ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2169/18 от 20.09.2018 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-2169/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,

С участием:

Административного истца Харьковского С.С. и его представителя по доверенности и ордеру – адвоката Ерохиной О.И.,

Представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности – Шнырина О.В.,

Представителя заинтересованного лица УФНС России по Московской области по доверенности – Салова Д.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Харьковского С. С.ча о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц

У с т а н о в и л :

Харьковский С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области № 26 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 91350 рублей, № 27 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 119795 рублей; обязать административного ответчика в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу возвратить излишне удержанный налог на доходы физических лиц за период с 01 января 2015 года по 25 июня 2017 года в общей сумме 211145 рублей.

Свои требования Харьковский С.С. мотивирует тем, что на основании ст.78 НК РФ 01 августа 2017 года обратился в межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области за возвратом излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц за 2015 год в размере 13% или 91350 рублей и за 2016 год в размере 13% или 119795 рублей, к которому были приложены послужной список, налоговая декларация формы 3-НДФЛ за периоды 2015 и 2016 года с пояснениями о том, что в период с 01 января 2015 года по 25 июня 2017 года находился в зоне вооруженного конфликта - в Приднестровском регионе Республики Молдова в составе Коллективных сил по поддержанию мира (далее КСПМ).

Административный истец указывает, что за 2015 год получил денежное вознаграждение за участие в КСПМ и заработную плату по постоянному месту службы в войсковой части 13962 в общей сумме 712295 рублей 98 копеек, с которой был исчислен и удержан налог в размере 13%, что составило 91350 рублей. За 2016 год получил денежное вознаграждение за участие в КСПМ и заработную плату по постоянному месту службы в войсковой части 13962 в общей сумме 936699 рублей 03 копейки, с которой был исчислен и удержан налог в размере 13%, что составило 119795 рублей.

В период с 01.08.2017 года по 01.112017 года по заявлению Харьковского С.С. проводилась налоговая проверка, по результатам которой истец был признан не имеющим право на возврат излишне уплаченной сумы налога на доходы физических лиц согласно решениям № 26 и № 27 от 27 марта 2018 года заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, с которым он не согласен.

Административный истец ссылается на пункты 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», двустороннее межгосударственное соглашение от 21 июля 1992 года «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», Положение о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав государстве СНГ от 19 января 1996 года, подписанное Российской Федерацией, Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, указывая, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, предусмотренные нормами международного права.

В силу статьи 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения договора; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

По мнению административного истца в соответствии с положениями статей 7 и 231 Налогового кодекса Российской Федерации он, как военнослужащий, проходивший службу в составе воинского Контингента Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, входящего в Совместные Миротворческие силы по установлению мира и поддержанию правопорядка, в силу обязательности для Российской Федерации вышеприведенных норм международного права освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждение, которыми для него является денежное довольствие, полученное в указанные периоды.

Административный истец полагает необоснованными доводы заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области, изложенные в решении по заявлениям, о том, что Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а потому положения Протокола на данную территорию не распространяются, поскольку Российская Федерация, являясь Государством-участником указанного Протокола, приняла на себя определенные данным актом международные обязательства, в том числе, установленные статьей 11 Протокола.

Полагает также необоснованными ссылки на Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12 апреля 1996 года, поскольку вопросы налогообложения доходов, полученных военнослужащими Российской Федерации, участвовавшими в выполнении задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира, регулируются специальными международными договорами Российской Федерации.

Россия подписала и ратифицирована наравне с Молдовой соглашение о коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств в Киеве 20.03.1992 года.

Российский воинский контингент задействован в зоне вооруженного конфликта с 1992 года. Мандат и условия российского участи в урегулировании приднестровского кризиса определены в указанном Соглашении. Указанный мандат в современных условиях в полной мере отвечает задачам поддержания стабильности на берегах Днестра для продолжения переговоров сторон конфликта о политическом урегулировании в соответствии с принципами ОБСЕ. Действующие на постоянной основе Объединенная контрольная комиссия и Объединенное военное командование осуществляют повседневное руководство миротворческими силами при соблюдении принципа консенсуса с целью выстраивания отношений взаимного доверия между сторонами и осуществления необходимого контроля в Зоне безопасности.

