ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2164/2022 от 14.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело -----

УИД -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года адрес

Ленинский районный суд адрес под председательством судьи Заливиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой Е.О.,

с участием административного истца Ткачишина Э.В. и его представителей Николаева Д.Н. и Поршевой Н.В.,

представителя административного ответчика Ивановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ткачишина Эдуарда Владимировича к Министерству внутренних дел адрес о признании незаконным и отмене заключения по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации от дата и возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации,

установил:

Ткачишин Э.В.. обратился в суд с административным иском к МВД адрес о признании незаконным и отмене заключения по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации от дата и возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации.

В обоснование административного иска Ткачишин Э.В. указал, что Министерством внутренних дел по адрес в отношении него проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, указанным заключением от дата установлено, что он гражданином РФ не является. На основании данного заключения, дата у него был изъят паспорт серии ----------, выданный ОВД адресдата Данное заключение он считает незаконным и необоснованным, поскольку с дата года является гражданином Российской Федерации и проживает в России. дата в адрес ГОВД он получил паспорт гражданина СССР образца 1974 года, который дата обменял на паспорт гражданина РФ. С сентября дата года обучался в ------, а с дата года работает на различных предприятиях электротехнической сферы. В дата году он заключил брак с гражданкой РФ ФИО23 является отцом двоих детей. При достижении 45 лет он подал в органы ФМС заявление на замену паспорта, после чего в отношении него началась проверка наличия либо отсутствия гражданства РФ. Однако, вывод административного ответчика о том, что он никогда не состоял в гражданстве Российской Федерации, только по причине отсутствия записей о приобретении им этого гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов, нельзя признать правомерным. Процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом, в ходе проведенной проверки не были установлены факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий с его стороны и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

В судебном заседании Ткачишин Э.В. и его представители Николаев Д.Н. и Поршева Н.В. административный иск поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в нем и дополнительных пояснениях.

Административный истец Ткачишин Э.В. суду пояснил, что он родился в адрес. Его мать является уроженкой адрес, уехала в адрес после окончания обучения и там вышла замуж. Поскольку в определенное время отношение к русским в адрес испортилось, мать предложила вернуться на ее родину, в связи с чем, он вместе с матерью прибыл в адрес в несовершеннолетнем возрасте (17 лет) по месту жительства его деда ФИО1. Оставив его с дедом, мать вновь уехала в адрес, а осенью того же года приехал его отец, который устроился на работу в Мосстрой и они вместе стали проживать в общежитии по адресу: адрес. Впоследствии, продав квартиру, туда же приехала его мать с сестрой. По приезду из адрес на основании свидетельства о рождении, ему был выдан паспорт, как он полагал гражданина РФ. С указанным паспортом он был поставлен на учет в военкомат, проходил медкомиссию в связи с намерением поступить в военное училище (впоследствии оказался не годен), после чего поступил в ------. При приеме документов у него выясняли, является ли он гражданином РФ, он предъявил паспорт, никаких вопросов не возникло, следовательно в паспорте имелся вкладыш, подтверждающий гражданство РФ. Во время прохождения обучения с дата г. он проживал в общежитии университета по адресу: адрес Его родители и сестра были признаны вынужденными переселенцами и получили субсидию на покупку жилья. При этом, его как члена семьи для получения субсидии не включили по той причине, что он являлся гражданином РФ. Какие заявления он подписывал в дата г., он в настоящее время вспомнить затрудняется.

Представитель административного истца Николаев Д.Н. суду пояснил, что с дата г. Ткачишин Э.В. имеет устойчивую правовую связь с государством, проживает на территории РФ, работает, никаких виновных действий не совершал, заведомо ложных сведений о себе не представлял, призывался на территории РФ в военкомат, обучался, женился и обзавелся детьми, в связи с чем нельзя лишить его гражданства РФ только по причине отсутствия сведений о присвоении гражданства в электронных базах данных.

Представитель административного истца Поршева Н.В. дополнила, что истец с августа дата г. по настоящее время осуществляет непрерывную трудовую деятельность в адрес, оплачивая налоговые платежи и пенсионные отчисления в бюджет Российской Федерации. дата он получил паспорт как подтверждение гражданства РФ, в дата году создал семью с гражданкой РФ ФИО24., имеет двоих детей и считает себя гражданином РФ. В дата году получил паспорт гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ. При документировании истца паспортом РФ дата у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у него гражданства РФ. Мать истца ФИО2 родилась в д.адрес, заключением МВД по ФИО4 от дата восстановлена в гражданстве РФ в соответствии с ч.2 ст.20 Закона РФ от дата----- и п.2 Указа Президента РФ от дата----- «О некоторых вопросах реализации Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Отец ФИО3, родился в адрес, приобрел гражданство на основании заключения МВД по адрес в декабре дата г. в соответствии с п. «а» ст.18 Закона РФ от дата-----. Истец и его родители являются гражданами РФ, гражданства иного государства, кроме СССР, никогда не приобретали.

