Дело №2а-216/2022
59RS0001-01-2021-003740-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе:
председательствующего судьи Бейман О.Е.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителей административным истцов ФИО3у., действующего на основании доверенностей,
представителей административных ответчиков Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Администрации города Перми ФИО4, действующей на основании доверенностей, представителя прокуратуры города Перми ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 64», Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 60» к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании незаконными постановления Администрации Адрес от 26.12.2016 года № 1169 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Адрес, обязании административных ответчиков до истечения 3х месяцев с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории на которой находятся многоквартирные дома по адресам Адрес, которые будут соответствовать действующему законодательству,
у с т а н о в и л:
ТСЖ Хабаровская 60 и ТСЖ Хабаровская 64 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации г. Перми от 26.12.2016г. «1169 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной Адрес, и обязать администрацию г. Перми и Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми до истечения 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории на которой находятся многоквартирные дома по адресам Адрес, которые будут соответствовать действующему законодательству.
Свои требования обосновывают тем что на момент подачи настоящего иска под многоквартирными домами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет земельные участки, необходимые для обслуживания многоквартирных домов. Постановлением администрации города Перми от 26.12.2016 № 1169 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной Адрес. Указанное постановление является нормативным правовым актом, что подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации в кассационном определении от 05.06.2019 № 87-КА19-1. Истцы обратились с заявлением к кадастровому инженеру о рассмотрении вопроса по подготовке межевых планов в целях образования земельных участков под рассматриваемыми многоквартирными домами согласно утвержденным выше указанным проектам планировки и межевания территории. Письмом от 26.11.2020 кадастровый инженер ответил Истцам, что кадастровые работы согласны вышеуказанным проектам планировки и межевания территории провести невозможно, поскольку они не соответствуют требованиям законодательства. В частности, о невозможности осуществить образование земельных участков под рассматриваемыми многоквартирными домами согласно вышеуказанным проектам планировки и межевания территории, говорится в письме Министерства экономического развития РФ от 24.08.2018 № Д23и-4640 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков».
В силу статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается перераспределение земель и нескольких земельных участков вне зависимости от формы их собственности) Утвержденные оспариваемым нормативным актом проекты межевания и планировки предусматривают перераспределение земель и нескольких земельных участков, что не соответствует требованиям статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, рассматриваемые проекты межевания и планировки территории не учитывают фактически сложившиеся отношении по землепользованию рассматриваемой территории.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В связи с отсутствием под рассматриваемыми многоквартирными домами сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участок собственники помещений в многоквартирных домах не могут в полной мере реализовать свои вещные права.
Согласно статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2, 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Истцы в декабре 2020 года направили в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о необходимости разработать новый проект межевания, соответствующий законодательству. Истцы Ответ на данное письмо не получили.
В последующем ТСЖ Хабаровская, 64», ТСЖ «Хабаровская, 60» дополнили заявленные требования (т.2 л.д.139). Обосновывают тем, что согласно рассматриваемого проекту межевания территория под много квартирным домом по адресу Адрес должен быть образован земельный участок площадью 3867 кв.м (стр. 30 проекта межевания), что не соответствует требованиям законодательства. В соответствии с ч.10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании требований технических регламентов, сводов правил. Согласно Своду Правил по проектированию и строительству СП 30-101-98 «Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, в основу определения положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для заданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений на удельный показатель земельной доли. Расчет нормативного размера земельного участка под многоквартирными домами выполняется в соответствии с приказом Минземстроя РФ от 26.08.1992 №59 «Об утверждении методических показаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиуме» Общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме по адресу Адрес составляет 6489, 2 кв.м, год постройки дома 2011, количество этажей 12. Удельный показатель земельной доли ).92. Таким образом под многоквартирным домом по адресу Адрес должен быть сформирован земельный участок площадью не менее 5960, 064 кв.м ( 6489, 2 х 0,92). Предлагаемая оспариваемым проектом межевания площадь земельного участка под многоквартирным домом по адресу г.