ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2164/18 от 31.10.2018 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

версия для печатиДЕЛО № 2а-2164/2018 (Решение)

Дело № 2а-2164/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2018 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чернышовой Т.В.,

при секретаре Меликян М.С.,

при участии: представителя административного истца – старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя административного ответчика Совета депутатов Минераловодского городского округа – ФИО1, представителя главы Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО2 – ФИО3, представителя конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» и обязании устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» и обязании устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу (уточненные требования).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО2 и конкурсная комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края.

В обоснование исковых требований прокурор сослался на то, что 05.04.2018 Совет депутатов Минераловодского городского округа принял решение № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края», согласно которому ФИО2 избран главой Минераловодского городского округа Ставропольского края сроком на пять лет. Указанное решение является незаконным в связи с допущенными нарушениями действующего законодательства при его принятии. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.12.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления. Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Согласно положениям статьи 34 Устава Минераловодского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 27.11.2015 № 86, глава Минераловодского городского округа является высшим должностным лицом Минераловодского городского округа и осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Глава Минераловодского городского округа избирается Советом депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Срок полномочий главы Минераловодского городского округа составляет пять лет. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа устанавливается Советом депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края утвержден 31.01.2018 решением Совета депутатов Минераловодского городского округа №514 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» (далее – Порядок). В нарушение пункта 3.10 Порядка, определяющего полномочия конкурсной комиссии, конкурсная комиссия изменила порядок проведения конкурса, в том числе, установила дополнительные этапы конкурса, форму их проведения, ввела пятибалльную системы оценок, без предварительного определения критериев выставления баллов. В нарушение Порядка, который не предусматривает применение бальной системы оценок профессиональных и личностных качеств конкурсантов, члены конкурсной комиссии по результатам индивидуальных собеседований с конкурсантами дали оценку конкурсантам по пятибалльной системе. В нарушение подпункта 2 пункта 2.3 Порядка конкурсная комиссия в ходе индивидуального собеседования с кандидатами не задавала вопросы для установления уровня знания антикоррупционного законодательства. В нарушение положений пункта 5.10 Порядка согласно протоколу № 2 от 05.04.2018 конкурсная комиссия не провела открытое голосование членов комиссии в отсутствии конкурсантов. Решение о представлении на должность главы округа двух кандидатов принято, исходя из количества набранных кандидатами баллов без проведения голосования в отношении каждого из кандидатов. Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/18, вступившим в законную силу 11.09.2018, решение конкурсной комиссии от 05.04.2018, оформленное протоколом № 2 от 05.04.2018, по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, признано незаконным и не подлежащим применению. Признание незаконным и не подлежащим применению решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа является основанием для признания незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края», так как глава округа избран из числа незаконно представленных конкурсной комиссией кандидатов. Дальнейшее пребывание избранного и действующего в настоящее время главы округа в должности препятствует устранению допущенных конкурсной комиссией нарушений в ходе отбора кандидатур на должность главы округа и законному избранию главы округа. Нарушение порядка избрания главы Минераловодского городского округа влечет нарушение прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции, нарушение прав неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 3 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ, на осуществление власти народа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общими правовыми и организационными принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Одновременно прокурором заявлено ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению, мотивированное тем, что избрание ФИО2 главой Минераловодского городского округа Ставропольского края с многочисленными нарушениями не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления депутатов Минераловодского городского округа. С 09.04.2018 по настоящее время носителем муниципальной власти в округе является лицо, избранное на должность с нарушениями закона, что умаляет авторитет муниципальной власти, способствует формированию негативного отношения общества к муниципальной власти, и является особым обстоятельством, дающим основание обратить решение суда к немедленному исполнению. В случае удовлетворения судом настоящих исковых требований прокурора замедление исполнения решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, воспрепятствуют скорейшему восстановлению законности. Нарушение порядка избрания главы Минераловодского городского округа влечет нарушение прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции, нарушение прав неопределенного круга лиц, гарантированных статьей 3 Конституции Российской Федерации, Законом № 131-ФЗ, на осуществление власти народа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с общими правовыми и организационные принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора – Гожих И.А. доводы административного искового заявления и ходатайства об обращении решения суда к немедленному исполнению поддержала.

