ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2164/2022 от 30.05.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

№2а-2164/2022

44RS0001-01-2022-002150-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Быстряковой Н.Е. с участием прокурора ФИО3, представителя административного ответчика Администрации г.Костромы ФИО2, представителя заинтересованного лица Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Костромы к Администрации г. Костромы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать строительство дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения требований законодательства по надлежащему исполнению Администрацией города Костромы обязанностей, отнесенных к вопросам местного значения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа. В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствий со ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федераций, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования. В ходе проверки установлено, жители многоквартирных домов №№ 1, 7 по улице Олега Юрасова г. Костромы не обеспечены автомобильной дорогой надлежащего качества, оборудованной тротуарами и стационарным уличным освещением. Прокуратурой города Костромы в Администрацию города Костромы внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности от 07.12.2021 № 7-4-2021 с требованиями о разработке комплекса мероприятий по обустройству и строительству дорог, а также о принятии мер по обеспечению стационарного освещения, в том числе на ул. Олега Юрасова в г. Костроме. Данные требования Администрацией города Костромы не исполнены. Согласно приложению № 2 к Генеральному плану города Костромы, утвержденному решением Думы города Костромы от 18.12.2008 № 212, улица Олега Юрасова отнесена к планируемым магистральным улицам районного значения. В отношении указанной территории постановлением Администрации города Костромы от 28.10.2013 № 2486 утвержден проект планировки территории, которым также предусмотрено строительство дороги к домам №1,7 по улице Олега Юрасова в городе Костроме. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства авгомобилъных дорог относятся в том числе тротуары (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ). В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), раздел 4 которого включен в перечень документов по стандартизации обязательных к применению на территории Российской Федерации, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*. Согласно п. 10.1 СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденного Приказом Минрегиона России от 09.02.2021 № 53/пр, к обустройству дорог относятся средства улучшения видимости (стационарное электрическое освещение, дорожные зеркала). В пределах указанной территории по улице Олега Юрасова возведены многоквартирные дома №№ 1, 7. Строительство многоквартирного дома № 1 по улице Олега Юрасова, согласно сведениям ЕГРН, завершено в 2019 году, строительство многоквартирного дома № 7 по улице Олега Юрасова по сведениям ЕГРН, завершено в 2017. Строительство дороги, тротуаров и стационарного уличного освещения, что обеспечивает безопасный доступ к указанным объектам, на протяжении более пяти лег не осуществлялось. Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность по организации мероприятий по строительству дороги, стационарного уличного освещения в границах муниципального образования город Кострома возлагается на Администрацию города Костромы как на исполнительно-распорядительный орган. При указанных обстоятельствах бездействие Администрации города Костромы нарушает права, свободы и законные интересы граждан на безопасный доступ к многоквартирным домам, расположенным на улице Олега Юрасова в городе Костроме, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации города Костромы, выразившееся в непринятии мер по организации строительства дороги с обустройством тротуаров и стационарного уличного освещения по улице Олега Юрасова в городе Костроме от существующего съезда с улицы Магистральной до юго-восточной границы земельного участка многоквартирного дома № 7 по улице Олега Юрасова в городе Костроме; возложить на Администрацию города Костромы обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу организовать строительство дороги с обустройством тротуаров и стационарного уличного освещения по улице Олега Юрасова в городе Костроме от существующего съезда с улицы Магистральной до юго-восточной границы земельного участка, многоквартирного дома № 7 по улице Олега Юрасова в городе Костроме.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что требования заявлены не о создании улично-дорожной сети в строящемся микрорайоне, а о строительстве соответствующей установленным требованиям автодороги, обеспечивающей подъезд к конкретным многоквартирным домам, которые давно сданы в эксплуатацию и используются неопределенным кругом лиц. В течение длительного времени меры к строительству автодороги ответчиком не предпринимаются, ни проектом планировки территории, ни иными документами конкретный срок строительства заявленной автодороги не предусмотрен. В Генеральном плане предусмотрены примерные сроки строительства улицы Олега Юрасова, в пределах которых строительство должно осуществляться, исходя из наличия многоквартирных жилых домов и необходимости в использовании автодороги. Подъезд строительной техники при застройке комплекса «Агашкина гора-2» не предусмотрен по спорной автодороге.

