ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2160/2021 от 15.09.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело №2а-2160/2021

32RS0027-01-2021-001092-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2021 года гБрянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Любимовой Е.И.

при секретаре Радченко В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Брянской городской администрации, Брянскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконными решений, бездействия, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного <адрес>, площадью 616кв.м., кадастровый №..., категория земли поселений, земли населенных пунктов, в соответствии с ЕГРН для ведения садоводства и огородничества.

ФИО1 обратился за предоставлением единственно возможного вида условно- разрешенного использования функциональной зоны О-1 «жилая застройка, код 2.0», которая предусматривает возможность размещения на его участке соответствующего строения.

Постановлением Брянской городской администрации от 18.11.2020г №3113-п в предоставлении условно- разрешенного использования функциональной зоны О-1 «жилая застройка, код 2.0» ФИО1 отказано.

Уведомлением Брянской городской администрации от 17.02.2021 № 1826 заявителю прямо указано на недопустимость осуществлять индивидуальное жилищное строительство на земельном участке кадастровый №....

Данные отказы административный истец полагает необоснованными, незаконными, нарушающими его права на использование земельного участка по назначению.

Административный истец указывает, что принадлежащий ему земельный участок с момента его выделения (до введение в действие ЗК РФ) предназначен для сведения садоводства и огородничества, что по действующему классификатору соответствует виду разрешенного использования «Ведение садоводства, код.13.2, осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей». Код 2.1. допускает на участке истца размещение жилого дома.

Административный истец указывает, что оспариваемыми им действиями (бездействием) и постановлением нарушаются его права, поскольку с одной стороны в нарушение п.11,п.12 Федерального закона № 171-фз, разъяснений Конституционного Суда РФ в определениях № 631-О от 26.03.2020г, №1491-О от 30.06.2020, административными ответчиками не принято мер по установлению соответствия между видом фактически разрешенного использования земельного участка, указанным в ЕГРН с видами разрешенного использования участка, установленными классификатором («Ведение садоводства-код 13.2»); с другой стороны, в нарушение правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 22.08.2018г №16-КГ-18-31, произвольно без объективного и разумного обоснования БГА отказывает истцу в применении единственного возможного для действующей зоны О-1 условно разрешенного вида использования «жилая застройка, код 2.0», допускающего размещение необходимых для истца на этом участке разумных строений.

Административный истец с учетом уточнения требований просит суд:

- признать незаконным в полном объеме уведомление Брянской городской администрации от 17.02.2021г № 1826 о недопустимости на земельном участке с кадастровым №... осуществлять индивидуальное жилищное строительство, а также строительство садового дома.

-признать незаконным постановление Брянской городской администрации от 18.11.2020г № 3133-п в части отказа в предоставлении условно- разрешенного вида использования земельного участка кадастровый №..., расположенного <адрес>, площадь 616 кв.м;

-признать незаконным действия (бездействия) муниципального образования г.Брянск по неисполнению обязанности, предусмотренной п.11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ в той части, в которой Проект планировки данной территории, градостроительный план, а также соответствующая градостроительная зона не предусматривают для земельного участка №... прежнего вида его разрешенного использования в соответствии с действующим видом его разрешенного использования в соответствии с действующим классификатором «Ведение садоводства-кож 13.2»;

-признать незаконным бездействие Брянского Городского Совета народных депутатов в той части, в которой правовые акты данного органа власти не предусматривают механизма реализации права, предусмотренного п.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» осуществлять строительство на участке №... жилого дома, в том числе без разрешений уполномоченных органов;