Адрес не позволит разместить детские спортивные площадки и игровые площадки Согласно рассматриваемому проекту межевания территория под многоквартирным домом по адресу Адрес должно быть образовано два не имеющих между собой общих границ земельного участка. При этом между данными земельными участками согласно проекту межевания проходит дорога общего пользования, которая располагается непосредственно перед подъездами. Согласно проекту межевания непосредственно за дорогой расположен второй земельный участок на котором находится детская игровая площадка, Получается, что дети выводят из подъездом и чтоб попасть на игровую площадку попадают на дорогу общего пользования, что создает угрозу безопасности.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО3, действующий на основании доверенностей на удовлетворении заявленных требований настаивает. Довода изложенные в административном исковом заявлении и дополнениям к нему поддержал. Поддержал дополнительные письменные пояснений в которыъ указывал, что в материалах дела (л.д. 170) имеется заявление председателей Правления ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64», являющее приложением к Протоколу слушаний от 24.03.2016, о том, что земельный участок под многоквартирным домом Хабаровская, 62 поставлен на кадастровый учет преждевременно, еще до утверждения проекта межевания территории. В результате постановки на учет земельного участка под многоквартирным домом Хабаровская, 62, был перекрыт проезд, которым пользовался многоквартирный дом Хабаровская, 60. По этой причине дорогу перед подъездами многоквартирного дома Хабаровская, 64, было решено отдать в общее пользование домов Хабаровская, 64, Хабаровская, 60, что привело к уменьшению площади земельных участков под указанными домами. В дополнение о недостаточности парковочных мест, просил обратить внимание на то, что согласно разрешению на строительство многоквартирного дома по адресу Хабаровская, 60, копия которого была приобщена представителем Ответчика, под многоквартирным домом Хабаровская, 60 должна была быть построена подземная автопарковка площадью 1815,51 кв. м. Между тем, подземная автопарковка не была построена, что также подтверждается копией технического паспорта на многоквартирный дом Хабаровская, 60, имеющегося в материалах дела. В том случае, если бы подземная автопарковка была построена, вполне возможно, что выделенной согласно проекту межевания территории было бы достаточно. Но в связи с отсутствием подземной автопарковки, выделенной территории явно недостаточно.
Представитель административных ответчиков Администрации г.Перми, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица Прокуратуры города Перми ФИО5 в судебном заседании считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Департамент земельных отношений администрации города Перми, ООО «ГеоОкс» о времени и месте рассмотрения дела извещались, своих представителей в суд не направили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из ст. 13 ГК РФ следует, что решения, действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также ненормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и свобод граждан.
То же следует из положений ст. 227 КАС РФ.
В ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;
7) принятие решений о развитии застроенных территорий.
8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной.
документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;
10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
11) принятие решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату утверждения документации по планировке территории) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с ч. 34 ст. 1 ГрК РФ под деятельностью по комплексному и устойчивому развитию территории понимается деятельность, осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественноделового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии со ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее
комплексному и устойчивому развитию.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.
Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть
и чертежи межевания территории.
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:
1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;
2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых изменяемых лесных участком.
5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект жевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении второй утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к 1чности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с ГрК РФ для территориальных зон.
На чертежах межевания территории отображаются:
1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;
2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ;
3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;
5) границы публичных сервитутов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми.
Пунктом 29 ст. 11 Устава города Перми к вопросам местного значения Пермского городского округа относится утверждение генерального плана Пермского городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе.
Согласно ч. 12 ст. 46 ГрК РФ подготовленная документация по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории, заключение о результатах публичных слушаний направляется главе местной администрации поселения.
В соответствии с ч. 13 ст. 46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Согласно ч. 14 ст. 46 ГрК РФ утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Администрацией города Перми от 08.11.2006 № 2179 принято постановление «Об опубликовании муниципальных правовых актов и иной официальной информации» с 01.01.2007 официальным печатным органом для опубликования информации о размещении муниципальных заказов средство массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь.
Постановлением администрации города Перми от 18.11.2013 № 1029 «Об утверждении Порядка выполнения работ по подготовке проектов межевания территории города Перми», которым утвержден порядок выполнения работ по под готовке проектов планировки и (или) проектов межевания территорий города Перми.