Представитель административного ответчика Администрации г. Костромы ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что дома № 1 и № 7 по ул. О.Юрасова входят в комплекс «Агашкина гора-1», который находится в стадии проектирования и должен быть построен до 2024 года. В настоящее время разработан и реализуется проект на строительство комплекса «Агашкина гора-2». Застраивать район «Агашкина гора-1» до комплекса «Агашкина гора-2» нецелесоообразно, поскольку строительная техника разобьет дорогу. В настоящее время к домам организован подъезд, уложенный бетонными плитами, который находится на содержании МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство». В проекте планировки 2013 года предусмотрена организация дороги-дублера ул. Магистральной, обеспечивающей подъезд к домам по ул. О. Юрасова от съезда с пересечения улиц Магистральной и Радиозаводской, но параметры строительства этой дороги в проекте планировки не заданы и будут определены при разработке проектной документации. Строительство комплекса «Агашкина гора-2» предусмотрено в 2022 году. В отзыве указала, что в 2021 году разработана проектная документация на объект «Строительство улиц и проездов 1 этапа строительства на территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы», а также получено положительное заключение государственной экспертизы на указанный проект. В проект включено строительство: улицы Радиозаводской - 639 м., Олега Юрасова - 381м., улицы и дороги местного значения в зонах жилой застройки - 308 м. и проездов -1475 м., стоимость строительства составляет 243462160 руб. В связи с дефицитом бюджета г. Костромы, а также с большим объемом работ и капитальным вложением на реализацию указанного проекта работы планируется выполнить за счет федерального бюджета, а также при софинансировании Костромской области и г. Костромы, по национальному проекту «Жилье и городская среда». В текущем году Заказчик МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство» в рамках выделенных денежных средств приступило к реализации данного проекта. 30.03.2022 заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству улиц и проездов 1 этапа строительства на территории (мкр. Агашкина гора-2 «Европейский»), стоимостью - 70,1 млн. руб., срок реализации проекта 2022 год. Приступить к реализации проекта планируется со строительства дороги по улице Радиозаводской. По состояншо на 16.05.2022 подрядная организация оформляет разрешительную документацию (разрешение на строительство, земляные работы, по спиливанию деревьев и др.). С целью выделения денежных средств на 2023-2024 годы в срок до 01.07.2022 Администрация г. Костромы планирует направить необходимые документы в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, далее в Минстрой России по стимулированию программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта «Жилье». В плане работ на 2022 год МКУ «СМЗ по ЖКХ» включена разработка проектной документации по строительству сети уличного освещения (в том числе при условии обеспечения необходимого финансирования). Ориентировочная протяженность линии уличного освещения составит порядка 650 метров. Разработку проектной документации по строительству сети уличного освещения целесообразно выполнять после строительства дороги (тротуаров) с целью безусловной реализации проекта (для исключения моментов, когда реализация проекта в полной мере будет невозможна, в том числе установка опор согласно проекта, обеспечение необходимого уровня освещенности и т.д.). Таким образом, бездействие, выразившееся в непринятии мер по организаций строительства дороги с обустройством тротуаров и стационарного уличного освещения по улице Олега Юрасова в городе Костроме со стороны Администрации отсутствует.

Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы ФИО4 полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указала, что строительство улично-дорожной сети в строящихся жилищных комплексах «Агашкина гора-2» и «Агашкина гора-2» осуществляется поэтапно на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета. Исполнение заявленных прокурором требований невозможно, поскольку проект автодороги по ул. Олега Юрасова не разработан. Денежных средств для строительства дороги за счет местного бюджета не имеется. Подъезд к домам жителям обеспечен за счет дороги, уложенной бетонными плитами, которая принята на содержание МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство».

