ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2169/19 от 26.09.2019 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-2169/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 26 сентября 2019 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

при секретаре Поляковой А.В.,

с участием:

представителя административного истца Щербининой З.П. – Степановой О.В., действующей на основании доверенности,

представителя административных ответчиков УФНС России по Волгоградской области и МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области – Цветкова С.С., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Щербининой Зои Петровны к УФНС России по Волгоградской области и МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействия) и решения, понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Щербинина З.П. обратилась в суд к административным ответчикам УФНС России по Волгоградской области и МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области, в котором просит: признать незаконными действия (бездействие) МИ ФНС № 10 Волгоградской области в лице заместителя начальника Лашмановой Л.И., подписавшей ответ на обращение, которые выразились в незаконном отказе Щербининой З.П. в перерасчете величины земельного налога за период с иные данные по иные данные годы без применения льготы в виде 100% освобождения от уплаты земельного налога, начисление которого произведено без проведения предусмотренных законом мероприятий, предшествующих начислению налогов за 3 года, предшествующие дате начисления налогов; признать незаконным и отменить решение УФНС по Волгоградской области от датаиные данные об оставлении без удовлетворения жалобы Щербининой З.П. от дата., подписанное заместителем руководителя Ямцевой Е.В.; обязать МИ ФНС № 10 по Волгоградской области произвести перерасчет Щербининой З.П. земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные расположенный по адресу: г. адрес, с применением всех предусмотренных налоговым законодательством льгот с учетом изложенных в настоящем заявлении обстоятельств, и определить размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: адрес, за период иные данные по иные данные, равный 0,00 руб.

В обосновании заявленных требований административный истец Щербинина З.П., указала, что ей принадлежат на праве собственности одноэтажное кирпичное здание гаража, назначение: нежилое, площадь иные данные кв.м., расположенное по адресу: адрес с кадастровым номером иные данные земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для размещения многоэтажных и подземных гаражей, площадь иные данные кв.м., расположенный по адресу: гадрес с кадастровым номером иные данные. Щербининой З.П. местным налоговом законодательством представлена налоговая льгота в виде 100% освобождения от уплаты от земельного налога на принадлежащий ей земельный участок, поскольку данный земельный участок у неё единственный, она с иные данные года является пенсионером, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована и фактически никакую деятельность не осуществляет, на земельном участке расположен гараж для личного пользования, земельный участок не используется и не предназначен для использования в предпринимательской деятельности. Щербинина З.П., дата г.р., с иные данные года является пенсионеркой, о чем своевременно уведомила налоговый орган посредством подачи заявления об освобождении её от уплаты налогов на указанное выше имущество, и до иные данные года Щербининой З.П. налоговым органом налог на имущество - гараж и земельный налог на земельный участок не начислялись. С момента выхода на пенсию (т.е. с иные данные года) и подачи в налоговый орган заявления об освобождении ее от уплаты земельного налога, обстоятельства не изменились. Ранее, за весь период владения указанным выше земельным участком данный налог ей не начислялся в связи с применением местных льгот. Однако, через личный кабинет налогоплательщика в адрес Щербининой З.П. поступило налоговое уведомление № иные данные от дата., согласно которому последней надлежит в срок до дата. уплатить земельный налог на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: адрес (налоговым органом указан неверный адрес), в сумме иные данные руб. согласно следующему расчету: налог иные данные год исчислен исходя из полной площади земельного участка иные данные кв.м., кадастровой стоимости иные данные руб., без применения льгот, с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные. Налог за иные данные год исчислен исходя из полной площади земельного участка иные данные кв.м., кадастровой стоимости иные данные руб., без применения льгот, с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные руб. Налог за иные данные год исчислен исходя из площади земельного участка иные данные кв.м. (иные данные кв.м. - иные данные кв.м.), кадастровой стоимости иные данные руб., но уже с применением льготы на сумму иные данные руб. (равной кадастровой стоимости иные данные кв.м., на которую подлежит уменьшению налоговая база для пенсионеров), с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные. Щербинина З.П. дата обратилась в МИ ФНС № 10 по Волгоградской области с заявлением о незаконном начислении указанного налога и производстве перерасчета земельного налога, указав, что местным налоговым законодательством для неё предоставлена налоговая льгота в виде 100% освобождения от уплаты от земельного налога на принадлежащий ей земельный участок. В данном заявлении просила налоговый орган произвести перерасчет Щербининой З.П. земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: адрес применить все предусмотренные налоговым законодательством льготы с учетом изложенных в настоящем заявлении обстоятельств, и определить размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: адрес, равный 0,00 руб.. В ответ на данное обращение письмом МИ ФНС № 10 по Волгоградской области от дата. № иные данные отказала в удовлетворении заявления. Не согласившись с принятым решением, полагая что но является незаконным и необоснованным, Щербинина З.П. в предусмотренном законом порядке обратилась с соответствующей жалобой в вышестоящий орган - УФНС по Волгоградской области, которое решением от дата. № иные данные оставило жалобу без удовлетворения. Щербинина З.П. считает незаконными: действия МИ ФНС № 10 Волгоградской области в лице заместителя начальника Л.И. Лашмановой, подписавшей ответ на обращение, выразившиеся в незаконном отказе Щербининой З.П. в перерасчете размера начисленного Щербининой З.П. земельного налога за период с иные данные по иные данные годы без применения льготы в виде 100% освобождения от уплаты земельного налога и в условиях существенного нарушения норм законодательства РФ; бездействие МИ ФНС № 10 Волгоградской области, выразившегося в неисполнении предусмотренного НК РФ порядка проведения предусмотренных законом мероприятий, предшествующих начислению налогов за предыдущие 3 года. Также, по указанным выше основаниям Щербинина З.П. считает незаконным решение УФНС по Волгоградской области от дата. № иные данные которым жалоба Щербининой З.П. на указанные выше действия и бездействие МИ ФНС № 10 Волгоградской области оставлена без удовлетворения. Данные незаконные действия (бездействие) административных ответчиков повлекли нарушение конституционных прав Щербининой З.П., на которую незаконно возложена обязанность по уплате земельного налога в то время, когда на основании изложенных ниже положений действующего законодательства, и с учетом конкретных обстоятельств дела, такая обязанность у Щербининой З.П. отсутствует в полном объеме.