Совет депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края представил письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит в удовлетворении административных исковых требованиях прокурора отказать в полном объеме. В обоснование возражений указывает, что в административном исковом заявлении не указано, какие именно нарушения были допущены Советом депутатов Минераловодского городского округа при избрании главы Минераловодского городского округа при принятии оспариваемого решения. Процедура избрания главы Минераловодского городского округа Советом депутатов Минераловодского городского округа нарушена не была. Оспариваемое решение от 05.04.2018 №543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» принято Советом депутатов Минераловодского городского округа в рамках полномочий, предоставленных представительным органам муниципальных образований Законом № 131-ФЗ и в соответствии с Регламентом Совета депутатов Минераловодского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 26.02.2016 № 153. Поскольку каких-либо нарушений при избрании главы Минераловодского городского округа Советом депутатов Минераловодского городского округа допущено не было, требование административного истца об обязании устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа являются необоснованным. Все содержащиеся в исковом заявлении доводы фактически сводятся к оценке действий конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа и допущенных указанной комиссией нарушений порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа. Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, вступившим в законную силу 11.09.2018, признано незаконным и не подлежащим применению решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа от 05.04.2018, оформленное протоколом № 2. Указанным решением на конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Какой-либо обязанности по устранению нарушений, допущенных при избрании главы Минераловодского городского округа, решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, вступившим в законную силу 11.09.2018, на Совет депутатов Минераловодского городского округа не возложено. 26.10.2018 в Совет депутатов Минераловодского городского округа поступил протокол №3 от 25.10.2018 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, согласно которому конкурсной комиссией устранены нарушения, допущенные при проведении конкурса 05.04.2018. Таким образом, решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, вступившее в законную силу 11.09.2018, конкурсной комиссией исполнено, нарушения при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа устранены, в связи с чем оснований для отмены решения Совета депутатов Минераловодского городского округа № 543 от 05.04.2018 не имеется. В административном исковом заявлении содержится требование обязать Совет депутатов Минераловодского городского округа устранить допущенные нарушения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, прокурором не указано, какие именно нарушения должны быть устранены Советом депутатов Минераловодского городского округа, при том, что каких-либо нарушений Советом депутатов Минераловодского городского округа допущено не было, а устранить нарушения, допущенные конкурсной комиссией при избрании кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, Совет депутатов Минераловодского городского округа не правомочен. Кроме того, прокурором пропущен установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) срок на обращение с административным исковым заявлением в суд, поскольку решение № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» принято Советом депутатов Минераловодского городского округа 05.04.2018. Обращаясь с административным исковым заявлением 17.04.2018 о признании незаконным и не подлежащим применению решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа, оформленное протоколом №2 от 05.04.2018, прокурор ссылался на то, что конкурсной комиссией допущены нарушения порядка проведения конкурса по отбору кандидатур, соответственно ему было известно и о незаконности решения Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.04.2018 №543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края», поскольку нарушение процедуры отбора кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа свидетельствует об избрании главы Минераловодского городского округа из незаконно представленных кандидатур. С административным исковым заявлением о признании незаконным оспариваемого решения Совета депутатов Минераловодского городского округа №543 от 05.04.2018 прокурор обратился 03.10.2018, то есть с пропуском трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, не обосновав уважительность пропуска трехмесячного срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В судебном заседании представитель Совета депутатов Минераловодского городского округа – ФИО1 доводы возражений на административное исковое заявление поддержала.