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 39 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из данной нормы, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа государственной власти является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, и нарушение ими прав и свобод административного истца либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих органов и лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определена как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства авгомобилъных дорог относятся в том числе тротуары (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), раздел 4 которого включен в перечень документов по стандартизации обязательных к применению на территории Российской Федерации, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м., по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*. Согласно п. 10.1 СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утвержденного Приказом Минрегиона России от 09.02.2021 № 53/пр, к обустройству дорог относятся средства улучшения видимости (стационарное электрическое освещение, дорожные зеркала).

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26.05.2005 №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов рассматриваемого дела и ответчиком не оспаривалось, обязанность по строительству и содержанию дорог местного значения, расположенных на территории городского округа г. Кострома, относится к вопросам местного значения городского округа и возложена действующим законодательством на городскую администрацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ст. 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1). Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 4).

В силу положений ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя: положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (п. 2 ч. 3); положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (п. 3 ч. 3).

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Решением Думы города Костромы от 25.04.2013 N 60 утверждены Правила благоустройства территории города Костромы (далее Правила).

Согласно ст. 3 Правил, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленная настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города Костромы, по содержанию территорий города Костромы и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 1.1); внешнее благоустройство территории города - совокупность работ и мероприятий (в том числе организация рельефа местности, установка элементов дизайна, размещение уличного оборудования, установка ограждений), направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения города (п. 4.1).

В соответствии со ст. 12 Правил освещение улиц, дорог и площадей территории города Костромы выполняется светильниками, располагаемыми на опорах или тросах (ч. 1). 6. Все системы уличного, дворового и других видов наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии (ч. 6). Срок восстановления работы светильников стационарного электрического освещения пешеходных переходов для автомобильных дорог составляет не более одних суток, во всех остальных случаях сроки восстановления работы светильников не должны превышать пяти суток (ч. 9). Срок установки новой опоры взамен демонтированной с восстановлением горения светильника (светильников) не должен превышать пятнадцати суток с момента обнаружения поврежденной опоры (ч. 12).

Согласно ст. 19 Правил, организация рельефа, покрытие и мощение являются обязательной составной частью внешнего благоустройства территорий и осуществляются на основе комплексных проектов, эскизы которых согласованы с уполномоченным Администрацией города Костромы органом (ч. 1). Все территории должны иметь покрытие, мощение или растительный грунт с высеянными травами или зелеными насаждениями. Открытый грунт допускается только на строительных площадках, песчаных пляжах и территориях специального назначения (ч. 5). Асфальтовое покрытие используется на проезжей части магистралей, транзитных площадей, улиц, набережных, на внутриквартальных проездах и участках автостоянок, пешеходных тротуарах (ч. 7).

Как следует из материалов дела, решением Думы г. Костромы от 24.04.2015 № 84 «О присвоении наименования улице города Костромы» новой улице, расположенной на юго-востоке города Костромы, проходящей от улицы Магистральной параллельно улице Радиозаводской в направлении планируемого продолжения проезда Студенческого присвоено наименование лица Олега Юрасова. Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2015 № 1197 данная улица включена в Перечень адресных наименований на территории г. Костромы.

Согласно выписке из Генерального плана г.Костромы, строительство улицы Олега Юрасова в зоне жилой застройки запланировано на период с 2021 по 2025 годы, протяженностью 1290 метров, шириной 40 метров.

Администрацией г. Костромы 06.07.2017 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -RU в отношении многоквартирного жилого дома лит. 11 по строительному адресу: Костромская область, город Кострома, ул. Магистральная на земельном участке с кадастровым номером 44:27:080610:412. На момент рассмотрения дела дому присвоен адрес: г. Кострома, ул. Олега Юрасова, д. 7.