-обязать муниципальное образование город Брянск в лице Брянской городской администрации и Брянского Городского Совета народных депутатов устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, принять правовые акты, предусматривающие возможность реализации права, предусмотренного п.1 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» осуществлять строительство на участке №... жилого дома, в том числе без разрешений уполномоченных органов.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал исковые требования с учетом их уточнения, просил удовлетворить, ссылаясь на нарушение действием (бездействием) административных ответчиков реализации прав ФИО1 в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Представитель в полной мере поддерживал представленные письменные доводы, по которым полагает иск подлежащим удовлетворению, указал, что причиной нарушения является отсутствие в действующих Правилах землепользования и застройки в отношении зоны где расположен земельный участок административного истца (щ-1) такого разрешенного вида использования земельного участка – «ведение садоводства», что соответствует коду 13.2 по действующему Классификатору. Данный вид разрешенного использования соответствует сведениям, имеющимся в ЕГРН в отношении данного земельного участка, однако данное обстоятельство не учтено и до настоящего времени ПЗЗ не приведены в соответствие, при этом такая обязанность прямо предусмотрена в Законе № 171-ФЗ.В тоже время административному истцу не предоставляют условно разрешенный вид использования с кодом 2.0., предусмотренный в зоне Щ-1 Правилами землепользования, что лишает возможности административного истца осуществить на принадлежащем ему участке строительство жилого дома. Полагал необходимым исключить доказательства, на которые ссылаются административные ответчики, указывая на расположение участка в санитарно- защитной зоне, согласно предоставленного плана.

Представителями Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории г.Брянска, Брянского городского Совета народных депутатов ранее в суде представлены письменные отзывы относительно заявленных требований, в которых они полагали иск не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что оспариваемые решения приняты в соответствии с действующим законодательством, градостроительной документацией. Представителем Брянского городского Совета народных депутатов указано на то, что требования административного истца направлены на несогласие с Правилами землепользования и застройки г.Брянска, оспаривание которых неподведомственно районному суду.

Лица, участвующие в деле в суд не явились, извещены надлежащим образом, с учетом положений ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что срок для обращения с рассматриваемым административным иском ФИО1 не нарушен.

Статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного <адрес>, площадью 616кв.м., кадастровый №..., категория земли поселений, земли населенных пунктов, в соответствии с ЕГРН для ведения садоводства и огородничества.

Из представленных сведений ЕГРН, следует, что право собственности ФИО1 на указанное имущество возникло на основании договора дарения земельного участка от <дата>, регистрация права произведена <дата>

14.01.2020г ФИО1 обратился в Управление по строительству и развитию территории г.Брянска, в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Брянска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка 2.0. Жилая застройка <адрес>, а именно для строительства индивидуального жилого дома (общая площадь 80 кв.м., 1 этаж) и сноса садового дома.

По итогам рассмотрения обращения ФИО1 постановлением Брянской городской администрации №3113-п от 18.11.2020г отказано в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка «жилая застройка, код 2:0».

Уведомлением Брянской городской администрации от 17.02.2021г № 1826 заявителю указано на недопустимость осуществлять индивидуальное жилищное строительство на земельном участке кадастровый №....

Административный истец, ссылаясь на нарушение своих прав указанными решениями, просит о признании их незаконными.

Проверяя доводы административного истца, суд принимает во внимание следующее.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 которого под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав жилых зон могут включаться (в числе иных): зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов. В состав общественно-деловых зон могут включаться зоны делового, общественного и коммерческого назначения, зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, общественно-деловые зоны иных видов.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома. В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны, предназначенные для ведения садоводства и огородничества.

Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1)основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30, частью 1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов.

Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; - градостроительные регламенты.

Согласно Уставу городского округа город Брянск, в структуру органов местного самоуправления входят в том числе Брянский городской Совет народных депутатов (БГСНД) (представительный орган) и Брянская городская администрация (БГА) (исполнительно- распорядительный орган).

В соответствии с п. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ).

Решением БГСНД от 26.07.2017 №796 утверждены «Правила землепользования и застройки города Брянска», которые вводят на территории города Брянска систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на зонировании - делении указанной территории на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон.

Согласно Правил, земельный участок с кадастровым №..., (<адрес>) расположен в территориальной зоне О-1 (зона объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

С учетом Правил землепользования и застройки города Брянска, в соответствии с действующим законодательством подготовлен градостроительный план от <дата>№... земельного участка, расположенного <адрес>.

Генеральным планом города Брянска, утв. Решением БГСНД от 27.07.2016 № 46 утверждена схема территориального планирования Брянской области, в соответствии с которой земельный участок административного истца отнесен к функциональной зоне О-1.

Постановлением Брянской городской администрации от 24.09.2010 N 2445-п (ред. от 20.07.2015) утвержден проект планировки территории, ограниченной улицей Объездной и границами садовых обществ "Тюльпан", "Мичурин-2", "Мичуринец", "Ласточка", "Рассвет-2", в Советском районе города Брянска (планировочный район Изумрудный)".

