ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2163/2017 от 17.05.2017 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2163/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2017 года г. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Юрьевой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО9, Доминской ФИО10, Пинченко ФИО11, ФИО4 ФИО12 к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района, о признании решения незаконным

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились с иском в Московский областной суд, мотивируя тем, что Совет депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области 8 декабря 2015 года принял решение «О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги», в соответствии с которым в городском поселении Монино согласован предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 133,7% (п.1). В решении также указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2015 года, а само решение подлежит направлению Главе городского поселения Монино для подписания и опубликования в газете «Монинский вестник» и размещения его текста на официальном сайте администрации данного муниципального образования в сети «Интернет» (п.2,3).

Решением Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области от 22 марта 2016 года в п. 2 решения от 8 декабря 2015 года внесены изменения, в соответствии с которыми действие данного правового акта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Жители городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного решения Совета депутатов данного муниципального образования от 8 декабря 2015 года (в редакции от 22 марта 2016 года), ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административные истцы также указывают на нарушение их (истцов) жилищных прав оспариваемым актом, поскольку вследствие его принятия размер платы граждан за коммунальные услуги необоснованно увеличился на 33,7%, что значительно превышает предельный индекс изменения размера данной платы, установленный Правительством Московской области для городского поселения Монино (9,5% - с 1 июля 2015 года).

Определением суда от 28 ноября 2016 года административное дело передано по подсудности в Щелковский городской суд, в связи с тем, что оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области от 8 декабря 2015 года «О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги» (в редакции от 22 марта 2016 года) не содержит правовых норм (правил поведения), не влечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц, соответственно, не обладает признаками нормативного правового акта и не может оспариваться в качестве такового в Московском областном суде.

Данное определение суда оставлено без изменения определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 18 января 2017 года.

В судебное заседание административные истцы ФИО2, ФИО4 ФИО1 и ФИО3 не явились, извещены.

Представитель всех административных истцов - ФИО5 поддержал заявленные требования, просили признать оспариваемое решение Совета депутатов недействующим.

Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области - ФИО6 возражали против удовлетворения административного искового заявления, полагая оспариваемый правовой акт ненормативным, не порождающим каких-либо правовых последствий для жителей муниципального образования.

Представитель заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В связи с тем, что определения Московского областного суда от 28 ноября 2016 года и 18 января 2017 года установлено, что оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области от 8 декабря 2015 года № «О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги» (в редакции от 22 марта 2016 года) не содержит правовых норм (правил поведения), не влечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц, соответственно, не обладает признаками нормативного правового акта, административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 22 КАС РФ.

В силу пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Материалами дела установлено, что Совет депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области 8 декабря 2015 года принял решение О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги», в соответствии с которым в городском поселении Монино согласован предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 133,7% (п.1). В решении также указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2015 года, а само решение подлежит направлению Главе городского поселения Монино для подписания и опубликования в газете «Монинский вестник» и размещения его текста на официальном сайте администрации данного муниципального образования в сети «Интернет» (п.2,3).(л.д.10)

Решением Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области от 22 марта 2016 года № 38/13 в п. 2 решения от 8 декабря 2015 года № 14/6-НПА внесены изменения, в соответствии с которыми действие данного правового акта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года. (л.д.11)

Жители городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного решения Совета депутатов данного муниципального образования от 8 декабря 2015 года № 14/6 (в редакции от 22 марта 2016 года), ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административные истцы также указывают на нарушение их (истцов) жилищных прав оспариваемым актом, поскольку вследствие его принятия размер платы граждан за коммунальные услуги необоснованно увеличился на 33,7%, что значительно превышает предельный индекс изменения размера данной платы, установленный Правительством Московской области для городского поселения Монино (9,5% - с 1 июля 2015 года).

В соответствии с ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

На основании ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. До введения указанных основ в действие (до 07.05.2014) действовали Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 N 708.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Основ предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - орган регулирования субъекта Российской Федерации), в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Основ предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации: а) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, предусмотренной Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; б) региональной программы по газификации жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренной Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", в части, касающейся муниципального образования, и программы перспективного развития электроэнергетики в сфере муниципальной энергетики, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", в части, касающейся муниципального образования.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 417-ФЗ), введен механизм ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Данный закон направлен на регулирование отношений, связанных с ограничением изменения платы граждан за коммунальные услуги и предусматривает установление предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на долгосрочный период.

Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2014 N 2222-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов» утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на период 2015 год и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2015 - 2018 годы.

Постановлением Правительства Московской области №951/45 11.11.2014 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области на 2015 год" установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Московской области для городского поселения Монино с 01.01.2015 по 30.06.2015 - в размере 0%; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 9,5%.

Согласно пункту 36 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 (далее - Основы), предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях утверждаются на основании утвержденных Правительством Российской Федерации индексов по субъекту Российской Федерации и отклонения по субъекту Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг представительный орган муниципального образования вправе принять решение о согласовании или об отказе в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об установлении предельного индекса в муниципальном образовании в размере, превышающем индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления такого проекта (пункты 43, 44 Основ).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании решения принятого представительным органом муниципального образования принимает решение об утверждении предельного индекса в размере, определенном проектом акта об установлении предельного индекса, - в случае его согласования либо утверждает предельный индекс в размере, не превышающем индекса по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, - в случае отказа в таком согласовании (подпункты «а», «б» пункта 45 Основ).

Представительные органы местного самоуправления вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации (пункт 47 Основ).

Таким образом, в силу названных норм представительный орган муниципального образования не наделен полномочиями по установлению предельного индекса, превышающего индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, а наделен правом инициативы установления данного индекса и согласования проекта о его установлении. Установление указанного индекса относится к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Московской области - Правительства Московской области, возглавляемого Губернатором Московской области.

Из текста оспариваемого решения Совета депутатов городского поселения Монино следует, что данный акт не устанавливает предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а согласовывает его.

При этом, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании в Московском областном суда, термин «согласование» в решении Совета депутатов применен некорректно, поскольку проект Правительства Московской области об установлении нового предельного индекса депутатам на согласование не представлялся. Фактически принятие 8 декабря 2015 года Советом депутатов оспариваемого решения было попыткой инициировать, в порядке пункта 47 Основ, узаконение повышения тарифов для населения на тепловую энергию, произошедшего с 1 августа 2015 года, в связи с заменой ресурсоснабжающей организации. Однако данная инициатива органа местного самоуправления так и не была реализована в установленном порядке и предельный индекс, утвержденный постановлением Правительства Московской области, остался прежним.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 30 июня 2016 года № 86-Р тарифы в сфере теплоснабжения для населения городского поселения Монино с 1 июля 2016 года снижены до прежних показателей (л.д. 29-31), а вопрос о компенсации населению затрат на оплату с 1 августа 2015 года до 1 июля 2016 года коммунальных услуг по необоснованно повышенным тарифам, в настоящее время решается.

На основании изложенного, административный иск ФИО1 ФИО13, Доминской ФИО14, Пинченко ФИО15, ФИО4 ФИО17 к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района, о признании решения незаконным подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 ФИО18, Доминской ФИО19, Пинченко ФИО20, ФИО4 ФИО21 к Совету депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района, о признании решения незаконны - удовлетворить.

Признать решение Совета депутатов городского поселения Монино Щелковского муниципального района Московской области от 08 декабря 2015 года «О согласовании предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (в редакции от 22 марта 2016 года) незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы

Судья А.В. Торбик