Администрацией г. Костромы 30.12.2019 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -RU в отношении многоквартирного жилого дома лит. 8 по строительному адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Олега Юрасова, д. № 1 на земельном участке с кадастровым номером 44:27:080610:400. На момент рассмотрения дела дому присвоен адрес: г. Кострома, ул. Олега Юрасова, д. 1.

Как следует из представленных фото-материалов и Яндекс-карты, в целях подъезда к указанным домам фактически образована дорога от съезда с улицы Магистральной, не имеющая покрытия, не оборудованная тротуарами и освещением.

ФИО5 01.11.2021 обратился с жалобой в прокуратуру г.Костромы, указав, что с начала 2021 года проживает в многоквартирном доме по адресу: г.Кострома, ул. Олега Юрасова, д. 1. Подъезд к многоквартирному дому осуществляется с ул. Магистральной. Дорожное покрытие на всей протяженности ул. Олега Юрасова находится в ужасном состоянии и представляет собой железобетонные плиты. Дорожное покрытие имеет многочисленные ямы и выбоины, превышающие предельно допустимые повреждения покрытия по ГОСТ Р 50597-93, и на нем не обеспечивается безопасность дорожного движения. Освещение полностью отсутствует. Интенсивность движения на данном участке дороги постоянно возрастает, поскольку по ней передвигаются не только жители многоквартирных домов, расположенных в данном районе, но и собственники (пользователи) гаражных боксов, расположенных в гаражном кооперативе, расположенном за домом № 7 по ул. Олега Юрасова. В сентябре 2021 года силами МКУ г.Костромы «Дорожное хозяйство» выполнена подсыпка дороги асфальтобенной крошкой, что не отвечает требованиям безопасности, поскольку подсыпание асфальтобенной крошкой произведено в период обильных дождей, дорожное покрытие на указанном участке по-прежнему находится в ненадлежащем состоянии и не отвечает требованиям безопасности. Такой способ надлежащего, отвечающего требованиям безопасности, содержания дорог, как подсыпание асфальтобенной крошкой, не предусмотрен действующим законодательством.

Заместителем прокурора г.Костромы 07.12.2021 внесено представление № 7-4-2021 главе Администрации г.Костромы об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, в котором указано, что по результатам проверки по обращению ФИО5 об обеспечении безопасности дорожного движения в районе ул. Олега Юрасова г. Костромы установлено, что администрацией города не обеспечено соблюдение прав граждан на комфортные условия проживания и безопасность дорожного движения в указанном районе. Освоение территории по ул. Олега Юрасова г.Костромы осуществляется на основании проекта планировки территории, ограниченной улицами Магистральная, Радиозаводская, территорией гаражного кооператива по ул. Магистральная, в районе д. 77, границами земельного участка по ул. Магистральной д. 75, проездом от ул. Магистральной до земельного участка по ул. Магистральная, д. 75, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 28.10.2013 №2486. В настоящее время построены и введены в эксплуатацию 2 многоквартирных дома по улице Олега Юрасова д. 1 и д. 7. В нарушение п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией города не обеспечено строительства проезда к группе многоквартирных домов по ул. Олега Юрасова г. Костромы (дороги), данный проезд не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, утвержденный решением Думы города Костромы от 27.08.2015 №174. На территории в районе ул. Олега Юрасова г. Костромы администрацией города не обеспечено наличие уличного освещения. Отсутствие дороги и освещения, обустроенных в соответствии с требованиями федеральных законов от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, нарушает права граждан на комфортные и безопасные условия проживания. Главе Администрации г.Костромы предложено в установленный законом месячный срок принять меры к устранению нарушений законодательства, в частности по обеспечению стационарного освещения от улицы Магистральная по улице Олега Юрасова; разработать комплекс мероприятий по обустройству и строительству дорог на территории ограниченной улицами Магистральная, Радиозаводская, территорией гаражного кооператива по ул. Магистральная, в районе д. 77, границами земельного участка по ул. Магистральной д. 75, проездом от ул. Магистральной до земельного участка по ул. Магистральная, д. 75.

