/50 от 20.01.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги. В подтверждение своих доводов указал, что является собственником земельного участка общей площадью 1313 кв.м, с кадастровым номером 26:12:030111:59, расположенном по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес обезличен> от 27.02.2015 г.
26 ноября 2015 года ФИО3 обратился в Комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. 10.
08 декабря 2015 года заявителем было получено уведомление об отказе в предоставлении услуги за исх. <номер обезличен>. В данном документе, в-частности, было указано на то, что на основании пункта 19 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», утвержденного приказом комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>-од, основаниями для отказа в предоставлении услуги является отсутствие документов, предусмотренных в п. 14 и 16 Административного регламента, а также несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
При рассмотрении представленных документов было установлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана (объект спроектирован в охранной зоне инженерных коммуникаций). Количество проектируемых на земельном участке парковочных мест не соответствует требованиям решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> о норме расчета стоянок автомобилей, а также не представлены сведения об инженерном оборудовании (технические условия на вынос электрокабеля).
Считая указанный отказ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ФИО3 обратился в суд с данным административным иском.
В судебном заседании представитель истца поддержал административное исковое заявление по доводам, в нём изложенным и просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласилась, поддержала отказ в предоставлении муниципальной услуги выдачи разрешения на строительство по доводам, в нём изложенным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В соответствии с ч. ч. 1, 9 ст. 51 Гр РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.
В соответствии с 1.1. Положения о комитете градостроительства администрации <адрес обезличен>, утверждённого Постановлением администрации <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> Комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес обезличен>, созданным для решения вопросов, отнесенных в соответствии с федеральным законодательством, законодательством <адрес обезличен>, муниципальными правовыми актами <адрес обезличен> к компетенции администрации <адрес обезличен> в области градостроительства и землепользования на территории муниципального образования <адрес обезличен> края. Согласно п.2.1 указанного положения 2.1. Реализация полномочий администрации <адрес обезличен> в области градостроительства и землепользования в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес обезличен>, муниципальными правовыми актами <адрес обезличен> и настоящим Положением производится, в том числе, посредством выдачи разрешений на строительство.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, заявление о выдаче такого разрешения с приложением документов, указанных в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и в том числе схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия в составе проектной документации (пп. "б" п. 3 ч. 7 ГрК РФ).
Частью 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно письменного сообщения Комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> об отказе в предоставлении услуги по выдаче разрешения на строительство от <дата обезличена><номер обезличен>, основанием к отказу послужило то, что при рассмотрении поданных документов было установлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана (объект запроектирован в охранной зоне инженерных коммуникаций, количество проектируемых на земельном участке парковочных мест не соответствует требованиям решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> о норме расчёта стоянок автомобилей, а также не представлены сведения об инженерном оборудовании (технические условия на вынос электрокабеля).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство ФИО3 в комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> был представлен полный комплект документов, предусмотренных Градостроительным кодексом, в числе которых: градостроительный план земельного участка, подготовлена проектная документация, выполнены инженерные изыскания, получены технические условия на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - водоснабжение и водоотведение, газификацию, сброс дождевых и дренажных вод строящегося объекта административного здания. Проект размещения проектируемого объекта капитального строительства прошел согласование со всеми коммунальными службами <адрес обезличен>, в том числе и с Комитетом градостроительства администрации <адрес обезличен>.
Таким образом, заявителем получены от всех служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, технические условия, технические условия на подключение к сетям строящегося объекта административного здания по <адрес обезличен>, также всеми службами согласован проект, подтверждающий соответствие объекта требованиям нормативно-технической документации.
Довод комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> о том, что размещение проектируемого объекта капитального строительства выполнено не в соответствии с градостроительным планом земельного участка (объект расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций) является незаконным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ.
Частью 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ установлено: в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки в числе прочего для установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. При этом границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство, каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно статье 91 Земельного кодекса РФ землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ. федеральными законами и законами субъектов Федерации. В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, в числе прочего, включая соответствующие полосы отчуждения и охранные зоны линий связи.
Согласно чертежа градостроительного плана земельного участка, на котором отражены охранные зоны инженерных коммуникаций, противопожарных санитарных и прочих разрывов, запроектированный объект не затрагивает и не граничит с указанными охранными зонами.
Кроме того, судом учитывается, что административным истцом получены от всех служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей, технические условия на подключение к сетям проектируемого объекта административного здания по <адрес обезличен>. 10. Проект прошел согласование всеми коммунальными службами <адрес обезличен>.
В решении об отказе в выдаче разрешения на строительство комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> указывает на то, что не представлены сведения об инженерном оборудовании (технические условия на вынос электрокабеля), данный вывод также является незаконным и необоснованным ввиду следующего.
Статья 48 Градостроительного кодекса РФ устанавливает требования к архитектурно-строительному проектированию осуществляемому путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.
