ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2169/20 от 14.12.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0006-01-2020-003315-10

Дело №2а-2169/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года город Уфа

Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Чирухиной Е.В.,

при секретаре Юсуповой Р.М.,

с участием истцов: Яковлевой А.А., Шаркаевой А.А., Зареевой Г.Ф., Мазитова М.А.,

представителя ответчика Московской Н.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ООО «СУ №7 «ПСК-6» -Гинзбург Ю.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Мазитова М. А., ЛатышовойОльги В. Г.В. Ю., Назмиева Р. Б., Савельева А. Н., Латыповой Ю. А., Габбасовой Р. Х., Яковлевой А. А., Шаркаевой А. А., Самигуллиной Э. Р., Лобановой Н. Н., Русинова В. А., Русиновой Э. Р., Матвеевой М. П., Хайруллиной И. Н., Заревой Г. Ф., Низамутдиновой Н. К. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведенными с нарушением, признании заключения межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа <адрес> Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории недействительным, обязании провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории, признании постановления об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами <адрес> и внутриквартальным проездом в Орджоникидзевском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным, признать проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами <адрес> недействительным.

установил:

Мазитов М.А., Латышова О.В., Г. В.Ю., Назмиев Р.Б., Савельев А.Н., Латыпова Ю.А., Габбасова Р.Х., Яковлева А.А., Шаркаева А.А., Самигуллина Э.Р., Лобанова Н.Н., Русинов В.А., Русинова Э.Р., Матвеева М.П., Хайруллина И.Н., Зареева Г.Ф., Низамутдинова Н.К. обратились в суд с административным иском (с учетом уточнений) к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных с нарушением ст. 5.1 и ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ, признании заключение межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязании Администрацию городского округа г. Уфа РБ провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории, ограниченной улицами Российской<адрес>, уведомив жителей в соответствии со ст. 5.1 Гр.К РФ; признании постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами <адрес> незаконным, как нарушающие права и законные интересы собственников многоквартирных домов: <адрес> Признать проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами <адрес>, недействительным.

В обосновании иска указали, что в <данные изъяты> года увидели, что между их и соседним домами, а именно: <адрес> установили металлическое ограждение, очень близко к жилым домам. Они обрадовались, что наконец-то их просьбы на благоустройство этой территории, а именно: установку детской и спортивной площадок, парковки для автомобилей, места для отдыха для жителей вышеуказанных домов. Так как, старшая многоквартирного <адрес> неоднократно писала об этом и они надеялись, что для них благоустроят эту территорию.

ДД.ММ.ГГГГ, жильцы дома собирали подписи для обращения в городскую и районную прокуратуру и спрашивали, присутствовали ли они на общественных обсуждениях, и рассказали им, что планируется строительство 34-х этажного многоквартирного дома. Они не могли присутствовать на общественных обсуждениях, т.к. не были должным образом уведомлены о времени и месте их проведения. Общественные обсуждения были намеренно проведены в тайне от них.

Изучив Заключение межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории, ограниченной улицами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (которое они нашли на сайте Администрации городского округа город Уфа по РБ) и пообщавшись с соседями, они не обнаружили фамилии жильцов своего дома, а так же, фамилии жильцов из соседних домов, прилегающих к земельному участку, который огражден забором для строительства.

Мазитов М.А., Латышова О.В., Г. В.Ю., Савельев А.Н., Латыпова Ю.А., Габбасова Р.Х., Самигуллина Э.Р., Лобанова Н.Н., Русинова Э.Р., Матвеева М.П., Хайруллина И.Н., Низамутдинова Н.К. являются правообладателями, находящихся в границах вышеуказанной территории помещений, являющихся частью расположенных на ней объектов капитального строительства.

Назмиев Р.Б., Яковлева А.АШаркаева А.А., Русинова Э.РЗареева Г.Ф., являются гражданами, постоянно проживающими в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты.