В ответе главы Администрации г.Костромы от 23.01.2022 на представление указано, что в целях развития транспортной инфраструктуры указанной территории разработан проект «Строительство улиц и проездов 1 этапа строительства на территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы». Получено положительное заключение ГАУ «Костромагоэкспертиза». Строительство автомобильной дороги по улице Олега Юрасова (с элементами обустройства) целесообразно после возведения всех объектов капитального строительства на данной территории застройки с целью сохранения асфальтобетонного покрытия. Для поддержания эксплуатационного состояния указанной улицы МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство» осуществляется грейдирование проезжей части, при наличии инертных материалов производится отсыпка. Очередные работы выполнены в августе месяце текущего года. Кроме того, в целях организации пешеходного сообщения от улицы Олега Юрасова до улицы Радиозаводской МКУ г.Костромы «Дорожное хозяйство» выполнена отсыпка участка пешеходного сообщения по данному адресу.

Постановлением Администрации г.Костромы от 28.10.2013 № 2486 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, территорией гаражного кооператива по улице Магистральной, в районе д. 77, границами земельного участка по улице Магистральной, 75, проездом от улицы Магистральной до земельного участка по улице Магистральной 75», утверждена прилагаемая основная часть проекта планировки территории, ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, территорией гаражного кооператива по улице Магистральной, в районе д. 77, границами земельного участка по улице Магистральной, 75, проездом от улицы Магистральной до земельного участка по улице Магистральной 75 в форме проекта планировки с проектом межевания в составе проекта планировки и градостроительными планами земельных участков в составе проекта межевания.

Постановлением Администрации г.Костромы от градостроительные планы земельных участков №, , , , , , утвержденные постановлением Администрации г.Костромы от 28.10.2013 № 2486, признаны утратившими силу.

Постановлением Администрации г.Костромы от 21.10.2020 № 1977 предусмотрено подготовить документацию по планировке территории, расположенной на пересечении улиц Магистральной и Олега Юрасова, согласно прилагаемому ситуационному плану, в виде проекта планировки территории с проектом межевания территории в составе проекта планировки территории. Утверждены прилагаемые задание на разработку проекта планировки территории, задание на выполнение инженерных изысканий. Установлен срок подготовки документации по планировке территории в течение 2 лет со дня принятия настоящего постановления.

Постановлением главы г. Костромы от 12.10.2021 № 119 назначены общественные обсуждения по проекту планировки территории, расположенной на пересечении улиц Магистральной и Олега Юрасова, с проектом межевания территории в составе проекта планировки территории. Организатором общественных обсуждений по проекту планировки определена Комиссия по рассмотрению документации по планировке территории города Костромы. Границы территории, в пределах которых проводятся общественные обсуждения по проекту планировки территории, расположенной на пересечении улиц Магистральной и Олега Юрасова, с проектом межевания территории в составе проекта планировки территории отражены в приложении № 2.