Статус и социально-правовая защищенность личного состава, участвующего в указанной операции в Приднестровском регионе, соответствует статусу групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств, который определен Положением о Коллективных силах по подержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденным решением Совета глав государств в СНГ от 19 января 1996 года, подписанным Российской Федерацией.

Символика миротворцев в Приднестровье полностью совпадает с отличительными знаками Коллективных сил по поддержанию мира.

Мировым сообществом признана как миротворческая операция по поддержанию мира в Приднестровском регионе, и, как следствие, личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по подержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеи ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и данным Положением.

В судебном заседании административный истец Харьковский С.С. и его представитель по доверенности и ордеру – адвокат Ерохина О.И. настаивали на заявленных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнив, что иными налоговыми органами производится возврат удержанного налога на доходы военнослужащих, которые в тот же период, что и истец, проходили службу в составе Миротворческих Сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова. Также правомерность возврата налога подтверждается судебной практикой.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по доверенности – Шнырин О.В. возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки по заявлению Харьковского С.С. получены документы, из которых установлено, что старший сержант войсковой части 13962 Харьковский С.С. в период времени, в том числе с 01.01.2015 года по 08.06.2017 года, проходил воинскую службу в составе воинского контингента миротворческих сил в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, что подтверждается представленными документами.

Административный ответчик ссылается на положения Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнении военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», и указывает, что за время прохождения воинской службы в Приднестровском регионе республики Молдова на Харьковского С.С. распространялись только гарантии и компенсации, предусмотренные законом РФ от 21.01.1993 года № 4328-1, которым не предусмотрено освобождение военнослужащих, проходивших воинскую службу в Приднестровском регионе Республики Молдова, от уплаты НДФЛ. Фактически освобождение от уплаты НДФЛ предоставляется только персоналу Группы по поддержанию мира, в состав которых входят Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (п.1, 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, подписанного в г.Ташкент 15.05.1992 года).

Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 года был создан в целях реализации положений п.7 Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20.03.1992 года, а именно: для определения статуса Групп по поддержанию мира, их структуры, материально-технического обеспечения и финансирования их деятельности. При этом от лица Республики Молдова, как государства – участника Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20.03.1992 года, Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 года подписан не был.

Следовательно, гарантии, установленные Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 года не может распространяться на военнослужащих, проходивших воинскую службу в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Административный ответчик указывает, что Харьковским С.С. также не представлено сведений и доказательств прохождении в период службы в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республика Молдова именно в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ), статус и социально-правовая защищенность которых определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденных Решением Совета глав государств СНГ от 10 января 1996 года, пунктом 39 раздела 7 которого определено, что в период прохождении службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.

Напротив, письмом от 27.02.2018 года № 636 командира войсковой части 13962 подтверждается, что данное военное подразделение не входило в состав Коллективных сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Также отмечает, что статьей 18 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 12.04.1996 года «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов» вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации). Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п.1 ст.224 НК РФ по ставке 13%.

Согласно ст.1 «Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств», заключенного 20.03.1992 года в г.Киеве, в целях оказания друг другу на основе взаимного согласия помощи в урегулировании и предотвращении на территории любого из членов Содружества конфликтов на межнациональной, межконфессиональной и политической основе, влекущих за собой нарушение прав человека, создаются Группы военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира государств – участников Содружества, к числу которых в соответствии с «Алма-Атинской декларацией», принятой в г.Алма-Ате 21.12.1991 года, отнесена в том числе и Республика Молдова.

В соответствии с Протоколом от 15.05.1992 года «О временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» принципиальное политическое решение о проведении операции с использованием Групп по поддержанию мира принимается Советом глав государств Содружества консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств – членов Содружества и с согласия всех конфликтующих сторон. О принятом решении на проведение такой операции Совет глав государств Содружества незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и действующего председателя СБСЕ. Мандат такой операции утверждается Советом глав государств Содружества по предложению министров иностранных дел государств Содружества или их полномочных представителей.

За весь период действия Протокола от 15.05.1992 года «О временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» Советом глав государств Содружества было принято 2 решения о задействовании Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира – от 15.04.1994 года «О сроке пребывания, составе и задачах Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан» и от 22.08.1994 года «Об использовании Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта».

