ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2169/2022 от 07.10.2022 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-2169/2022 (37RS0022-01-2022-002101-46)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 октября 2022 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,

при секретаре Васильевой К.Н.,

с участием представителя административного истца Пименовой А.Ю.,

заинтересованного лица Клейн И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наим Джан Туряли к Управлению Министерства внутренних дел России по Ивановской области, начальнику УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н. о признании решения незаконным,

установил:

Наим Джан Туряли обратился в суд с административным иском к УМВД России по Ивановской области, Межмуниципальному ОМВД России «Тейковский» о признании решений незаконными.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 17.06.2022 на личном приеме в УВМ УМВД России по Ивановской области Наим Джан Туряли стало известно, что ему отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации по мотиву предоставления поддельных или подложных документов либо сообщения о себе заведомо ложных сведений.

Поскольку административный истец не совершал никаких действий, которые могут являться основанием для аннулирования разрешения на временное проживание, Наим Джан Туряли обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил признать незаконным решение Межмуниципального ОМВд России «Тейковский» об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства супруги административного истца? обязании Межмуниципального ОМВД России «Тейковский» внести сведения о регистрации супруги административного истца по месту жительства в электронные базы данных, соответствующие учеты; признать незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание №141/2022/37 от 01.06.2022, обязании УМВД России по Ивановской области рассмотреть заявление административного истца о выдаче разрешения на временное проживание.

Определением суда от 25.07.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник МО МВД России «Тейковский» Кабешев А.Ю., в качестве заинтересованного лица – Клейн И.Р.

Определением суда от 09.08.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник УМВД России по Ивановской области Жигайло В.Н.

Определением суда от 07.10.2022 производство по делу по административному иску прекращено в части требований о признании незаконным решения Межмуниципального ОМВД России «Тейковский» об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства супруги административного истца? обязании Межмуниципального ОМВД России «Тейковский» внести сведения о регистрации супруги административного истца по месту жительства в электронные базы данных, соответствующие учеты. Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования, с учетом отказа от иска, поддержала. Пояснила, что сведения о месте жительства супруги Наим Джан Туряли указал на основании паспортных данных супруги, умысла на предоставление заведомо ложных сведений у него не было.

Заинтересованное лицо Клейн И.Р. пояснила, что дом в с.Загорье принадлежит дяде ее супруга. Дом находится в селе, имеется печное отопление. После регистрации в доме Клейн И.Р. периодически проживала со своими детьми от первого брака.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, каждый, чьи права и свободы,признанныев настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту решения – КАС РФ) иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Подпунктом 4 п.3 ст.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что разрешение на временное проживание может быть выдано без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ст.6 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с положениями ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Из конституционно-правового смысла данной нормы следует, что она призвана обеспечить дополнительную гарантию сообщения иностранными гражданами достоверной информации под угрозой отказа в выдаче разрешения на временное проживание, а также аннулирования ранее выданного разрешения. В то же время данная норма должна применяться с учетом конкретных обстоятельств дела и тех последствий, которые наступили или могли наступить вследствие сообщения иностранным гражданином недостоверных сведений о себе, а также степени вины иностранного гражданина.

Аналогичная норма содержится в пункте 48.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 08.06.2020 N 407.

В соответствии с положениями ст.2 ФЗ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Наим Джан Туряли является гражданином респ.Афганистан.

04.02.2022 административный истец обратился в миграционный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. При заполнении заявления административным истцом был указан адрес места жительства своей супруги Клейн И.Р. – <адрес>.

Решением УМВД России по Ивановской области от 01.06.2022 в выдаче разрешения на временное проживание Наим Джан Туряли отказано на основании подп.4 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Отказ в выдаче разрешения на временное проживание мотивирован наличием умысла у Наим Джан Туряли на предоставление заведомо ложных сведений, касающихся места жительства своей супруги – гражданки Российской Федерации с целью оформления разрешительных документов и нахождения на территории Российской Федерации.

Для проверки факта проживания Клейн И.Р. по указанному выше адресу МО МВД России «Тейковский» 11.04.2022 в рамках профилактических мероприятий по выявлению фактов фиктивной регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации проведена проверка факта проживания по месту своего жительства по адресу: <адрес>, гражданки Российской Федерации Клейн И.Р., которая на момент проверки отсутствовала. В рамках проверки проведен опрос жительницы <адрес> Морозовой В.И., которая пояснила, что в <адрес> около пяти лет никто не проживает. Согласно справке АО «Энергосбыт Плюс» электроэнергия по адресу: <адрес> за период с апреля 2021 по 29.04.2022 не использовалась.