Согласно информации Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г.Костромы от 02.12.2021, освоение территория по ул. О.Юрасова осуществляется на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 28.10.2013 № 2486 (далее «Агашкша гора»). В настоящее время дороги, как объекты недвижимости, созданные в порядке и в соответствии с требованиями действующего законодательства на территории «Агашкина гора» отсутствуют, в связи с чем отсутствует основание внесения объектов в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, утвержденный Решением Думы города Костромы от 27.08.2015 № 174, и отсутствует основание возникновения права муниципальной собственности города Костромы на указанные дороги. После строительства и ввода в эксплуатацию дороги на территории «Агашкина гора», расположенные на муниципальных землях, будут внесены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы и переданы на содержание и обслуживание специализированной организации МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство». Согласно ППТ «Агашкина гора» вдоль ул. Магистральной, в том числе вдоль дома по ул. О. Юрасова, 1, предусмотрена дорога (дублер), имеющая категорию - основной проезд в жилой застройке. В проекте планировки параметры данного проезда не заданы и будут определены в процессе разработки проекта на строительство дорог, в соответствии с Требованиями табл 5.8 местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы, утвержденных постановлением Администрации г.Костромы от 28.06.2021 N 1129. Также проектом будет определено оборудование проезда техническими средствами организации дорожного движения. К строительству дорог на внутриквартальной территории «Агашкина гора» планируется приступить в рамках реализации федерального проект «Жилье» в период до 2024 года. В настоящее время вдоль дома по ул. О. Юрасова, 1 расположен проезд с покрытием из железобетонных плит, который выполнен застройщиком для подъезда к участкам застройки. В связи с обращением жителей, с целью обеспечения безопасности дорожного движения силами МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство» в текущем году выполнены работы по подсыпке асфальтобетонной крошкой участка проезда вдоль дома по ул. О. Юрасова, 1, а также устройство тротуара шириной 3 м. вдоль ул. Магистральной, на участке от ул. Радиозаводской до ул. О. Юрасова (в зеленой зоне) с применением инертных материалов.

Стороной ответчика представлено в копии соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ от 30.12.2021, заключенное между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ, и Администрацией Костромской области. Предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 года бюджету Костромской области субсидии на мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов РФ.

Согласно Приложению № 6 к данному Соглашению - графику выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства, на строительство улиц и проездов 1 этапа строительства на территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы в 2022 году предусмотрено выделение денежных средств 70007143 руб., в том числе за счет федерального бюджета 69300 руб., областного бюджета 70007143 руб., местного бюджета 70233403 руб. (п. 3 графика); на строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения в мкр. Агашкина гора в г.Костроме в 2023 году предусмотрено выделение 59304031 руб., в том числе из федерального бюджета 58705000 руб., областного бюджета 29304031 руб., местного бюджета 59473699 руб., в 2024 году – 66501735 руб., в том числе из федерального бюджета 65830000 руб., областного бюджета 66501735 руб., местного бюджета 66744184 руб. (п. 12 графика). По п. 3 графика получение разрешения на строительство, реконструкцию предусмотрено 10.02.2021, начало подготовительных работ – 01.04.2022, начало строительно-монтажных работ – 01.05.2022, окончание – 31.12.2022. Срок ввода в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом с 25.12.2024 по 32.12.2024. По п. 12 графика получение разрешения на строительство, реконструкцию предусмотрено 31.12.2021, начало подготовительных работ – 01.05.2022, начало строительно-монтажных работ – 01.06.2022, окончание – 01.11.2024. Срок ввода в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом с 25.12.2024 по 32.12.2024.

На момент рассмотрения дела Администрацией г. Костромы предпринимаются меры по реализации разработанной ООО «НПО Дорога» в 2020 году проектной документации «Строительство улиц и проездов 1 этапа строительства на территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы».

Распоряжением председателя Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы от 02.03.2022 № 15-р утвержден план мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в рамках регионального проекта «Жилье» государственной программы Костромской области «Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области» в г. Костроме на 2022 год, пунктом 3 которого предусмотрено строительство улиц и проездов 1 этапа строительства на территории, ограниченной шоссе Волгореченским, улицами Магистральной, Олега Юрасова, юго-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:410, юго-западной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:408, юго-восточными, восточными и северо-восточными границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080610:21, улицами Магистральной, Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границами земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы объемом 2,7 км., в том числе строительство земляного полотна и дорожной одежды, пусконаладочные работы (освещение и линии электропередач).

МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» (муниципальный заказчик) 30.03.2022 заключен муниципальный контракт № 2022.031 с ООО «Дормстрой» (генподрядчик) на строительство объекта на основании указанной проектной документации в срок до 03.12.2022.