При этом в целях урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском районе республики Молдова Советом глав государств Содружества соответствующего решения о привлечении Групп военных наблюдателей и коллективных Сил по поддержанию мира не было принято. Следовательно, за весь период урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова не могло находится персонала Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира.

Таким образом, за время прохождении воинской службы в Приднестровском регионе Республики Молдова на Харьковского С.С. распространялись только гарантии и компенсации, предусмотренные Законом РФ от 21.01.1993 № 4328-1, а также приказом Министерства обороны Российской Федерации от 04.01.1996 года № 9 о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (зарегистрирован в Минюсте РФ 31.01.1996 года за № 1023), среди которых отсутствовало положение, освобождающее военнослужащих от уплаты НДФЛ (л.д. 87-90, 167-168).

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Московской области по доверенности – Салов Д.Ю. находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, так как Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в порядке, установленном статьей 88 НК РФ, проведены камеральные налоговые проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2015-2016 года, представленные Харьковским С.С. 01.08.2017 года.

Из документов, полученных в ходе проведения камеральной налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, в том числе документов, полученных вне рамок проведения мероприятий налогового контроля, запросы о предоставлении которых были направлены в ходе проведения контрольных мероприятий, инспекцией установлено, что старший сержант войсковой части 13962 Харьковский С.С. в период времени с 01.01.2015 года по 08.06.2017 года проходил военную службу в составе воинского контингента миротворческих сил в зоне Молдово-Приднестровского вооруженного конфликта.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Приднестровском регионе Республики Молдова и в республике Таджикистан, находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем им предоставляются соответствующие дополнительные гарантии и компенсации. Следовательно, за время прохождения воинской службы в Приднестровском регионе республики Молдова на Харьковского С.С. распространялись только гарантии и компенсации, предусмотренные законом РФ от 21.01.1993 года № 4328-1, которым не предусмотрено освобождение военнослужащих, проходивших воинскую службу в Приднестровском регионе республики Молдова, от уплаты НДФЛ. Фактически освобождение от уплаты НДФЛ предоставляется только персоналу Группы по поддержанию мира, в состав которой входят Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (п.1, 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве независимых государств, подписанного в г.Ташкенте 15.05.1992 года).

Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве независимых государств от 15.05.1992 года был создан в целях реализации положений п.7 Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых государств от 20.03.1992 года, а именно: для определения статуса групп по поддержанию мира, их структуры, материально-технического обеспечения и финансирования их деятельности. При этом, от лица Республики Молдова, как государства – участника Соглашения о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20.03.1992 года, Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 года подписан не был.

Следовательно, гарантии, установленные Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 года, не могут распространяться на военнослужащих воинских частей, проходивших воинскую службу в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Кроме того, Харьковским С.С. не представлено сведений и доказательств прохождения в период службы в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова именно в составе Коллективных Сил по поддержанию мира. Напротив, письмом от 27.02.2018 года № 636 командира войсковой части 13962 подтверждается, что данное военное подразделение не входило в состав Коллективных Сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Статьей 18 Соглашения между Правительством РФ и правительством Республики Молдова от 12.04.1996 года «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов» вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации).

Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановления мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п.1 ст.224 НК РФ по ставке 13%. В связи с чем вывод Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области о законности удержания налоговым агентом войсковой частью 13962 НДФЛ в размере 91350 рублей и 119795 рублей из дохода, полученного Харьковским С.С. в 2015-2016 годах и отказ в возврате соответствующих сумм, правомерен (л.д. 149-154, 224-228).

Представители заинтересованных лиц ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», войсковой части 13962 в судебное заседание не прибыли, извещены надлежаще. От представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст.150, ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав административного истца и его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии со справкой № 220 от 13 сентября 2018 года, выданной старшим военным начальником воинского контингента миротворческих сил Российской Федерации в Приднестровском регионе Республики Молдова, Харьковский С.С. в период с 14 октября 2015 года по 25 декабря 2015 года, с 8 января 2016 года по 1 июня 2016 года, с 15 июня 2016 года по 19 октября 2016 года проходил службу в составе воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова, на территории, отнесенной п.3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 к зоне вооруженного конфликта, и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка.