Административный истец Щербинина З.П. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного истца Щербининой З.П. по доверенности Степанова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков УФНС России по Волгоградской области и МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области по доверенностям Цветков С.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что на территории г. Волгограда земельный налог установлен Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от датаиные данные «О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда» (далее - Постановление иные данные). Решением Волгоградской городской Думы от датаиные данные внесены изменения в указанное положение, в соответствии с которым пенсионерам, получающим пенсии, назначенные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, предоставляется льгота по земельному налогу (пункт 2.4 Раздела 2 «Льготы по земельному налогу»). Этим же решением Раздел 2 «Льготы по земельному налогу» дополнен абзацем следующего содержания: «Категории физических лиц, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего раздела, могут воспользоваться льготой только в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования, не используемого (не предназначенного для использования) в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика. Однако, решением Волгоградской городской Думы от датаиные данные внесены изменения в указанное Положение согласно которому пункт 2.4. Положения (освобождаются от налогообложения по земельному налогу пенсионеры, получающие пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации) признан утратившим силу. Указанное решение вступило в силу со дня его официального опубликования дата. В связи с чем, льгота пенсионерам по земельному налогу предоставлялась в период с дата. по дата в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования, не используемого (не предназначенного для использования) в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика. Согласно сведениям, поступившим в Инспекцию из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в рамках статьи 85 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером иные данные, с видом разрешенного использования - для объектов общественно — делового назначения, согласно выписки из ЕГРН - для размещения многоэтажных и подземных гаражей площадью иные данные кв.м, составила иные данные рубля. Как в жалобе, представленной в Управление, так и в заявлении, направленном в суд, Щербинина З.П. не отрицает факт указания в правоустанавливающих документах вида разрешённого использования спорного земельного участка - для размещения многоэтажных и подземных гаражей. В силу вышеуказанных положений, в налоговом уведомлении от датаиные данные заявителю произведен перерасчет земельного налога за иные данные годы, согласно которому Щербининой З.П. надлежит уплатить налог в общей сумме иные данные рублей. Фактическое использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием не имеет значения для целей налогообложения.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

В абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ также указано, что акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

В соответствии со ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Щербининой З.П. принадлежит на праве собственности одноэтажное кирпичное здание гаража, назначение: нежилое, площадь иные данные кв.м., расположенное по адресу: адрес с кадастровым номером иные данные, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № иные данныеиные данные выданного дата

Также, Щербининой З.П. принадлежит на праве собственности земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для размещения многоэтажных и подземных гаражей, площадь иные данные кв.м., расположенный по адресу: адрес с кадастровым номером иные данные, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № иные данные, выданного дата

Щербинина З.П. дата г.р., с иные данные года является пенсионеркой, о чем своевременно уведомила налоговый орган посредством подачи заявления об освобождении её от уплаты налогов на указанное выше имущество, и до иные данные года Щербининой З.П. налоговым органом налог на имущество - гараж и земельный налог на земельный участок не начислялись.

Также судом установлено, что в адрес Щербининой З.П. направлено налоговое уведомление № иные данные от дата., согласно которому последней надлежит в срок до дата. уплатить земельный налог на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: гадрес, в сумме иные данные руб. согласно следующему расчету:

налог за иные данные исчислен исходя из полной площади земельного участка иные данные кв.м., кадастровой стоимости иные данные руб., без применения льгот, с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные руб.;

налог за иные данные исчислен исходя из полной площади земельного участка иные данные кв.м., кадастровой стоимости иные данные руб., без применения льгот, с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные руб.;

налог за иные данные исчислен исходя из площади земельного участка иные данные кв.м. иные данные кв.м. - иные данные кв.м.), кадастровой стоимости иные данные руб., с применением льготы на сумму иные данные руб. (равной кадастровой стоимости иные данные кв.м., на которую подлежит уменьшению налоговая база для пенсионеров), с учетом налоговой ставки 1,5%. Сумма начисленного налога - иные данные руб.

дата. Щербинина З.П. обратилась в МИ ФНС № 10 по Волгоградской области с заявлением о незаконном начислении указанного налога и производстве перерасчета земельного налога, указав, что местным налоговым законодательством для неё предоставлена налоговая льгота в виде 100% освобождения от уплаты от земельного налога на принадлежащий ей земельный участок, поскольку данный земельный участок у неё единственный, она с иные данные года является пенсионером, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована и фактически никакую деятельность не осуществляет, на земельном участке расположен гараж для личного пользования, земельный участок не используется и не предназначен для использования в предпринимательской деятельности. К тому же, с момента подачи в налоговый орган заявления об освобождении ее от уплаты земельного налога, обстоятельства не изменились. Ранее, за весь период владения указанным выше земельным участком (т.е. с иные данные года) данный налог ей не начислялся в связи с применением местных льгот. В связи с этим действия по начислению Щербининой З.П. земельного налога за иные данные годы является незаконным. В данном заявлении просила налоговый орган произвести перерасчет Щербининой З.П. земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресуадрес применить все предусмотренные налоговым законодательством льготы с учетом изложенных в настоящем заявлении обстоятельств, и определить размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные расположенный по адресу: гадрес, равный 0,00 руб.

В ответ на данное обращение письмом МИ ФНС № 10 по Волгоградской области от дата. № иные данные отказано в удовлетворении заявления. В качестве основания для отказа указано, что пенсионеры с дата могут воспользоваться льготой только в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования, не предназначенного для использования в предпринимательской деятельности. Сообщено, что согласно сведениям из Росреестра, разрешенное использование данного земельного участка - для размещения многоэтажных и подземных гаражей. Из чего налоговый орган сделал вывод, что данный земельный участок предназначен для использования в предпринимательской деятельности, льгота по земельному налогу к данному объекту с дата. применена быть не может.

Не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным и необоснованным, Щербинина З.П. в предусмотренном законом порядке обратилась с соответствующей жалобой в вышестоящий орган - УФНС по Волгоградской области, которое решением от датаиные данные оставило жалобу без удовлетворения.