Не уведомив их должным образом о времени и месте проведения общественных обсуждений административным ответчиком нарушена ч. 1 ст. 5.1 Градостроительного Кодекса РФ

Пообщавшись с некоторыми соседями, выяснили, что и они не знали о проведении общественных слушаний. Размещение решения о проведении общественных обсуждений в средствах массовой информации не может быть исключительным условием оповещения их участников, так как у жителей города нет обязательств читать исключительно «Вечернюю Уфу», либо пользоваться Интернетом. Размещение решения о проведении общественных обсуждений в средствах массовой информации - это обязанность органов местного самоуправления известить граждан о принятом им решении. Оповещение о начале общественных обсуждений должно проводиться именно путем его размещения на информационных стендах, которые должны располагаться в местах массового скопления граждан и иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, то есть в непосредственной близости к жилым помещениям - во дворах жилых домов, расположенных на территории утверждаемых проектов.

Места размещения информационных стендов определяются Администрацией городского округа с учётом требований законодательства.

На основании решения Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общественных обсуждениях по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной улицами <адрес> адресами размещения информационных стендов были определены:

- Администрация Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (<адрес>), что соответствует нормам действующего законодательства;

- территория ГАПОУ «Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства (<адрес>), что крайне противоречит требованиям действующего законодательства и Положения.

ГАПОУ «Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства не может быть местом общего пользования, так как беспрепятственный вход в здание образовательного учреждения запрещен, а информационные стенды находились именно в здании. Кроме того, ответчиком было нарушено ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подвергнув учащихся угрозе проникновения на территорию образовательного учреждения посторонних лиц с целью нанесения вреда их жизни и здоровью. Также примененный метод оповещения лишь дополнительно указывает на планы административного ответчика провести общественные обсуждения в тайне. Также на информационных стендах должны располагаться демонстрационные материалы по проекту, являющегося предметом общественных обсуждений, но ответчик лишил их этого. В связи с чем, они были лишены возможности вынесения на общественные обсуждения предложений и замечаний, касающихся проектов планировки и межевания территории и тем самым предотвратить начатую в результате утвержденных административным ответчиком проектов стройки.

Кроме того, жилой дом, находящийся по <адрес> на основании технического заключения по результатам обследования его несущих строительных конструкций, выданного ООО ПФ «ВУД МАСТЕР» дом признан в 2019 году «ограниченно работоспособным» (3 стадия ограниченной работоспособности, следующая – аварийный дом). Ведение строительства вблизи дома запрещено ввиду его возможного обрушения, что может привести к гибели людей, причинению вреда из здоровью и имущества.

Кроме того, постановление от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами <адрес>, нарушает права и законные интересы собственников многоквартирных домов: <адрес> т.к. проекта планировки и проекта межевания, утвержденный на общественных обсуждениях, оформленные Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и утверждён без учёта фактического землепользования.

Из проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Российской<адрес> следует, что жилые многоквартирные дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения высотностью 34 и 36 этажей проектированы на приусадебных участках существующих жилых домов: <адрес>. Границы и размеры усадебных участков домов <адрес> в проекте планировки и проекте межевания должны быть определены в соответствии со сложившимися ранее границами землепользования, которые указаны в заверенных копиях из инвентарных дел вышеуказанных жилых домов, однако, проектом планировки и проектом межевания и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных жилых домов определены без учёта фактического землепользования и не соответствуют нормативам, существовавшем на момент строительства жилых домов по <адрес>

Административный истец Зареева Г.Ф. в суде исковые требования поддержала с учетом уточнений, также указала, что общественные обсуждения были проведены с грубейшими нарушениями (процедурными). На общественные обсуждения не были приглашены жители дома по <адрес>. Более того, в общественных обсуждениях принимали участие те лица, которые не имели право участвовать. В связи с этим, требует, чтобы общественные слушания и проект были признаны недействительными.