Часть 12 названной статьи устанавливает состав проектной документации объектов капитального строительства, однако, частью 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, представление в составе проектной документации сведений на перенос инженерных сетей не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, отсутствие сведений об инженерном оборудовании | технические условия на вынос электрокабеля) не противоречит нормам ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, равно как и градостроительному плану земельного участка, в котором лишь обозначены границы охранной зоны.
При этом, предыдущим собственником земельного участка ФИО4, был заказан в ООО «Нивелир» проект по выносу сетей 10 кВ, 6 кВ из зоны строительства по адресу: <адрес обезличен>.
В рамках названного проекта ФИО4 ОАО «Ставропольэнергоинвест» выданы технические условия <номер обезличен> от <дата обезличена> на перенос KJI-10, 6 кВ из зоны строительства зданий. Кроме того, проект переноса электрокабеля из зоны строительства также согласован со всеми службами <адрес обезличен>, в том числе и Комитетом градостроительства администрации <адрес обезличен>, данные документы также были представлены административному ответчику вместе с заявлением.
Помимо прочего, из отказа комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> следует, что количество проектируемых на земельном участке парковочных мест не соответствуют требованиям решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> о норме расчетов стоянок автомобилей.
При этом административным ответчиком не указано количество парковочных мест, которые необходимо разместить на данном земельном участке.
Однако, пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право пользователя земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и прав на земельные участки (часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Исходя из содержания части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Решением Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен>.
Настоящие Правила устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки территории муниципального образования <адрес обезличен>, основанный на градостроительном зонировании - делении всей территории муниципального образования на территориальные зоны и установлении для каждой из них единого градостроительного регламента.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным указанными Правилами.
В силу части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, может осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Исходя из пункта 2.1 градостроительного плана № RU 26309000-124 земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 26:12:030111:59 расположен в зоне Ж-2 (Зона регулирования жилой застройки).
Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> установлен градостроительный регламент данной территориальной зоны, согласно которому необходимость и количество парковочных мест на автостоянках не предусматривается.
Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка содержит информацию о градостроительном регламенте, а также сведения о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования.
В градостроительном плане № RU 26309000-124 земельного участка среди параметров разрешенного строительства указаны требования, аналогичные требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования <адрес обезличен> - также не предусматривает необходимость и количество парковочных мест на автостоянках.
Пунктом 5.7.1 решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> о норме расчетов стоянок автомобилей, нормативы обеспечения стоянками для парковки легковых автомобилей при общественных объектах принимается в соответствии с таблицей 33.
Согласно указанной таблицы для административных зданий местного значения на 100 работающих предусматривается 35 машино-мест на расчетную единицу.
Как следует из письма ООО «Студия 14Б» <номер обезличен> от <дата обезличена> проектом Административное здание в <адрес обезличен>» предусматривается 20 машино-мест, что соответствует требованиям Решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования <адрес обезличен> края» таблица 33 п. 1.3. Нормативы обеспечения стоянками для парковки легковых автомобилей при общественных объектах).
Кроме того, согласно проекту количество работников административного здания составляет 48 человек, исходя из расчета 20 кв.м, на человека. Обеспечение административного здания местами стоянки автотранспортных средств осуществляется за счет автостоянки на 20 машино-мест, при расчетной потребности 17 машино-мест, согласно <адрес обезличен>.7.1 решения Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> о норме расчетов стоянок автомобилей, нормативов обеспечения стоянками для парковки легковых автомобилей при общественных объектах в соответствии с таблицей 33 (п. 1.1.2.).
Таким образом, проектная документация на административное здание соответствует требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, а также Решению Ставропольской городской Думы от <дата обезличена><номер обезличен> в части необходимого количества парковочных мест.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является счерпывающим.
При этом, следует отметить, что необходимость указания количества парковочных мест в проектной документации, а также технические условия на вынос электрокабеля ванный перечень не содержит. Таким образом, уведомление Комитета градостроительства от <дата обезличена> исх. <номер обезличен> об отказе в предоставлении муниципальной слуги «Выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства», расположенного по адресу: <адрес обезличен> является незаконным и подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Кроме того, действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК РФ. При этом выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, а если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.
Таким образом, выбранный истцом способ защиты путем предъявления административного иска о признании незаконным отказа Комитета градостроительства администрации <адрес обезличен> в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство соответствует характеру нарушенного права, не нарушает права и законные интересы иных лиц, и не противоречит положениям ст. 12 ГК РФ.
Нормами ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от <дата обезличена> N 21-ФЗ предусмотрено, что административное исковое заявление может содержать требования: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия бездействия; об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО3 к Комитету градостроительства администрации <адрес обезличен> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - <данные изъяты>
Признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации <адрес обезличен>, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной слуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Обязать административного ответчика - комитет градостроительства администрации <адрес обезличен> устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО3 путем рассмотрения вопроса по существу и выдаче комитетом градостроительства администрации <адрес обезличен> разрешения на строительство объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 февраля 2016 года.
Судья О.А. Поляков