Щербинина З.П. считает незаконными: действия МИ ФНС № 10 Волгоградской области в лице заместителя начальника Л.И. Лашмановой, подписавшей ответ на обращение, выразившиеся в незаконном отказе Щербининой З.П. в перерасчете размера начисленного Щербининой З.П. земельного налога за период иные данные по иные данные годы без применения льготы в виде 100% освобождения от уплаты земельного налога и в условиях существенного нарушения норм законодательства РФ; бездействие МИ ФНС № 10 Волгоградской области, выразившегося в неисполнении предусмотренного НК РФ порядка проведения предусмотренных законом мероприятий, предшествующих начислению налогов за предыдущие 3 года. Также, Щербинина З.П. считает незаконным решение УФНС по Волгоградской области от дата. № иные данные, которым жалоба Щербининой З.П. на указанные выше действия и бездействие МИ ФНС № 10 Волгоградской области оставлена без удовлетворения.

Обратившись в суд с указанным выше административным исковым заявлением, Щербинина З.П. указывает, что незаконные действия (бездействие) административных ответчиков повлекли нарушение её конституционных прав, поскольку на неё незаконно возложена обязанность по уплате земельного налога в то время, когда на основании положений действующего законодательства, и с учетом конкретных обстоятельств дела, такая обязанность у неё отсутствует в полном объеме.

Разрешая заявленные требований и удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В ст. 3 НК РФ установлены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты леятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы Физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

В соответствии со ст. 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 89 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

0,3 процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5 процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Постановлением о положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда 24/464 от 23.11.2005г. налоговая ставка в размере 0,3% установлена для следующих категорий земель/разрешенного использования:

в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации гаражных кооперативов и индивидуальных гаражей для хранения личного автотранспорта.

Налоговая ставка в размере 1,5% установлена в отношении прочих земельных участков.

На основании пп. 8 п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к категории пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В Письмах Министерства финансов РФ от 3 августа 2018 г. N 03-05-06-01/54831, от 20 марта 2018 г. N 03-05-06-04/17150 в части освобождения пенсионеров от уплаты земельного налога отмечено, что «в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте, в частности, являющихся пенсионерами.

Указанный налоговый вычет предоставляется только в отношении одного земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика. При наличии в собственности налогоплательщика, являющегося пенсионером, нескольких земельных участков он вправе представить в любой налоговый орган уведомление о земельном участке, в отношении которого будет применен налоговый вычет. При непредставлении такого уведомления налоговый вычет будет предоставлен в отношении земельного участка с максимально исчисленной суммой налога.

Правом на применение такого налогового вычета могут воспользоваться пенсионеры, начиная с 2018 года в отношении суммы земельного налога, подлежащей исчислению за налоговый период 2017 года.

Помимо установленного на федеральном уровне налогового вычета по земельному налогу на основании п. 2 ст. 387 НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для пенсионеров могут быть предусмотрены иные налоговые преимущества, в том числе в виде полного освобождения их от уплаты земельного налога».

Согласно п. 2.4. Постановления о положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде налога на вмененный доход, у становлении и введении местных налогов на территории Волгограда иные данные от дата, для пенсионеров, получающих пенсии, назначенные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, предоставлена льгота в виде 100% освобождения от уплаты земельного налога в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешенного использования, не используемого (не предназначенного для использования) в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика.

Таким образом, по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли. Определение ВС РФ от 29 февраля 2016 г. N 305-КГ15-13502.

Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено использование земель по целевому назначению Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Пунктом 2 ст. 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.

Согласно ст. 42 ЗК РФ одной из обязанностей собственников земельного участка является обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

П. 1 ст. 83 ЗК РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Статья 85 ЗК РФ предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно - делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п. 3).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон только в тех случаях, когда виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (п. 4).

Согласно выписке из ЕГРН, по состоянию на дата. принадлежащий Щербининой З.П. земельный участок с кадастровым номером иные данные отнесен к категории земель населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей.