Административный истец Шаркаева А.А.. в суде исковые требования поддержала с учетом уточнений, также указала, что ей не было известно об общественных обсуждениях. Из наших домов никто не принимал участия в общественных обсуждениях. Если даже стенды и стояли, то они стояли, то они стояли так, что их не было видно. Газету «Вечерняя Уфа» они читать не обязаны.

Административный истец Мазитов М.А. в суде исковые требования поддержал с учетом уточнений, также указал, что об общественных обсуждениях он тоже не знал. Узнал о них только в апреле 2020 года. Он ходил мимо колледжа ни раз, никаких стендов он не видел.

Административные истцы: Яковлева А.А. в судебное заседание явилась, в последующем покинула судебное заседание.

Латышова О.В., Г. В.Ю., Назмиев Р.Б., Савельев А.Н., Латыпова Ю.А., Габбасова Р.Х., Самигуллина Э.Р., Лобанова Н.Н., Русинов В.А., Русинова Э.Р., Матвеева М.П., Хайруллина И.Н., Низамутдинова Н.К. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие

Суд, в порядке ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истцов.

Представитель административного ответчика в суде исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве. Также показала, что процедура оповещения граждан, проживающих на территории, на которых проводятся общественные обсуждения, мы сами не придумываем. Процедура установлена федеральным законом, оповещение проводится путем опубликования на сайте, размещения в газете и на стенде. Все действия были проведены. Факт того, что жители проявили свою низкую сознательность и не отслеживали данную информацию – это никаким образом не говорит, что данная процедура является незаконной. Нарушений никаких не имеется, общественные обсуждения признаны межведомственной комиссией проведенной, заключение было положительное. У главы администрации не было никаких оснований, для того, чтобы отказать в утверждении проекта. В данном случае уполномоченное лицо, в соответствии со своими полномочиями принял то решение, которое предусматривает действующее законодательство. В настоящий момент, все земельные участки, которые стоят на кадастре и принадлежат вам как жителям жилых помещений в три раза меньше, чем те, которые предусмотрены проектом межевания. Никакого уменьшения земельного участка не осуществляется, поэтому считаем, что данные требования не подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ООО «СУ № 7 «ПСК-6» в суде с административными исковыми требования не согласилась, также показала, что общественные обсуждения были проведены надлежащим образом. Все население было уведомлено. Никаких доказательств о нарушении в материалы дела не представлено. Что касается требований, относящихся к признанию общественных обсуждений вневедомственной комиссии недействительной, истцы никаких доводов не приводят. Касаемо требования о признании постановлений об утверждении проекта планировки

недействительной, тоже не ясно. Полагаем, что такие административные требования не подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года (с изменениями) закреплено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Федеральным законом от 29.12.2017 года № 455-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие среди прочего, что по проектам градостроительных документов, в том числе генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов и т.д. в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

При этом, Федеральным законом № 455-ФЗ, наряду с публичными слушаниями, был введен институт общественного обсуждения градостроительных документов, предполагающий преимущественно заочный формат обсуждения (направление своего мнения по обсуждаемому вопросу организатору обсуждения, например посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет), в то время как институт публичных слушаний предполагает непосредственное очное обсуждение (присутствие лиц, желающих принять участие в обсуждении, в определенном месте) и представляет форму очного участия населения в управлении делами государства и/или местного сообщества, и это право защищено ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить Кодексу.

Положения ст. 7, подпункта 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) проект межевания относится к документации по планировке территории, которая согласно части 1 этой же статьи осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с Положением об организации и проведении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 17.06.2018 года № 28/5, решение о назначении общественных обсуждений по проектам планировки территорий, проектам межевания территорий принимается в форме решения Совета городского округа город Уфа РБ, т.е. представительного органа городского округа город Уфа Республики Башкортостан.Решение о проведении общественных обсуждений должно содержать:

информацию о проекте (проекте решения), подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях; 2) информацию об органе, уполномоченном на проведение общественных
обсуждений; 3) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений по проекту (проекту решения), подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях, о дате их проведения.