От заинтересованного лица – главы Минераловодского городского округа Ставропольского края поступили возражения на административное исковое заявление, в которых он просит в удовлетворении административных исковых требованиях прокурора отказать в полном объеме. В обоснование возражений указывает, что решением Минераловодского городского суда от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/18, вступившем в законную силу 11.09.2018, решение конкурсной комиссии от 05.04.2018, оформленное протоколом № 2 от 05.04.2018 о представлении в Совет депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края двух кандидатов ФИО2 и О. К.И., признано незаконным. На комиссию возложена обязанность устранить допущенные в процедуре принятия решения нарушения. Согласно пункту 7 протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа № 3 от 25.10.2018, комиссия подтвердила решение конкурсной комиссии об итогах конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, оформленное протоколом № 2 от 05.04.2018 конкурсной комиссии о представлении в Совет депутатов Минераловодского городского округа для избрания на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края кандидатур ФИО2 и О. К.И. Указанное решение конкурсной комиссии принятое в установленном порядке не признанно незаконным и не оспорено истцом. По настоящему делу отсутствует установленная статьей 227 КАС РФ необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, поскольку решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 соответствует закону, протоколу заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа № 3 от 25.10.2018. Кроме того, административный истец не представил доказательств того, что конкурсная комиссия в ходе индивидуального собеседования с кандидатами не задавала вопросы для установления уровня знания антикоррупционного законодательства. На указанные обстоятельства административный истец ссылался при оспаривании протокола № 2 конкурсной комиссии от 05.04.2018, однако в решении Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/18 указанные обстоятельства установлены не были. Ссылка в протоколе № 2 конкурсной комиссии от 05.04.2018 на результаты бальной оценки индивидуального собеседования (пункт 2 решения) не могла повлиять на решение о представлении в Совет депутатов Минераловодского городского округа кандидатов (пункт 3 вышеуказанного решения), поскольку за данное решение члены конкурсной комиссии голосовали отдельно, ссылка на применение ими бальной системы в пункте 3 отсутствовала. Кроме того, указанные сомнения устраняет протокол заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа № 3 от 25.10.2018. Кроме того, административным истцом пропущен установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок на подачу административного искового заявления.

Представитель главы Минераловодского городского округа Ставропольского края ФИО2 – ФИО3 доводы возражений на административное исковое заявление поддержал.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. На основании статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края письменного отзыва на административное исковое заявление не представлено.

Представитель конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края - ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать по основаниям, аналогичным изложенным административным ответчиком и заинтересованным лицом.

Изучив материалы дела, выяснив позицию участвующих в деле лиц, заслушав пояснения их представителей, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно части 2.1 статьи 36 данного Закона порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования, должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Выявляя конституционный смысл указанных положений закона, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2018 № 1676-О указал, что введение таких требований применительно к конкурсу на замещение должности главы муниципального образования, являющегося высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляющего местную администрацию (часть 1 и пункт 5 части 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ), обусловлено созданием условий для замещения этой должности квалифицированным лицом, чей уровень и качество профессиональной подготовки отвечают объективной специфике данной муниципальной должности.

Как установлено частью 2 статьи 29 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», статьей 34 Устава Минераловодского городского округа, являющегося актом высшей юридической силы по отношению к правовым актам органов и должностных лиц городского самоуправления, имеющего прямое действие и применяющегося на всей территории округа, глава Минераловодского городского округа избирается Советом депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса устанавливается Советом депутатов, должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Кандидатом на должность главы Минераловодского городского округа может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.

Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается Советом депутатов, половина из которых назначается Советом депутатов, а другая половина - Губернатором Ставропольского края.

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой Минераловодского городского округа полномочий по решению вопросов местного значения.

Совету депутатов Минераловодского городского округа для проведения голосования по кандидатурам на должность главы Минераловодского городского округа представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Во исполнение предоставленных представительному органу муниципального образования полномочий по установлению порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования Советом депутатов Минераловодского городского округа был утвержден Порядок проведения конкурса (решение от 31.01.2018 № 514), в соответствии с которым принято решение от 05.02.2018 № 516 о проведении конкурса, а также решение от 19.02.2018 № 530 о формировании состава конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний и правомочна принимать решения при наличии кворума, если на заседании присутствуют более двух третей от общего числа членов комиссии, установленного пунктом 3.2 Порядка (10 человек).

Решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим считается голос председателя Комиссии, за исключением голосования по вопросу, указанному в пункте 5.10 настоящего Порядка (пункт 3.8).