Каких-либо иных сведений об отнесении данного земельного участка к иным видам разрешенного использования, не имеется.

Также, согласно официальным сведениям, размещенным на официальном сайте Росреестра https: /гosгeestr.ru/site/, земельный участок с кадастровым номером иные данные отнесен к категории земель населенных пунктов; вид разрешенного использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей.

Таким образом, в условиях отсутствия доказательств, объективно подтверждающих использование Щербининой З.П. спорного земельного участка в предпринимательских целях, налоговые органы сделали необоснованный и ничем не подтвержденный вывод об обратном.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В рассматриваемом случае отсутствуют доказательства направления в адрес Щербининой З.П. налоговых уведомлений и требований за налоговые периоды с иные данные по иные данные..

Вышеизложенное свидетельствует о наличии у налогового органа сведений, подтверждающих основания для предоставления Щербининой З.П. налоговых льгот, и отсутствии у нее обязанности по уплате взыскиваемого налога за период с иные данные по иные данные, при том, что зарегистрированный за Щербининой З.П. земельный участок относится по своим характеристикам в соответствии с п. 2.4. Постановления о положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда № иные данные от дата (в ред. от дата N иные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные, от датаиные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные, от дата N иные данные) к категории имущества, освобождаемого от налогообложения земельным налогом.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Следовательно, у Щербининой З.П. отсутствовала обязанность по уплате земельного налога за спорные периоды, в связи с чем, их начисление и взыскание, а также начисление и взыскание соответствующих сумм пени за неуплату спорных налогов, является необоснованным и незаконным, поскольку в полной мере противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п. 1 и ст. 15 настоящего Кодекса (земельный налог), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Поскольку спорное налоговое уведомление № иные данные датировано дата., то три налоговых периода, предшествующих календарному году направления данного уведомления - это иные данные, иные данныеиные данные годы. И именно за этот период налоговым органом произведено незаконное начисление земельного налога.

Также, судом учитываются положения п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Доводы административных ответчиков о том, что административным истцом спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - для объектов общественно-делового назначения не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Положения законодательства, регулирующие условия и порядок отнесения земельных участков к той или иной категории, зоне, виду разрешенного использования, предусматривают следующее.

В соответствии со ст. 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (п. 1).

На основании п. 4 ст. 35 ГрК РФ в состав общественно-деловых зон могут включаться: 1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения; 2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; 3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; 4) общественно-деловые зоны иных видов (п. 4).

В соответствии с п. 5 названной статьи общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

При этом, согласно п 6 ст. 35 ГрК РФ и п. 6.1. СП 42.13330.2011 в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность нахождения в общественно-деловых зонах подземных или многоэтажных гаражей наряду с иными объектами, предназначенными для личного использования - различных видов жилых домов и подземных или многоэтажных гаражей.

В Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 20.12.2017 N 67-АПГ17-10 указано на необходимость соблюдения регламента градостроительной деятельности для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.

В частности, указано, что Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).

В силу п. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Пп. 2 п. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Частями 9 и 10 ст. 31, пп. 2 п. 1 ст. 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. В градостроительных регламентах определяются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно п. 6 ст. 85 ЗК РФ и п. 5 ст. 35 ГрК РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (п.п. 1,2 ст. 37 ГрК РФ).

Решением Волгоградской городской Думы от дата. № иные данные утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.

В соответствии со п. 1 ст. 31 данного Решения цель выделения зоны - развитие существующих и вновь осваиваемых территорий, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, необходимых объектов коммунальной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Решения в градостроительных регламентах в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования.

Согласно п. 3 ст. 16 Решения - в части вспомогательных видов разрешенного использования градостроительными регламентами установлены общие требования к их размещению, относящиеся ко всем установленным территориальным зонам в целом, указанные в настоящей статье.

В свою очередь, в п. 6 ст. 16 Решения указано, что для всех основных и условно разрешенных видов использования вспомогательными видами разрешенного использования являются автостоянки и гаражи (в том числе открытого типа, подземные и многоэтажные) для обслуживания жителей и посетителей основных, условно разрешенных, а также иных вспомогательных видов использования (пп. 4).