В соответствии с п. 2.10 указанного Положения, уполномоченным на организацию и проведение общественных обсуждений по проектам планировки территорий, проектам межевания территорий является межведомственная комиссия по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа, создаваемая решением Совета городского округа, и которая оформляет заключение о результатах общественных обсуждений на основании протокола общественных обсуждений.

Согласно ст. 46 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 данного Кодекса.

Согласно ст. 5.1. ГрК РФ участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 5.1. ГрК РФ процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к
такому проекту; 2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или
публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; 3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, 4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Таким образом, оповещение лиц об общественных обсуждениях, которые вправе принимать участие в них по рассмотрению проектов планировки и проектов межевания территории, предусмотрено действующим законодательством путем опубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации; распространения на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах.

Установлено, что Администрацией городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление об осуществлении развития застроенной территории, ограниченной улицами <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан принял решение «назначить общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания территории ограниченной улицами <адрес> (заказчик – ООО «Строительное управление № 7 «ПСК-6»).

Провести общественные обсуждения по проектам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Установить, что письменные предложения жителей городского округа город Уфа РБ по проектам, указанным в решении, направляются в уполномоченный орган – межведомственную комиссию по проведению общественных обсуждений…(<адрес>) со дня опубликования оповещения о проведении общественных обсуждений по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Опубликовать настоящее решение в газете «Вечерняя Уфа» не позднее ДД.ММ.ГГГГ года».

Согласно решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ "Об Уставе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" официальным опубликованием муниципального правового акта Совета считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфэ" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте Совета в информационно-коммуникационной сети Интернет www.gorsovet-ufa.ru.

Согласно представленной копии газеты «Вечерняя Уфа», данное решение было опубликовано в газете за от ДД.ММ.ГГГГ и размещено на официальном сайте администрации городского округа г. Уфа.

В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 ГрК РФ, организатором общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивается равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, всех участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что информационные стенды должны быть размещены около зданий администраций районов городского округа, а также в местах массового скопления граждан и в иных местах свободного доступа, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты. Места размещения информационных стендов определяются Администрацией городского округа с учетом требований законодательства.

В соответствии с п. 2.8. указанного Положения оповещение о начале общественных обсуждений размещается на информационных стендах и в местах проведения экспозиции или экспозиций проекта в день опубликования указанного оповещения, в месте (местах), определенном (-ых) решением Совета городского округа.

В соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ об общественных обсуждениях по проекту планировки и проекту межевания территории ограниченной улицами Российской, Шота Руставели, Проспектом Октября и внутриквартальным проездом в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан, место и время ознакомления с экспозицией по проектам - <адрес> городского округа <адрес> РБ (<адрес>) – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 09 час. до 13 час. и с 14 час. до 17 час. (кроме выходных и праздничных дней);

место и время размещения на информационных стендах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 1) возле <адрес> городского округа <адрес> РБ –<адрес>, 2) на территории ГАПОУ «Башкирский колледж архитектуры, строительства и коммунального хозяйства» -<адрес>).

Кроме того, в оповещении указано, что в период общественных обсуждений участники общественных обсуждений имеют право представить свои предложения и замечания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по обсуждаемым проектам посредством: записи предложений и замечаний в период работы экспозиции; личного письменного обращения в уполномоченный орган; сайта Администрации городского округа <адрес> РБ <данные изъяты>; почтового отправления по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 18 ст. 5.1 ГрК РФ в протоколе публичных слушаний, в том числе указываются все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно представленных документов, в протоколе общественных обсуждений от ДД.ММ.ГГГГ были отражены предложения и замечания участников обсуждений, которые высказались как в поддержку рассматриваемого вопроса, так и за снос определенных зданий, а также нехватки мест в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, парковок, проездов. По итогам рассмотрения приняты во внимание 61 обращение граждан.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором среди прочего должны быть указаны: реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 21 и ч. 22 ст. 5.1 ГрК РФ).