Факт прохождения Харьковским С.С. в период службы в составе воинского контингента Миротворческих сил РФ в Приднестровском регионе Республики Молдова подтверждается также выпиской из послужного списка, выписками из приказа командира войсковой части 13962, справкой объединенного штаба совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова № 56 от 17.04.2015 года, справкой воинского контингента миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова № 111 от 01.06.2017 года (л.д. 103-104, 105, 146, 147).

01.08.2017 года Харьковский С.С. в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в Межрайонную ИФНС России № 11 по Московской области с заявлением о возврате суммы излишне удержанного с него и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом Войсковая часть 13962 – филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование ЗВО» налога за 2015 год в размере 91350 рублей, за 2016 год в размере 119795 рублей.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области установлено отсутствие у Харьковского С.С. права на возврат ранее удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации налоговым агентом Войсковая часть 13962 – филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование ЗВО» суммы налога за 2015 и 2016 года, так как доходы военнослужащих, участвовавших по выполнению задач по восстановлению мира и поддержании правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на что указано также в письме от 21 марта 2013 года № ЕД-3-3/996@.

Командиром войсковой части 13962 в адрес межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области на запрос о предоставлении документов (информации) в отношении порядка прохождения службы сержантом Харьковским С.С. 27 февраля 2018 года за № 636 направлено сообщение о том, что Харьковский С.С. проходил военную службу по контракту в данной войсковой части в период с 28.02.2013 года по 27.02.2016 года. Приказом командира войсковой части 13692 от 08.06.2017 года № 19 Харьковский С.С. уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта. Войсковая часть 13962 в состав Коллективных сил по поддержанию мира в Приднестровском регионе Республики Молдова не входит. Согласно действующего законодательства и ведомственных документов военнослужащие на период выполнения задач в зоне вооруженного конфликта пользуются дополнительными льготами, а именно: месяц службы засчитывается в выслугу лет за три месяца, и оклад денежного содержания выплачивается с коэффициентом 1,5. Других льгот за участие в операции по поддержанию законности и правопорядка в Приднестровском регионе не предусмотрено (л.д. 102).

По итогам проведения камеральной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области по заявлениям Харьковского С.С. приняты решения № 26 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 91350 рублей, № 27 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 119795 рублей (л.д. 26-34, 35-43).

Не согласившись с вышеуказанными решениями Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц, Харьковский С.С. обжаловал их в Управление ФНС России по Московской области.

Решениями УФНС России по Московской области № 07-12/070251@ от 25.06.2018 г., № 07-12/070255@ от 25.06.2018 г. апелляционные жалобы Харьковского С.С. оставлены без удовлетворения. Как указано в данных решениях контингент миротворческих сил РФ, расположенный в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова не является участником Группы по поддержанию мира, в связи с чем на него не распространяются положения Протокола о статусе КСПМ, в частности статьи 11, согласно которой персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, полученные от Группы или Государства-участника (л.д. 44-48, 49-53).

14 августа 2018 года за № 2869 командиром войсковой части 13962 в адрес межрайонной ИФНС России № 11 направлено сообщение в отношении военнослужащего С., проходившего службу по контракту в данной войсковой части в период с 09 июня 2014 года по 13 ноября 2017 года, о том, что в соответствии с положением о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 19 января 1996 года состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение операции по поддержанию мира. Так как мандат на проведение миротворческой операции в Приднестровском регионе Республики Молдова не выдавался, действие протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года на войсковую часть 13962 не распространяется, в том числе и на старшего прапорщика С.., проходившего в указанный период времени военную службу в войсковой части 13962.

В соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием и отдельными выплатами с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

В соответствии с Положением о ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», утвержденным Министерством обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года, данное учреждение осуществляет деятельность по начислению денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил российской Федерации, производству предусмотренных законодательством Российской Федерации удержаний из денежного довольствия, организации и ведению налогового учета, учреждение обязано начислять и уплачивать налоги в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствие с указанным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.

В силу п.3 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются, в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей.

Статус и социально-правовая защищенность личного состава Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств определены Положением о Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в Содружестве Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 19.01.1996 г., подписанным Российской Федерацией.

Пунктом 39 раздела 7 указанного Положения определено, что в период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, Конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года и настоящим Положением.