В соответствии с п. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Таким образом, с учетом названных выше положений ГрК РФ, ЗК РФ и положений п. 1 ст. 37 ГрК РФ, п. 6 ст. 16 Решения Волгоградской городской Думы от датаиные данные, законом разрешено размещение многоэтажных и подземных гаражей в границах земель населенных пунктов, в том числе с видом разрешенного использования «для объектов общественно-делового назначения».

В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как указано выше, ст. 85 ЗК РФ устанавливает, что в состав земель, относящихся к категории земель поселений, могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентами, к такой территориальной зоне, как общественно-деловая.

В силу п. 6 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, данная статья устанавливает порядок определения территориальных зон, в то время как п. 2 ст. 394 НК РФ и Постановление о положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда иные данные от дата связывает определение ставок налога с иным понятием, а именно с видом разрешенного использования.

В соответствии с п. 1 ст. 30 ГрК РФ «Правила землепользования и застройки» правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п. 2 названной нормы, правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 6 указанной нормы в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

В соответствии с п. 2, 6 ст. 30 и ст. 32 ГрК, определяющей порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включает в себя градостроительные регламенты, в которых указываются территориальные зоны, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Следовательно, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.

Таким образом, понятие «вид разрешенного использования» является более узким понятием, чем термин «территориальное зонирование».

В собственности налогоплательщика находится земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для размещения многоэтажных и подземных гаражей, площадь иные данные кв.м., расположенный по адресу: адрес с кадастровым иные данные на указанном участке расположен личный гараж Щербининой З.П., которая является пенсионеркой, не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и какую-либо предпринимательскую деятельность не ведет.

В рассматриваемом случае налоговый орган допустил расширительное толкование и. 2 ст. 394 НК РФ, в соответствии с которым допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, и определил налоговые обязательства Щербининой З.П. исходя из понятия «территориальное зонирование» и его характеристики, предусмотренных ст. 85 ЗК РФ, что в силу положений и. 6 ст. 3 НК РФ (при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить), является недопустимым.

С учетом данных обстоятельств инспекцией необоснованно применена в отношении названного земельного участка ставка в размере 1,5 %.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от дата по делу N иные данные, иные данные, принцип единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Собственники зданий, сооружений в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса имеют исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены данные здания, сооружения, в собственность или в аренду без проведения торгов.

Статьей 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории.

Согласно пункту 1 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (пункт 2 статьи 1, глава 3 ГрК РФ).

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).

Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).

Согласно статье 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1).

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса).

Из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса, частей 8-10 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 N иные данные

Исходя из положений законодательства о кадастровом учете и регистрации прав, ни действовавший ранее Закон № 122-ФЗ, ни действующий в настоящее время Закон № 218-ФЗ, не содержат запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании земельного участка, соответствующем виду разрешенного использования объекта капитального строительства, но не предусмотренным градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны. Вместе с тем подзаконное регулирование не содержит в себе порядка действий в указанной ситуации, что не может являться препятствием в реализации собственником объекта недвижимости его прав на земельный участок и на использование как самого объекта, так и земельного участка, в пределах, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством.

В таких случаях правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта органа уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Учитывая изложенное, суд находи заявленные Щербининой З.П. требования законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Щербининой Зои Петровны к УФНС России по Волгоградской области и МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействия) и решения, понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) МИ ФНС №10 Волгоградской области, выразившееся в отказе Щербининой Зое Петровне в перерасчете величины земельного налога за период с иные данные года по иные данные год без применения льготы в виде 100% освобождения от уплаты земельного налога.

Признать незаконным и отменить решение УФНС по Волгоградской области от дата года № иные данные об оставлении без удовлетворения жалобы Щербининой Зои Петровны от дата

Обязать МИ ФНС № 10 по Волгоградской области произвести перерасчет Щербининой Зое Петровне земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные расположенный по адресу: адрес, и определить размер земельного налога на земельный участок с кадастровым номером иные данные, расположенный по адресу: г. адрес за период с иные данные по иные данные годы, равный 0,00 руб..

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Матюхина