В соответствии с пунктом 3.10 комиссия обладает следующими полномочиями:

1) организует проведение конкурса, утверждает формы документов и бланков комиссии;

2) обеспечивает соблюдение равенства прав участников конкурса;

3) рассматривает документы, представленные претендентами;

4) принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе;

5) информирует претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;

6) рассматривает заявления, обращения и вопросы, возникающие в процессе подготовки и проведения конкурса;

7) подводит итоги конкурса и принимает решение об утверждении результатов конкурса;

8) признает конкурс несостоявшимся при отсутствии заявлений претендентов на участие в конкурсе или при участии в конкурсе менее двух конкурсантов;

9) решает иные вопросы, связанные с организацией и проведением конкурса.

По итогам конкурса комиссия принимает одно из следующих решений, оформляемых протоколом:

1) о признании конкурсантов соответствующими требованиям предъявляемым к должности главы округа, и получении ими статуса кандидатов на должность главы округа;

2) о признании конкурсантов не соответствующими требованиям, предъявляемым к должности главы округа;

3) о признании конкурса несостоявшимся - при отсутствии заявлений претендентов на участие в конкурсе или при участии в нем менее двух конкурсантов (пункты 3.14, 3.15).

В соответствии с разделом 5 «Проведение конкурса» конкурс проводится в два этапа:

первый этап - организационно-подготовительный;

второй этап - собеседование.

Конкурс считается состоявшимся, если в нем приняло участие не менее двух претендентов.

На первом этапе проведения конкурса комиссия:

1) проверяет достоверность представленной претендентом информации;

2) принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов ко второму этапу конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 5.5 Порядка.

Согласно пункту 5.9, второй этап конкурса проводится с личным участием конкурсантов в форме собеседования, в рамках которого происходит оценка их профессиональных и личностных качеств, позволяющих комиссии оценивать и проверять установленный действующим законодательством уровень профессиональных навыков и знаний, необходимых для исполнения полномочий главы округа (предпочтительные требования к которым установлены в пункте 2.3 Порядка).

Собеседование проводится в порядке очередности конкурсантов - по алфавиту.

В ходе собеседования определяется умение конкурсанта выделять и формулировать приоритетные направления в работе администрации округа, определять первоочередные задачи по устранению проблем, волнующих жителей округа, а также определяется уровень знаний конкурсанта, необходимый для исполнения полномочий главы округа, оценивается его потенциал для работы в должности главы округа.

Решение комиссии о представлении кандидатов в Совет для избрания на должность главы округа принимается путем проведения открытого голосования в отсутствие конкурсантов и считается принятым в пользу конкурсанта, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов комиссии (пункт 5.10).

Число кандидатов, представляемых комиссией в Совет, с целью избрания на должность главы округа не может быть менее двух (пункт 5.11).

Решением Совета депутатов от 19.02.2018 № 530, распоряжением Губернатора Ставропольского края от 20.03.2018 № 136-р сформирован состав конкурсной комиссии, общей численностью 10 человек.

В соответствии с решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.02.2018 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» 05.04.2018 состоялось заседание конкурсной комиссии.

По результатам конкурса на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 05.04.2018 № 2 из семи допущенных к испытанию претендентов в Совет депутатов Минераловодского городского округа были представлены для избрания на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края кандидатуры ФИО2 и О. К.И. Согласно протоколу № 2 на заседании присутствовал правомочный состав комиссии (10 человек).

В соответствии с утвержденной повесткой заседания комиссией утверждены результаты индивидуального собеседования с явившимися конкурсантами, содержащиеся в свободном бланке оценок и сводной итоговой ведомости, а также кандидатуры для избрания главой округа ФИО2 и О. К.И., набравших наибольшее количество баллов.

Решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» ФИО2 избран главой Минераловодского городского округа Ставропольского края (опубликовано www.min-vodi.ru).