Согласно п. 7.1 Порядка подготовка проектов планировки и (или) проектов межевания территорий города Перми осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым департаментом в течение 14 календарных дней, с даты опубликования распоряжения департамента о подготовке документации по планировке территории.
27.07.2015 Департаментом градостроительства и архитектуры администрацией города Перми издано распоряжение № СЭД-22-03-638 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми».
Распоряжение было опубликовано в печатном средстве массовой формации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 07.08.2015 № 56.
На основании вышеуказанного распоряжения ООО «Жилсоцинвест» выдано техническое задание на разработку документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми.
ООО «Жилсоцинвест» обратилось в департамент с заявлением о согласовании документации по планировке территории.
Во исполнение требований п. 9.1. Порядка что департамент направил документацию по планировке территории в электронном виде в рамках межведомственного взаимодействия для согласования в функциональные и территориальные органы администрации города Перми (исх. от 11.11.2015 № СЭД-22-I 01-20-2299).
По результатам рассмотрения документов указанными функциональными и территориальными органами администрации города Перми замечания у части органов отсутствовали, документация по планировке территории была согласована. Часть органов направили свои замечания. В подтверждение данного факта департамент предоставляет копии ответов уполномоченных органов.
30.12.2015 Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми утверждено заключение по результатам проверки документации по планировке территории на соответствие требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым рекомендуется принять решение о проведении публичных слушаний документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми.
Постановлением Главы города Перми - председателя Пермской городской Думы от 20.02.2016 № 33 «О назначении публичных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, ограниченной Адрес» были назначены публичные слушания. Постановление Главы города Перми от 20.02.2016 № 33 и сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» № 13 от 26.02.2016, а также на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» 29.02.2016 (https://www.gorodperm.ru).
Согласно постановлению Главы города Перми от 20.02.2016 № 33 размещение экспозиции, демонстрационных материалов и иных информационных документов по теме публичных слушаний для предварительного ознакомления в холле администрации Дзержинского района города Перми по адресу: <...> и на официальном сайте муниципального образования город Пермь в информационно телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 дней с даты опубликования настоящего постановления.
Публичные слушания были проведены 24.03.2016 в 18.30 час. по адресу: <...>, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» Дзержинского района города Перми, актовый зал.
Заинтересованные лица были вправе по 25.03.2016 представить предложения и замечания по теме публичных слушаний в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми по адресу: Адрес, каб. 003, территориальный организационный комитет по проведению публичных слушаний при администрации Дзержинского района города Перми по адресу: 614990, <...>.
Представители ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» присутствовали на публичных слушаниях, направляли замечания на протокол публичных слушаний. Замечаний и возражений относительно площади формируемых земельных участков по ул. Хабаровская, 60 либо Хабаровская, 64 не поступало.
Во исполнение требований п. 10 ст. 46 ГК РФ по результатам проведения публичных слушаний было составлено заключение от 30.03.2016 № 93 о результатах публичных слушаний, которое было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 08.04.2016 № 24, а также на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» 04.04.2016 (https://www.gorodperm.ru).
Нарушений порядка проведения публичных слушаний судом не установлено.
ООО «ГеоОкс» был подготовлен проект планировки территории ограниченной ул. Вагонная, ул. Хабаровская, ул. Красноводская в Дзержинском районе г.Перми.
Постановлением администрации города Перми от 26.12.2016 № 1169 была утверждена документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми, Указанное постановление было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 30.12.2016 № 97.
30.07.2019 в Департамент градостроительства и архитектуры поступило обращение ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» вх. № 059-22-01-27-4689 об обеспечении разработки нового проекта межевания, соответствующего законодательству и предусматривающего формирование земельных участков под существующие многоквартирные дома с учетом фактического землепользования.