Установлено, что земельный участок административного истца расположен в границах вышеуказанной зоны.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с действующим Классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10.11.2020г № п/0421.

В соответствии с Классификатором, а также сведениями ЕГРН, земельный участок истца может использоваться для «ведения садоводства», код 13.2, что предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1., хозяйственных построек, гаражей.

В соответствии с выпиской из ПЗЗ, земельный участок административного истца расположен в зоне О-1, где в качестве видов разрешенного использования «ведение садоводства» не предусмотрено, в качестве условно-разрешенного вида использования поименован вид использования с кодом «2.0»-«жилая застройка», что предусматривает возможность размещения жилых помещений различного вида и обеспечения проживания в них.

Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

В силу части 2 указанной статьи вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Таким образом, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения решается органами управления муниципального образования исходя из соблюдения баланса интересов населения всего муниципального образования в целом.

Согласно п. 8 ст. 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (п.9 ст. 39 ГрК РФ).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (жилая застройка) земельного участка с кадастровым №..., площадью 616 кв.м., расположенного <адрес> находящегося в зоне объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально­бытового назначения (0-1) был рассмотрен на публичных слушаниях, назначенных Постановлением Главы города Брянска от 25 сентября 2020 года № 405-пг, о чем свидетельствует заключение о результатах публичных слушаний от 22.10.2020 года.

Как следует из Протокола № 14 от 27.10.2020 на заседании комиссии Брянской городской администрации по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Брянск были подведены итоги состоявшихся публичных слушаний. Комиссией принято решение рекомендовать Главе Брянской городской администрации принять постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка, ввиду того, что на вышеуказанную территорию разработан и утвержден постановлением Брянской городской администрации от 24.09.2010 №2445-п (в редакции от 20.07.2015 №2133-п от 06.11.2018 №3417-п) проект планировки территории, ограниченной улицей Объездной и границами садовых обществ «Тюльпан», «Мичуринец-2», «Мичуринец», «Ласточка», «Рассвет»-2» в Советском районе г. Брянска (планировочный район «Изумрудный»). Согласно утвержденному Проекту на вышеуказанной территории предусмотрено размещение объектов делового, общественного и коммерческого назначения.

Постановлением Брянской городской администрации №3113-П от 18.11.2020 было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (жилая застройка) земельного участка №..., площадью 616 кв.м., расположенного <адрес> находящегося в зоне объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально­-бытового назначения (О-1), где строительство садовых домов не предусмотрено.

Кроме того, в адрес административного истца из Управления по строительству и развитию территории города Брянска поступило уведомление от 17.02.2021г №1826, которым административный истец уведомлен о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового домика на земельном участке в связи с расположением участка в зоне объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально­-бытового назначения (О-1), где строительство садовых домов не предусмотрено. Административный истец проинформирован что указанный земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории постановлением Брянской городской администрации от 20.07.2015 №2133-п «Об утверждении изменений в проект планировки территории, ограниченной улицей Объездной и границами садовых обществ «Тюльпан», «Мичурин-2», «Мичуринец», «Ласточка», «Рассвет-2» в Советском районе города Брянска (планировочный район Изумрудный) утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 24.09.2010 №2445-п, в целях строительства 2-й очереди торгово-развлекательного центра».

В соответствии с положениями ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что оспариваемые Постановление Брянской городской администрации № 486-П от 25.02.2021 «Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», уведомление от 17.02.2021г №1826 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома были приняты в установленном порядке, с соблюдением действующей процедуры принятия, в соответствии с принятыми и действующими документами территориального планирования, действовавшими уже на момент возникновения права собственности административного истца на земельный участок.

Кроме того, в соответствии с п.8 ст. 13 Правил землепользования и застройки города Брянска, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом, в силу пп. 1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые постановление и уведомление приняты уполномоченными органами, с соблюдением установленного порядка их принятия, не являются препятствием к фактическому использованию земельного участка административным истцом в соответствии с его назначением, оснований для признания данных решений незаконными суд не усматривает.