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018 удовлетворены требования прокурора к комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа о признании незаконным решения от 05.02.2018 «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края», оформленного протоколом № 2 от 05.04.2018, и не подлежащим применению протокола заседания конкурсной комиссии, в связи с несоответствием принятого решения о предоставлении кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края положениям Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и решения Совета депутатов Минераловодского городского округа № 514 от 31.01.2018. На конкурсную комиссию по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа возложена обязанность устранить допущенные нарушения при проведении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11.09.2018 решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа был нарушен установленный органом местного самоуправления порядок принятия решения конкурсной комиссии о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, поскольку в отсутствие установленного федеральным законодателем запрета представительный орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять условия конкурса, критерии, предъявляемые к профессиональным навыкам и качествам его участников, а также порядок организации работы конкурсной комиссии и способ голосования членов комиссии по вынесенным на ее рассмотрение вопросам. При этом, конкурсной комиссией был изменен утвержденный Советом депутатов способ открытого голосования по кандидатурам лиц, участвующих в конкурсе, а также критерии определения в качестве победителя кандидата, набравшего не менее половины голосов присутствующих членов комиссии (пункты 3.8, 5.10 Порядка) на бальную систему оценок с распределением мест от суммы набранных баллов в порядке убывания (протокол № 1 от 30.03.2018). Тем самым, комиссия, не наделенная собственными полномочиями по решению вопросов местного самоуправления, нарушила пункт 3.10 Порядка проведения конкурса, ограничивающего ее полномочия организацией конкурса. Данные обстоятельства, в отсутствие определенных в установленном законом порядке и обнародованных как того требует часть 2.1 статьи 36 Закона № 131-ФЗ критериев выставления оценок, свидетельствуют о нарушении основных принципов противодействия коррупции, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также механизмов их реализации, утвержденных пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012). Кроме того, при реализации избранного комиссией способа определения победителя от суммы набранных баллов в порядке убывания ответчиком в нарушение пункта 5.11 Порядка проведения конкурса было произвольно ограничено двумя число кандидатов, представляемых в Совет для избрания главой округа.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с подпунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Оспариваемое прокурором решение Совета депутатов Минераловодского городского округа № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» принято 05.04.2018.

Настоящее административное исковое заявление подано прокурором в суд 03.10.2018.

В качестве основания для оспаривания вышеуказанного решения Совета депутатов Минераловодского городского округа прокурором указано вступившее в законную силу 11.09.2018 решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, которым установлены факты допущенных конкурсной комиссией по проведению конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа нарушений установленного органом местного самоуправления порядка принятия решения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края.

В рассматриваемом случае с учетом основания предъявленного прокурором иска трехмесячный срок на обращение в суд с исковым заявлением подлежит исчислению с момента вступления в законную силу решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, а именно с 11.09.2018, и прокурором, вопреки доводам административного ответчика и заинтересованных лиц, не пропущен.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В части 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение таковыми законных прав и интересов гражданина (организации, юридического лица).

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Поскольку в соответствии с вышеприведенными правовыми актами глава Минераловодского городского округа избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, а вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018 установлены нарушения конкурсной комиссией по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа установленного органом местного самоуправления порядка принятия решения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, оспариваемое решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.04.2018 № 543, которым главой Минераловодского городского округа Ставропольского края избран ФИО2, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результата конкурса, проведенного с вышеуказанными нарушениями, не может быть признано законным, соответствующим нормам действующего законодательства.

При этом, принятие Советом депутатов Минераловодского городского округа решения об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края с учетом допущенных конкурсной комиссией нарушений в ходе отбора кандидатов на должность главы округа влечет нарушение прав свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции, нарушение прав неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 3 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ, на осуществление власти народа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общими правовыми и организационными принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Ссылка административного ответчика и заинтересованных лиц на протокол № 3 от 25.10.2018 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, которым, по их мнению, конкурсной комиссией устранены нарушения, допущенные при проведении конкурса 05.04.2018, установленные вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018, не может быть принята судом во внимание.

Как следует из протокола № 3 от 25.10.2018 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, на указанном заседании конкурсная комиссия, в том числе: подтвердила, что в соответствии с пунктом 5.9 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края 05.04.2018 на заседании конкурсной комиссии с каждым конкурсантом в порядке очередности (по алфавиту) было проведение индивидуальное собеседование (за исключением не явившегося на конкурс Б. Б.Г.), решения комиссии по всем вопроса, в том числе и по вопросам, предусмотренным пунктами 3.14 и 5.10 Порядка проведения конкурса приняты путем проведения открытого голосования в отсутствие конкурсантов, по итогам голосования по каждому из конкурсантов на должность главы Минераловодского городского округа приняла решение представить в Совет депутатов Минераловодского городского округа для избрания на должность главы Минераловодского городского округа кандидатуры: ФИО2 и О. К.И; подтвердила решение конкурсной комиссии об итогах конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, оформленное протоколом № 2 от 05.04.2018 конкурсной комиссией о представлении в Совет депутатов Минераловодского городского округа для избрания на должность главы Минераловодского городского округа кандидатур ФИО2 и О. К.И., а также обжаловать в установленном порядке решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 11.09.2018.