В соответствии со статьей 11 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., участником которого является, в том числе Российская Федерация, персонал Группы по поддержанию мира освобождается от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника. Кроме того, они освобождаются от уплаты всех других налогов за предоставляемые услуги, а также от всех регистрационных комиссионных платежей и сборов.

Условия пребывания Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в государстве, на территории которого размещается Группа по поддержанию мира, определены в Протоколе о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15.05.1992 г., заключенном в соответствии с Соглашением о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20.03.1992 г. В соответствии с Протоколом государство, на территории которого будут развертываться операции по поддержанию мира (принимающее государство), подписавшее протокол, принимает на себя определенные международные обязательства. Так как Республика Молдова не входит в перечень государств, подписавших Протокол, то его положения на данную территорию не распространяются.

21 июля 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Молдова было подписано Соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова, с момента подписания которого конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга. Согласно положений статей 1, 2 данного Соглашения, в целях обеспечения контроля за осуществлением мероприятий, указанных в статье 1, а также обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне учреждается объединенная Контрольная комиссия, состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании.

С целью реализации вышеуказанных мероприятий в подчинение Контрольной комиссии придаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения.

Согласно статье 1 Распоряжения Правительства РФ от 17 августа 1992 г. № 1503-р «"О решении объединенной Контрольной комиссии по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» было решено согласиться с решениями объединенной Контрольной комиссии по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова об условиях оплаты, льготах, преимуществах и социальных гарантиях для лиц, входящих в состав смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских районах Республики Молдова, военных наблюдателей, членов объединенной Контрольной комиссии и экспертных групп (протокол заседания объединенной Контрольной комиссии от 29 июля 1992 г. № 3).

Эти условия оплаты, льгот, преимуществ и социальные гарантии установить для лиц, занятых руководством и обеспечением смешанных сил в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Статьей 3 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. № 280 установлено, что военнослужащие и сотрудники, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в Приднепровском регионе Республики Молдова и в Республике Таджикистан, находятся в зонах вооруженных конфликтов, в связи с чем, предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Законом от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлены социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положении и при вооруженных конфликтах.

Вышеуказанными положениями действующего законодательства не предусмотрено льгот по освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц из полученного денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в Приднестровском регионе Республики Молдова.

Соглашением от 12.04.1996 г., заключенным Правительствами Российской Федерации и Республики Молдова, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращения уклонения от уплаты налогов, вознаграждение, выплачиваемое органом власти, созданным в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации), или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (в Российской Федерации). При этом вознаграждение облагается налогом только в другом Договаривающемся Государстве (в Республике Молдова), если служба осуществляется в этом Государстве, и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства (Республика Молдова), является гражданином этого государства (Республики Молдова) или не стало резидентом этого государства (Республика Молдова) только с целью осуществления службы.

Таким образом, доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержанию правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании п.1 ст.224 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 13 процентов, а потому оспариваемые решения, принятые уполномоченным органом, с соблюдением порядка принятия решений, соответствуют требованиям закона.

Ссылка административного истца на наличие решений иных налоговых органов о возврате ранее удержанного налога на доходы физических лиц военнослужащим, также проходившим службу в Приднестровском регионе Республики Молдова, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, так как данные решения не обжаловались в судебном порядке, соответственно им не давалась правовая оценка.

При принятии решения судом учитывается также разъяснение, данное в письме Федеральной налоговой службыот 21 марта 2013 г. N ЕД-3-3/996@, о том, что доходы военнослужащих, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, от участия в выполнении задач по восстановлению мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п.1 ст.224 Кодекса по ставке 13 процентов.

Правовая позиция административного истца относительно того, что поскольку символика миротворцев полностью совпадает с описанием отличительных знаков военнослужащих Коллективных сил по поддержанию мира, то на него также распространяются льготы по уплате налога на доходы физических лиц, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не может быть принята во внимание, поскольку Харьковский С.С. проходил службу в составе воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации, а не Коллективных сил по поддержанию мира. Льготы по уплате налога регулируются нормами законодательства, а не символикой на форме военнослужащего.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Харьковского С. С.ча о признании незаконными решения Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес> № 26 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2015 год в сумме 91350 рублей, № 27 от 27 марта 2018 года об отказе произвести возврат налога на доходы физических лиц за 2016 год в сумме 119795 рублей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 25 сентября 2018 года