Согласно плану работы МКУ «СМЗ по ЖКХ» на 2022 год «Строительство и реконструкция линейных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог, инженерно-строительных объектов для муниципальных нужд города Костромы, не относящихся к объектам капитального строительства», в 2022 года запланирована разработка ПСД сетей наружного освещения на ул. Олега Юрасова, предусмотрены расходы 178000 руб.

При этом суд учитывает, что часть ул. О. Юрасова, на которой размещен спорный участок дороги и многоквартирные дома № 1 и № 7, не входит в 1 этап строительства, согласно представленной проектной документации, для реализации которой предусмотрены конкретные сроки и заключен муниципальный контракт.

В соответствии с проектом планировки территории, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 28.10.2013 № 2486, который на момент рассмотрения дела является действующим, вдоль ул. Магистральной, в том числе вдоль дома по ул. О. Юрасова, 1, предусмотрена дорога (дублер), имеющая категорию - основной проезд в жилой застройке. Вместе с тем в проекте планировки параметры данного проезда не заданы, сроки реализации проекта не определены, меры по разработке проектной документации и строительству проезда длительное время не предпринимаются. Более того, как следует из представленных муниципальных правовых актов и пояснений представителя ответчика, рассматривается вопрос об отмене указанного проекта планировки и разработке нового.

При эксплуатации многоквартирных домов на ул. О.Юрасова с 2017 года подъезд и проход к ним неопределенного круга лиц в соответствии с требованиями законодательства о дорожной деятельности, безопасности дорожного движения и благоустройстве не обеспечен, чем нарушены права неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания и безопасное дорожное движение на рассматриваемой территории.

При таких обстоятельствах следует признать незаконным бездействие Администрации г. Костромы, выразившееся в непринятии мер по строительству дороги с обустройством тротуаров и уличного освещения, обеспечивающей доступ от съезда с ул. Магистральной г. Костромы к многоквартирным домам 1 и 7 по ул. О. Юрасова г. Костромы.

Доводы стороны ответчика о необходимости поэтапного строительства улично- дорожной сети на условиях софинансирования за счет вышестоящих бюджетов не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Организованная застройщиком дорога из бетонных плит, которая фактически используется для подъезда домам, не соответствует требованиям законодательства и не может рассматриваться как законная мера временной организации дорожного движения до окончания строительства улично-дорожной сети на другой территории.

Дорожная деятельность органов местного самоуправления должна планироваться и осуществляться с учетом существующей застройки территорий, исходя из необходимости обеспечения прохода и проезда к многоквартирным домам, введенным в эксплуатацию, соответствующих всем требованиям установленным законодательством.

Заявленный прокурором срок устранения нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу суд находит разумным, исходя из характера нарушений, подлежащих устранению, и длительности бездействия, и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

При этом суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности организовать строительство дороги именно в месте фактически образованного подъезда к домам, поскольку определение конкретных параметров дороги относится к полномочиям органа местного самоуправления и в действующем проекте планировки территории предусмотрено иное решение данного вопроса.

С учетом изложенного в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц следует обязать Администрацию города Костромы в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать строительство дороги с обустройством тротуаров и уличного освещения, обеспечивающей доступ от съезда с ул. Магистральной г. Костромы к многоквартирным домам 1 и 7 по ул. О. Юрасова г. Костромы.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Костромы к Администрации г. Костромы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Костромы, выразившееся в непринятии мер по строительству дороги с обустройством тротуаров и уличного освещения, обеспечивающей доступ от съезда с ул. Магистральной г. Костромы к многоквартирным домам 1 и 7 по ул. О. Юрасова г. Костромы.

Обязать Администрацию города Костромы в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать строительство дороги с обустройством тротуаров и уличного освещения, обеспечивающей доступ от съезда с ул. Магистральной г. Костромы к многоквартирным домам 1 и 7 по ул. О. Юрасова г. Костромы.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья О.Д. Тележкина

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2022.