ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2168/2016 от 02.11.2016 Мичуринского городского суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-2168/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мичуринский городской суд Тамбовской области в составе:

судьи Михкельсона О.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ФИО3 к управлению народного образования администрации г.Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнему

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в управление народного образования администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на изменение фамилии ее дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на фамилию «ФИО3» на основании п.2 ст.59 СК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ по почте она от административного ответчика получила ответ за от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей было отказано в предоставлении данной государственной услуги по причине отсутствия согласия отца ребенка ФИО1 - ФИО2 на изменение фамилии малолетнего ребенка.

Просит признать незаконным вышеуказанный отказ управления народного образования администрации <адрес>, поскольку он не соответствует положениям Семейного Кодекса РФ и Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, проживающим на территории муниципального образования» (утв. приказом управления образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Определением судьи Мичуринского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2

Определением Мичуринского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2 ст.291 КАС РФ назначено рассмотрение настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства судьей единолично.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Порядок рассмотрения обращений граждан закреплен в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Статьей 10 указанного Федерального закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Для признания судом незаконным решения органа местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Из изложенных выше норм следует, что при рассмотрении дел по заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, которыми затрагиваются права и законные интересы ребенка, суд в первую очередь должен определить соответствие данного акта интересам самого ребенка, а не лица, обратившегося с таким заявлением, поскольку его права таким актом затрагиваются опосредовано.

Из материалов дела видно, что истица ФИО3 и привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО2 состояли в зарегистрированном браке, имеют совместную дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время брак между ними расторгнут. После расторжения брака ребенок проживает с матерью.

На основании решения Мичуринского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определен порядок общения ФИО2 с дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как вторые и четвертые суббота и воскресенье каждого месяца с 12.00 часов до 14.00 часов в присутствии матери ребенка ФИО3, с возможностью посещения общественных мест (улиц города, парков, бульваров, скверов, пляжей в границах территории <адрес>, кафе, кинотеатров, театров и иных культурно – развлекательных учреждений).

ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации <адрес> от ФИО3 поступило заявление о разрешении изменить фамилию дочери «ФИО5» на фамилию «ФИО3».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 на ее заявление управлением народного образования администрации <адрес> направлен письменный ответ за , которым ей было отказано в выдаче разрешения на изменение фамилии малолетней дочери по причине отсутствия на это согласия ее отца ФИО2

В соответствии с частью 4 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" решение органа опеки и попечительства, принятое в порядке, установленном статьей 59 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), является основанием для перемены имени лицу, не достигшему возраста четырнадцати лет, а также для изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя.

Пунктом 2 статьи 59 СК РФ предусмотрено, что если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.

Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.

Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что присвоение ребенку фамилии родителя, с которым он проживает, осуществляется в интересах ребенка с учетом мнения другого родителя, при этом закон определяет случаи, когда учет мнения обязательным не является.

Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, проживающим на территории муниципального образования» (утв. приказом управления образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). (далее Административный регламент) при рассмотрении заявления гражданина о выдаче разрешения на изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетнему в возрасте до 14лет специалист учитывает следующие условия.

Изменение имени, фамилии несовершеннолетнему по заявлению родителей возможно лишь до достижения им четырнадцатилетнего возраста. После достижения несовершеннолетним возраста четырнадцати лет вопрос о перемене им имени, фамилии и (или) отчества решается по его собственному заявлению в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Пунктом 3.4.3 Административного регламента установлено, что Разрешение на изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетнему может быть дано без учета мнения родителя, проживающего отдельно от ребенка, при наличии определенных обстоятельств: невозможность установления его места нахождения, лишение его родительских прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. В таких случаях согласие родителя, проживающего отдельно от ребенка, на изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетнему не требуется.

Пунктом 3.4.6 Административного регламента определено, что в случае если изменение фамилии и (или) имени несовершеннолетнему противоречит его интересам, либо не отвечает условиям, указанным в пунктах3.4.2-3.4.4 настоящего административного регламента, специалист готовит письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.

Административная процедура осуществляется в течение 1 рабочего дня.

Доказательств о наличии обстоятельств, указанных в п. 2 ст.59 СК РФ, п.3.4.3 Административного регламента в отношении отца ребенка ФИО1 - ФИО2, при наличии которых его мнение при изменении фамилии ребенка обязательным не являлось бы, как на момент вынесения оспариваемого отказа, так и при рассмотрении настоящего административного дела не имеется. ФИО3 на них не ссылается.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что заявление ФИО3 рассмотрено объективно и всесторонне, действия управления народного образования администрации <адрес> в рамках рассматриваемых требований являются законными и обоснованными, не нарушают права и свободы несовершеннолетней ФИО1

В связи с изложенным, суд находит доводы, приведенные административным истцом в обоснование заявленных требований несостоятельными и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемое решение, принято в пределах полномочий, предоставленных законом, нарушений действующего законодательства не допущено.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к управлению народного образования администрации г.Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на изменение фамилии несовершеннолетнему отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Судья- О.Н. Михкельсон