Представителем административного истца заявлено ходатайство недопустимости доказательств, представленных в обоснование наличия санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

На наличие санитарно-защитной зоны было указано в судебном заседании представителем Управления по строительству и развитию территории г.Брянска со ссылкой на проект планировки территории, каких либо доказательств установления санитарно- защитной зоны в пределах границ земельного участка административного истца помимо схемы не представлено.

Согласно части 2 статьи 61 КАС РФ суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

Аналогичное положение отражено в п.25 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

При рассмотрении дела проверена информация о нахождении земельного участка административного истца в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ).Сведений о наличии в границах земельного участка административного истца СЗЗ не установлено.

Учитывая данное обстоятельство, оснований принять сведения из опорного плана (проекта планировки территории) в качестве допустимого доказательства наличия санитарно-защитной зоны у суда не имеется.

Вместе с тем, наличие санитарно-защитной зоны основанием для принятия решений, оспоренных административным истцом не являлось.

Согласно информации Управления Росреестра по Брянской области, сведения о земельном участке с кадастровым №... были внесены в ЕГРН по ранее учтенным сведениям 11.11.2005г, до принятия Федерального Закона от 23.06.2014 № 171 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно п.12 ст. 34 которого до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

Частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Административный истец просит признать незаконными бездействие муниципального образования г.Брянск в лице Брянской городской администрации и Брянского городского совета народных депутатов, выразившееся в неисполнении обязанности, предусмотренной п.11 ст. 34 ФЗ №171 в той части, в которой Проект планировки территории, градостроительный план, соответствующая градостроительная зона не допускают в отношении земельного участка №... прежнего вида использования в соответствии с действующим классификатором –«ведение садоводства –код 13.2», а также признать незаконным бездействие Брянского городского совета народных депутатов в той частив которой правовые акты данного органа власти не предусматривают механизма реализации права, предусмотренного п.1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017г № 217 –ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в том числе без каких либо разрешений уполномоченного органа. Возложить на муниципальное образование г.Брянск в лице Брянской городской администрации и Брянского городского совета народных депутатов устранить нарушение прав административного истца, приняв правовые акты, предусматривающие возможность реализации истцом права, предусмотренного п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

В обоснование своих доводов, истец указывает, что действующие Правила землепользования и застройки г.Брянска он не оспаривает, данные Правила не нарушали бы его права, если бы ему был предоставлен условно разрешенный вид использования земельного участка «жилая застройка, код 2.0.».

Как указано выше, земельный участок административного истца, имеющий назначение в соответствие со сведениями ЕГРН «для ведения садоводства», согласно действующими документами территориального планирования, находится в зоне «О-1», в которой вид разрешенного использования с кодом «13.2» не предусмотрен.

Требования административного истца в данной части сводятся к необходимости дополнения установленной градостроительными документами зоны О-1 условно разрешенным видом использования «для ведения садоводства», код.13.2, что требует внесения изменений в Правила землепользования и застройки.

Согласно п.1 ст. 25 Правил, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Таким образом, внесение изменений в ПЗЗ требует соблюдение установленного порядка и процедуры.

Сведений о наличии обращений административного истца по вопросу о внесения изменений в действующие Правила землепользования и застройки г.Брянска не имеется, равно как и сведений о рассмотрении данных обращений уполномоченными органами муниципального образования г.Брянск.

Оспаривание Правил землепользования и застройки г.Брянска в судебном порядке, как нормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в силу ст.1,20 КАС РФ подачей административного иска, подведомственного Брянскому областному суду.

Брянский городской Совет народных депутатов (БГСНД) -представительный орган, входящий в структуру органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно в соответствии с разграничением полномочий, установленным Уставом городского образования.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Понуждение органов местного самоуправления к принятию правовых актов, приведет к нарушению принципа, установленного разделения властей, установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации, повлечет ограничение права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

Административный истец не лишен возможности обратиться в установленном порядке по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.Брянска, равно как и оспорить Правила, полагая что действующие Правила и принятые в соответствии с ними иные градостроительные документы влекут нарушение прав административного истца.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из системного толкования приведенного положения процессуального закона следует, что основанием для признания действия (бездействия )незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Проанализировав представленные в деле доказательства, суд считает, что совокупность предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ обстоятельств при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации, Брянскому городскому Совету народных депутатов о признании незаконными решений, бездействия, понуждении к совершению действий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.И.Любимова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2021 года.