Вместе с тем, оспариваемое решение Совета депутатов Минераловодского городского округа от 05.04.2018 № 543, которым главой Минераловодского городского округа Ставропольского края избран ФИО2, принято по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, проведенного 05.04.2018 конкурсной комиссией с нарушениями установленного органом местного самоуправления порядка принятия решения о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, на основании протокола заседания конкурсной комиссии № 2 от 05.04.2018, признанного в судебном порядке не подлежащим применению.

При этом, результаты заседания комиссии по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, проведенного 25.10.2018, оформленные протоколом № 3, предметом рассмотрения Совета депутатов Минераловодского городского округа при вынесении оспариваемого решения от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края», не являлись.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора об обязании Совета депутатов Минераловодского городского округа устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку как установлено вступившим в законную силу решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 18.05.2018 по делу № 2а-1082/2018 и следует из материалов дела, нарушения, являющиеся основанием для признания незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» допущены не Советом депутатом Минераловодского городского округа, а конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края, и Совет депутатов Минераловодского городского округа с учетом имеющихся у него полномочий при избрании главы Минераловодского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, не правомочен их устранить.

При этом вышеуказанным судебным решением на конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность главы Минераловодского городского округа Ставропольского края возложена обязанность по устранению допущенных нарушения при проведении конкурса по отбору кандидатов на должность главы Минераловодского городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями пунктов 15.1.1 и 15.1.2 решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26.02.2016 № 153 «Об утверждении Регламента совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края» глава Минераловодского городского округа избирается Советом, из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, открытым голосованием, в два тура. Вопрос об избрании главы Минераловодского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (далее - кандидаты), выносится на рассмотрение Совета в срок не позднее 10 календарных дней со дня принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса.

В рассматриваемом случае порядок рассмотрения Советом депутатов Минераловодского городского вопроса об избрании главы Минераловодского городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, регламентирован решением Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 26.02.2016 № 153 «Об утверждении Регламента совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края».

С этой связи, суд полагает, что признание в судебном порядке незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» само по себе влечет восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства - Российской Федерации в части применения комплексных мер, направленных на исполнение законодательства о противодействии коррупции, нарушение прав неопределенного круга лиц, гарантированных ст. 3 Конституции РФ, Закона № 131-ФЗ, на осуществление власти народа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общими правовыми и организационными принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, в защиту которых обратился прокурор с настоящим административным исковым заявлением, а требование прокурора о возложении на Совет депутатов Минераловодского городского округа обязанности по устранению допущенных нарушений при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу является излишне заявленным.

Что касается ходатайства прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, то суд не усматривает оснований для его удовлетворения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Вместе с тем, административным истцом не представлено достаточных доказательств в обоснование своего требования об обращении решения суда к немедленному исполнению, а по делу не усматривается наличие каких-либо особых обстоятельств, вследствие которых решение суда надлежало бы обратить к немедленному исполнению. Сам по себе характер возникшего спора об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления Минераловодского городского округа по вопросу избрания главы округа не является достаточным основанием для обращения решения суда к немедленному исполнению, в связи с чем суд приходит к выводу, что по делу отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца в указанной части и для обращения решения суда к немедленному обращению в соответствии со статьей 188 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края» и обязании устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 05.04.2018 № 543 «Об избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края».

В удовлетворении административных исковых требований Минераловодского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Совету депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края об обязании устранить допущенные нарушения при избрании главы Минераловодского городского округа Ставропольского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу отказать.

В обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течении одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.11.2018

Судья Т.В. Чернышова