Представитель административного ответчика Иванова Л.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных отзывах, дополнив, что на момент восстановления в гражданстве РФ матери истца, сам истец уже был совершеннолетним. Закон РФ от дата------I был призван урегулировать статус граждан РФ, что не было сделано административным истцом. Его отец и мать при оформлении гражданства указывали, что являются гражданами адрес. Предположительно Ткачишин Э.В. был документирован паспортом гражданина РФ без надлежащей проверки в связи с массовой заменой паспортом СССР образца дата г.

Заинтересованные лица ФИО13, ФИО6, представители ОМВД России по адрес, ОМВД России по адрес, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из положений ст. 227 КАС РФ следует, что для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после дата, если они до дата заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт «г» статьи 18 указанного закона).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ткачишин Э.В. родился дата в адрес (л.д.28).

В июле дата года Ткачишин Э.В., будучи в несовершеннолетнем возрасте, прибыл на территорию Российской Федерации, что ответчиком не оспаривается, и с указанного времени постоянно проживает на территории Российской Федерации (л.д.131-133).

дата Ткачишин Э.В. в адрес ГОВД был документирован паспортом гражданина СССР серии ---------- (л.д.11).

дата Ткачишин Э.В. и гражданка РФ ФИО25. заключили брак. В указанном браке родились ФИО26., дата года рождения, уроженка адрес, и ФИО27., дата года рождения, уроженка адрес (л.д.17-19).

В период с дата по дата Ткачишин Э.В. обучался по дневной форме обучения на электротехническим факультете ------ (л.д.12, 13 (оборот, личное дело).

С дата по настоящее время Ткачишин Э.В. осуществляет трудовую деятельность на различных предприятиях на территории адрес. В частности: с дата по дата, с дата по дата в ОАО «------», с дата по дата в ООО «------», с дата по дата в ------», с дата по дата в ООО «------», с дата по настоящее время в ООО «------» (л.д.13-15).

С дата Ткачишин Э.В. состоит на учете в Военном комиссариате адрес, установлена категория годности к военной службе «В» (ограниченно годным к военной службе) (л.д.20-28, 132).

С дата Ткачишин Э.В. зарегистрирован на территории РФ по месту проживания в адрес (общежитие), с дата по настоящее время зарегистрирован по адресу: адрес, с дата поставлен на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ. (л.д.8, 29, 131-133).

датаадрес, Ткачишину Э.В. был выдан паспорт гражданина РФ серии ---------- (л.д.7-11).

дата Ткачишин Э.В. получил паспорт гражданина РФ серии ----------, удостоверяющий его личность за пределами территории РФ (л.д.11).

дата Ткачишин Э.В. обратился в ОВМ ОМВД России по адрес с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с достижением возраста 45 лет.

По результатам рассмотрения указанного заявления, начальник ОВМ ОМВД России по адресФИО10 обратилась с рапортом, в котором просила назначить проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Ткачишина Э.В. гражданства РФ, в связи с отсутствием сведений о приобретении им гражданства РФ по учетным данным УВМ МВД по адрес. В тот же день, у Ткачишина Э.В. были отобраны объяснения, в которых он указал на обстоятельства, аналогичные изложенным им при рассмотрении настоящего дела, представив соответствующие документы (л.д.58,59-68).

Согласно заключению, утвержденному министром внутренних дел по ФИО4дата, Ткачишин Э.В. гражданином РФ не является, в связи с чем, ему рекомендовано урегулировать свой правовой статус в соответствии с главой VIII.1 Федерального закона от дата №62-ФЗ «О гражданства РФ».

В ходе проверки установлено, что Ткачишин Э.В. дата года рождения, уроженец адрес, состоит в браке, образование высшее. Мать - ФИО2, дата года рождения, уроженка д. адрес, заключением МВД по ФИО4 от дата восстановлена в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от дата----- «О гражданстве Российской Федерации» и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от дата----- «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Отец ФИО3, дата года рождения, уроженец адрес, заключением МВД по адрес от дата приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с пунктом «а» статьи 18 Закона Российской Федерации от дата----- «О гражданстве Российской Федерации». По имеющимся в МВД России учетам лиц, изменивших гражданство на территории России и за ее пределами, Ткачишин Э.В. как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации или оформившее выход из гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке, не значится. По сведениям АС ЦБДУИГ, интегрированной базы данных федерального уровня Ткачшшн Э.В. не значится. По сведениям ОАСР УВМ МВД по адресФИО28. с дата по настоящее время (дату вынесения оспариваемого заключения) значится зарегистрированным по месту жительства по адресу: адрес. По учетам АС «Российский паспорт» Ткачишин Э.В. значится документированным дата паспортом гражданина Российской Федерации серии ---------- ОВД адресадрес в связи с новым положением на основании паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии ---------- от дата, выданного адрес ГОВД адрес, и паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, серии ---------- от дата сроком действия до дата, выданного ФМС -----. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от дата-----, на территории Российской Федерации с дата проводилась поэтапная замена паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. Согласно ответу ОВМ ОМВД России по адрес от дата----- гр. Ткачишин Э.В. значится документированным паспортом гражданина СССР образца дата года серии ---------- от дата, выданного адрес ГОВД адрес. Сведениями о приобретении им гражданства Российской Федерации, выдаче вкладыша (паспорта гражданина СССР с форзацем) с указанием статьи гражданства Российской Федерации и о регистрации на дата на территории адрес, не располагают.