Департамент градостроительства и архитектуры администрацию города Перми письмом от 23.08.2019 № И-059-22-01-27-2820 направил в адрес ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» ответ о том, что земельные участки по Адрес расположены границах территории, в отношении которой постановлением администрации Адрес от Дата№ утверждена документация по планировке территории ограниченной Адрес. В соответствии с п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Указанной документацией предусмотрено образование земельных участков №,2,4, 5, 6, 15, 18, 30, 31, 37, 38, 39 путем перераспределения земельных участков с кадастоовыми номерами 59:01:1713559:1666, 59:01:1713559:1667, 59:01:1713559:5, 59:01:1713559:1668, 59:01:1713559:1669, 59:01:1713559:1674 и свободных городских (ель при условии снятия земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713559:4074, имеющего статус «временный», с государственного кадастрового учета. Таким образом, документация выполнена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Кроме того, как следует из материалов дела, документация была согласована с функциональным органом администрации города Перми, в функции которого входит.
Кроме того, заявителям сообщено, что они вправе представить в адрес администрации города Перми предложения поэтапной постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предусмотренных к образованию в соответствии с утвержденной документацией, путем перераспределения нескольких смежных земельных участков и земель для рассмотрения и согласования.
Предложения от ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» о поэтапной постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами по Адрес, предусмотренных к образованию в соответствии с утвержденной документацией, в адрес администрации города Перми не поступали.
26.11.2020 года кадастровый инженер ФИО6 направил в адрес ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «хабаровская, 64» о уведомление о невозможности проведения кадастровых работ со ссылкой на то, что проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Перми №1169 от 26.12.2016 предусмотрено образование нескольких земельных участков путем перераспределения нескольких земельных участков и муниципальных земель. Письмо Минэконом развития РФ от 24.08.2018 № Д23-4640 «О перераспределении земель и нескольких земельных участков» говорит о том, что с землями может распределяться только один земельный участок.
Дата в Департамент градостроительство и архитектуры поступило обращение ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» вх. № 059-22-01-29-6639 об обеспечении разработки нового проекта межевания, соответствующего законодательству и предусматривающего формирование земельных участков под существующие многоквартирные дома с учетом фактического землепользования.
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Перми письмом от 30.12.2020 № И-059-22-01-29-3432 направил в адрес ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» информацию, аналогичную изложенной выше.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности обстоятельств суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч, 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Доказательств того, что оспариваемым постановлением: администрации города нарушены какие-либо права административных истцов, которые подлежат судебной защите со стороны ТСЖ «Хабаровская, 60» и ТСЖ «Хабаровская, 64» в материалы дела не представлено.
По мнению суда, в данном случае оспариваемое постановление принято в пределах полномочий административного ответчика, каких либо не соответствий требованиям закона судом не установлено.
Также судом считает не состоятельными доводы, изложенные в дополнительном административном исковом заявлении относительно занижения в оспариваемом проекте межевания территории площади земельного участка, под многоквартирным жилым домом по адресу <...>.
В возражениях относительно дополнительного административного искового заявления административные ответчики указывают следующее.
Пунктом 6.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в соответствии с которым территория каждого домовладения должна иметь детские спортивные и игровые [площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм шля летнего и зимнего отдыха детей, а также на приказ Минземстроя РФ от 26.08.1992 № «Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров [земельных участков в кондоминиумах», в соответствии с которым, по мнению административного истца, площадь земельного участка должна быть не менее 5970,064 кв.м. При этом, доказательств необходимости для эксплуатации многоквартирного дома земельного участка площадью 5970,064 кв.м. административным истцом не представлено.
За пределами земельного участка отсутствуют какие-либо строения, сооружения, принадлежащие ТСЖ «Хабаровская, 60».
Как указано административными истцами, расчет нормативного размера земельного участка под многоквартирными жилыми домами выполнялся в Соответствии с приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» по формуле:
S норм.к = Sк х Уз.д., Где S норм.к - нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, кв.м; Sк - общая площадь жилых помещений в кондоминиуме, кв.м; Уз.д. - удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности (таблица приложения А к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об Утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»).
В основу Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в общую долевую собственность Домовладельцев бесплатно, положен принцип определения величины удельных показателей земельной доли для зданий разной этажности на основе градостроительных нормативов различных периодов массового жилищного строительства.