По результатам общественных обсуждений по проектам планировки и проектам межевания территорий было дано заключение о рекомендации признать общественные обсуждения по проекту планировки и проекту межевания территории ограниченной улицами – состоявшимися. Результат обсуждений – положительный.

В соответствии с ч. 23 ст. 5.1 ГрК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Заключение по результатам общественных обсуждений также было опубликовано на сайте Совета и в газете «Вечерняя Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что они не были надлежащим образом уведомлены о проведении общественных обсуждений, что привело к нарушению их прав на участие в их проведении; при проведении общественных обсуждений был нарушен порядок проведения в
виде ненадлежащего места проведения, так как не является местом массового скопления людей или местом свободного доступа, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены проекты.

Однако с учетом вышеизложенного, доводы административных истцов о том, что они не знали о проведении общественных слушаний, информация до жильцов не доводилась, являются несостоятельными. Более того, в судебном заседании истцы показали, что они не обязаны были читать газету «Вечерняя Уфа» и смотреть сайт в Интернете.

Суд считает, что это является личным решением административных ответчиков, в то же время, персональное уведомление заинтересованных лиц о предстоящих общественных обсуждениях нормами действующего законодательства не предусмотрено.

Различными нормативно правовыми актами, принятыми в Российской Федерации к местам массового скопления (пребывания) людей отнесены места массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 и более человек (Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", Приказ Минстроя России от 10.04.2020 N 198/пр "О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса. Всероссийской Федерации, к объектам массового пребывания граждан", Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"), что также опровергает доводы административных истцов.

Оценивая представленные сторонами доказательства, с учетом положений вышеуказанных норм, проверив процедуру проведения публичных слушаний, суд приходит к выводу о соблюдении порядка организации и проведения общественных слушаний по проекту межевания, законности заключения административного ответчика о результатах общественных слушаний, итогового протокола общественных слушаний.

Доказательств того, что проведенные общественные слушания и их результаты каким-либо образом нарушили права и охраняемые законом интересы истцов, суду не представлено.

Кроме того, результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер и не являются обязательными, не имеет властно-обязывающего характера, они учитываются при принятии соответствующего решения, следовательно, общественные слушания и их результаты сами по себе не могут нарушать права и законные интересы каких-либо лиц, соответственно и не порождает для административных истцов правовых последствий. В связи с чем, не может быть самостоятельным предметом оспаривания в порядке гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В нарушение требований п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ административными истцами не представлено доказательств нарушения прав оспариваемыми актами, действиями, несмотря на то, что такая обязанность возложена на них.

Кроме того, решение о назначении общественных обсуждений по проектам планировки территорий, проектам межевания территорий принимается как было указано выше в форме решений Совета городского округа город Уфа, то есть представительного органа городского округа город Уфа РБ.

В полномочия Администрации городского округа город Уфа РБ не входит принятие заключения о результатах общественных обсуждений, а также принятие решения о проведении общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2.11 Положения об организации и проведении общественных обсуждений, Администрация городского округа город Уфа РБ осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности уполномоченного органа, в том числе организацию размещения информационных материалов по проекту, вынесенному на общественные обсуждения, проведение экспозиции или экспозиций такого проекта, консультирование по проекту, предварительное рассмотрение поступивших предложений по проекту, подготовку проведения заседаний уполномоченного органа, подготовку протокола общественных обсуждений и проекта заключения о результатах общественных обсуждений.

Таким образом, Администрация городского округа город Уфа РБ является ненадлежащим административным ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведенными с нарушением, признании заключения межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязании провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории.

В силу ч. 17 ст. 45 ГрК РФ документация по планировке территории может быть оспорена в судебном порядке физическими лицами.