Указанным заключением также признаны недействительными паспорт гражданина РФ серии ---------- от дата, выданный ОВД адрес и паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ серии 72 ----- от дата, выданные на имя Ткачишина Э.В. Кроме того, рапорт по результатам проведенной проверки направлен в органы внутренних дел для организации проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ на предмет наличия в действиях Ткачишина Э.В. и должностных лиц органов внутренних дел, имевших отношение к оформлению и выдаче указанного паспорта гражданина РФ, признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст.292.1, 327 УПК РФ (л.д.82-85).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).

На момент документирования Ткачишина Э.В. в 2003 году паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от дата N 605 (зарегистрировано в Минюсте России дата N 1400).

В соответствии с п.п. 10 и 11 данной Инструкции организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения). Начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях.

Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.

В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 Инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что поступившие от граждан документы подлежат рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководитель рапортом докладывает об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.

После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23 Инструкции).

Указом Президента Российской Федерации от дата----- утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от дата N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на дата и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно п.52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Согласно части 7 статьи 4 и статье 42 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. При этом документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Разрешая спор, суд исходит из того, что при документировании Ткачишина Э.В. дата паспортом гражданина Российской Федерации у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у него гражданства Российской Федерации.

Процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, во всяком случае, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.

При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.

Вместе с тем, признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, в том числе вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.

В этой связи, с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований, допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).

В случае, если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от дата N 17-П, от дата N 10-П, от дата N 14-П, от дата N 9-П и др.).

В Постановлении от дата------П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации.

При этом, как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от дата, вынесенного ОМВД России по адрес, в действиях Ткачишина Э.В. признаков преступления, предусмотренного ст.327 УК РФ не установлено.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих факт наличия в действиях Ткачишина Э.В. и должностных лиц органов внутренних дел, имевших отношение к оформлению и выдаче Ткачишину Э.В. паспорта гражданина РФ, признаков составов преступлений, предусмотренных ст.ст.292.1, 327 УПК РФ, а также в подтверждение фактов, свидетельствующих о наличии неправомерных и (или) виновных действий с его стороны и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности к гражданству Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.

Сами по себе факты наличия доказательств о приобретении гражданства родителями административного истца путем восстановления в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от дата----- «О гражданстве Российской Федерации» и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от дата----- «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» матерью - ФИО29 и в соответствии с пунктом «а» статьи 18 Закона Российской Федерации от дата----- «О гражданстве Российской Федерации» отцом – ФИО30., а также признание их вынужденными переселенцами решением руководителя миграционной службы адрес------б от дата, не опровергают факта получения гражданства самим истцом на основании п. «г» ст.18 Закона Российской Федерации от дата----- «О гражданстве Российской Федерации».

В судебном заседании Ткачишин Э.В. пояснил, что не помнит обстоятельства получения им паспорта гражданина СССР образца дата г., выданного ему дата, в той части, оформлял ли он соответствующее заявление о своем желании приобрести гражданство РФ, однако он полагал, что при получении паспорта он выразил такое желание и далее считал себя гражданином РФ.

Отсутствие сведений в ОВМ ОМВД России по адрес о приобретении Ткачишиным Э.В. гражданства Российской Федерации, выдаче вкладыша (паспорта гражданина СССР с форзацем) с указанием статьи гражданства Российской Федерации, а также отсутствие в настоящее время у органов внутренних дел заявления истца о желании приобрести гражданство РФ, не свидетельствует о том, что Ткачишин Э..В., имея право приобрести указанное гражданство в регистрационном порядке, приобрел его незаконно.

Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Таким образом, нельзя признать правомерными доводы административного ответчика о том, что Ткачишин Э.В. никогда не состоял в гражданстве РФ, только по причине отсутствия записей о приобретении им гражданства в информационных базах данных, которые могли быть утеряны по вине должностных лиц соответствующих государственных органов. Ткачишин Э.В. не изъявлял желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, гражданства иного государства не приобретал, после прибытия в Российскую Федерацию был неоднократно документирован в течение продолжительного периода времени (с дата годы) паспортом гражданина Российской Федерации, а также паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, состоял на воинском и налоговом учете, постоянно проживал, обучался, а затем осуществлял свою трудовую деятельность на территории адрес, то есть осуществлял реализацию своих прав и обязанностей, вытекающих их правового статуса гражданина Российской Федерации, что свидетельствует о его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от дата N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определяет гражданство Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и признать незаконным и отменить заключение Министерства внутренних дел по адрес по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в отношении Ткачишина Эдуарда Владимировича от дата, а также возложить на административного ответчика обязанность выдать Ткачишину Э.В. паспорт гражданина Российской Федерации для восстановления его нарушенного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить заключение Министерства внутренних дел по адрес по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации в отношении Ткачишина Эдуарда Владимировича от дата

Возложить на Министерство внутренних дел по адрес обязанность выдать Ткачишину Эдуарду Владимировичу паспорт гражданина Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда через Ленинский районный суд адрес.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья Н.В. Заливина

Решение29.07.2022