По результатам проверки МО МВД России «Тейковский» вынесено решение об установлении факта фиктивной регистрации гражданки Российской Федерации Клейн И.Р. по месту жительства по адресу: <адрес>.

Исходя из приведенных выше норм материального права следует, что отказ в выдаче разрешения на временное проживание по указанному административным ответчиком основанию предусматривает, что не соответствующие действительности сведения, представленные заявителем, должны носить для него заведомо ложный характер.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание является установление недостоверности сведений о заявителе, которые он умышленно исказил в отношении себя.

Использование федеральным законодателем в подп. 4 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» термина «заведомо» означает, что имело место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации, а не ошибка, допущенная иностранным гражданином вследствие неверного понимания им содержания вопроса.

Судом установлено, что на дату заполнения заявления о выдаче разрешения на временное проживание Клейн И.Р. имела регистрацию по адресу: <адрес> декабря 2021г. Регистрация по указанному адресу оформлена в установленном порядке уполномоченным органом по вопросам миграции МО МВД «Тейковский», отметка о регистрации имелась в ее паспорте, копия которого была представлена к заявлению.

В судебном заседании Клейн И.Р. пояснила, что периодически проживает по указанному адресу со своими детьми от первого брака. Дом пригоден для проживания, имеется печное отопление. Собственником дома является родственник супруга.

Из решения об установлении факта фиктивной регистрации следует, что объяснения у Клейн И.Р. либо ее супруга не отбирались. Проверка регистрации Клейн И.Р. на предмет ее фиктивности проведена после подачи административным истцом заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Клейн И.Р. зарегистрирована в доме родственника, имела намерение проживать в указанном доме и проживала там.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Наим Джан Туряли имел умысел на искажение заявленных о себе сведений.

Последующее признание регистрации супруга административного истца по месту жительства фиктивной не свидетельствует о наличии у Наим Джан Туряли умысла на сознательное искажение истинной информации – сведения о регистрации по месту жительства супруга были указаны в соответствии с данными органа регистрационного учета, не были искажены, а соответственно, не могут расцениваться как заведомо ложные.

То обстоятельство, что Наим Джан Туряли в заявлении не был указан адрес фактического проживания супруги, также не свидетельствует о наличии умысла представить ложные сведения - целесообразности скрывать данную информацию от ответчика у административного истца не имелось, регистрация произведена в установленном порядке уполномоченным органом по вопросам миграции.

Кроме того, отказывая административному истцу в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российскую Федерацию», УВМ УМВД России по Ивановской области не принято во внимание то обстоятельство, что указанные заявителем сведения о месте регистрации его супруги в графе «адрес проживания» в п. 12 Приложения к заявлению о выдаче разрешения на временное проживание не относятся к числу сведений о заявителе, перечисленных в п. п. 1 - 12 этого заявления.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 №21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней», из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, следует, что под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

При этом, в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке. Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека, исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества. В любом случае суды, не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина необходимыми и соразмерными; в противном случае это может привести к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.

По мнению суда, административными ответчиками не представлено данных о том, что оспариваемое решение обусловлено интересами национальной безопасности и общественного порядка или иной социально значимой целью.

Кроме того, предоставление иностранным гражданином поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений не является безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, поскольку в противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные ст.55 Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее ст.18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти.

Поскольку Наим Джан Туряли состоит в браке с гражданкой Российской Федерации, семья проживает на территории Российской Федерации, то принятое УМВД России по Ивановской области решение существенно затрагивает не только права заявителя, но и права его семьи.

С учетом вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что поскольку административный истец не представил заведомо ложных сведений, то оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации является незаконным.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, в связи с удовлетворением требований административного истца с УМВД России по Ивановской области в пользу Наим Джан Туряли подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче административного иска в размере по 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Наим Джан Туряли удовлетворить.

Признать незаконным решение УМВД России по Ивановской области от 01.06.2022 об отказе Наим Джан Туряли в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Ивановской области повторно рассмотреть заявление Наим Джан Туряли о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Взыскать с УМВД России по Ивановской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Наим Джан Туряли издержки по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Козина Ю.Н.

Решение в окончательной форме принято 10.10.2022