Видами документации по планировке территории, в силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ является, в том числе проект планировки территории; проект межевания территории.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

Положения ч. 1, 2 ст. 42 ГрК предусматривают, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Из представленных документов следует, что проект планировки территории включает всю совокупность материалов, которые определяют, в числе прочего, предмет проекта, с указанием территории, ее площади, размещением предполагаемых объектов капитального строительства, мероприятий по благоустройству территории.

Соответственно, само по себе наименование проекта не может однозначно указывать на его содержание. Следовательно, проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденный постановлением Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, являлся предметом публичных слушаний и нарушений в указанной части не имеется.

Данное постановление было размещено на официальном сайте Администрации городского округа город Уфа РБ в сети «Интернет».

В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Установлено, что административное исковое заявление подписано административными истцами и подано в суд: Мазитовым М.А., Латышовой О.В.ДД.ММ.ГГГГ, Г. В.Ю., Назмиевым Р.Б., Савельевым А.Н., Латыповой Ю.А., Габбасовой Р.Х., Яковлевой А.А., Шаркаевой А.А., Самигуллиной Э.Р., Лобановой Н.Н., Русиновым В.А., Русиновой Э.Р., Матвеевой М.П., Хайруллиной И.Н., Зареевой Г.Ф., Низамутдиновой Н.К.ДД.ММ.ГГГГ.

Обжалуемое решение Совета городского округа город Уфа РБ об общественных обсуждениях принято ДД.ММ.ГГГГ (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ), заключение о результатах общественных обсуждений принято от ДД.ММ.ГГГГ, постановление принято ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административными истцами пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

В качестве уважительных причин пропуска срока административные истцы указывают что момент, когда они узнали о нарушении своих прав - ДД.ММ.ГГГГ, когда жильцы дома собирали подписи для обращения в городскую и районную прокуратуры и спрашивали, присутствовали ли административные истцы на общественных обсуждениях.

Однако, согласно материалам дела в соответствии с обращением Самигуллиной Э.Р., Лобановой Н.Н., Русинова В.А., Матвеевой М.П., Г. В.Ю., Хайруллиной И.Н. и других, зарегистрированного в Главархитектуре Администрации городского округа <адрес> РБ - ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) указали, что о проекте межевания и планировки территории им стало известно в феврале 2020 года.

Кроме того, Зареева Г.Ф., как старшая по МКД по <адрес> ГО <адрес> РБ (ДД.ММ.ГГГГ, вх. ,), в Главархитектуру АГО г. Уфы РБ (ДД.ММ.ГГГГ, вх. ) где также видно, что Зареева Г.Ф., представляющая интересы жителей <адрес>, была осведомлена о проведении общественных обсуждений по документации по планировке территории, ограниченной улицами <адрес>.

Таким образом, уважительные причины в пропуске срока подачи данного административного искового заявления административные истцы суду не предоставили.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения требований административных истцов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Мазитова М. А., ЛатышовойОльги В. Г.В. Ю., Назмиева Р. Б., Савельева А. Н., Латыповой Ю. А., Габбасовой Р. Х., Яковлевой А. А., Шаркаевой А. А., Самигуллиной Э. Р., Лобановой Н. Н., Русинова В. А., Русиновой Э. Р., Матвеевой М. П., Хайруллиной И. Н., Заревой Г. Ф., Низамутдиновой Н. К. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании общественных обсуждений, оформленных Заключением межведомственной комиссией по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан проведенными с нарушением, признании заключения межведомственной комиссии по проведению общественных обсуждений в сфере градостроительной деятельности городского округа город Уфа Республики Башкортостан по результатам общественных обсуждений по проекту межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязании провести заново общественные обсуждения по проекту межевания территории, признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Российской<адрес> незаконным, как нарушающие права и законные интересы собственников многоквартирных домов: <адрес>; признании проекта планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Российской<адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья: Е.В. Чирухина

Решение09.04.2021