Размер земельного участка в кондоминиуме уточняется при разработке проекта границ земельного участка, входящего в кондоминиум. Разработка проекта границ земельного участка в кондоминиуме осуществляется с учетом градостроительной документации конкретного квартала (микрорайона), при соблюдении требований пунктов 3 и 7 Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 26.09.1997 № 1223. Проекты межевания территории при установлении границ земельных участков в кондоминиумах разрабатываются в границах. планировочных единиц города, другого поселения (микрорайонов, кварталов или их частей).
Удельный показатель земельной доли представляет собой площадь жилой территории в границах планировочной единицы, приходящейся на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, входящих в состав кондоминиума.
Определение удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности в районах массовой жилой застройки основывается на нормативных документах, регламентирующих удельные размеры элементов жилой территории в кварталах и микрорайонах.
Такими элементами территорий в разные периоды строительства как квартальной, так и микрорайонной застройки являлись:
- территории под жилыми зданиями;
- проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям;
- открытые площадки для временного хранения автомобилей;
- придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр детей;
- хозяйственные площадки;
- физкультурные площадки.
Удельные показатели земельной доли, приходящейся на 1 кв.м общей площади жилых помещений, входящих в состав кондоминиума, в зависимости от этажности и периода строительства приведены в таблице приложения А к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».
При подготовке данных Методических указаний были учтены результаты
- проезды и пешеходные дороги, ведущие к жилым зданиям;
. открытые площадки для временного хранения автомобилей;
- придомовые зеленые насаждения, площадки для отдыха и игр детей;
- хозяйственные площадки;
- физкультурные площадки.
Удельные показатели земельной доли, приходящейся на 1 кв.м общей площади жилых помещений, входящих в состав кондоминиума, в зависимости от этажности и периода строительства приведены в таблице приложения А к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».
При подготовке данных Методических указаний были учтены результаты соответствующих расчетов, проведенных дифференцированно для каждого периода строительства, начиная с 1958 г., в соответствии с нормативными документами каждого периода строительства.
Согласно п. 2 Примечания к приложению А к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»:
«При другой расчетной жилищной обеспеченности расчетную нормативную земельную долю следует определять по формуле:
Уз.д. = Уз.д.18 х 18/Н, где Уз.д.18 - показатель земельной доли при 18 кв./чел.;
Н - расчетная жилищная обеспеченность, кв.м.
Из представленного административными истцами в материалы дела технического паспорта на домовладение № 60 по ул. Хабаровской (раздел I. Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели), общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме по ул. Хабаровская,60 (Sk) составляет 6489,2 кв.м, год постройки многоквартирного жилого дома - 2011, количество этажей - 12.
Согласно приложению Л к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» удельный показатель земельной доли (Уз.д.) - 0,92 для расчетной жилищной обеспеченности 18 кв.м/чел.
Расчетная жилищная обеспеченность (Н) согласно оспариваемому проекту — 30 кв.м/чел. (см. Описание проектных решений. Том 3. Проект межевания территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми (шифр проекта 004/3-09.2015)).
Учитывая формулу расчетной нормативной земельной доли, указанную в п. 2 Примечания к приложению А к приказу Минземстроя РФ от 26.08.1998 № 59 «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах»:
Уз.д. = Уз.д.18 х 18/Н = 0,92 х 18/30 = 0,552
Таким образом, площадь нормативного земельного участка составляет
Sнорм.к = Sк х Уз.д = 6489,2 х 0,552 = 3582,04 (кв.м).
Из оспариваемого проекта межевания (шифр проекта 004/3-09.2015) площадь земельного участка составляет S факт = 3867 кв.м (> S норм.к = 3582,04).
Тем самым, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что в представленном административными истцами расчёте площади земельного участка, в приведенной формуле: Shopm.k =6489,2 х 0,92=5970,064 кв.м содержится ошибка, а именно не учитывается удельный показатель земельной доли при расчетной обеспеченности (Н) 30 кв.м/чел, предусмотренной проектом на основании «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП».
Кроме того, по мнению суда административными истцами пропущен 3х месячный срок для обращения в суд с заявленными требованиями в связи со следующим:
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии ч.5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как указано выше, представители административных истцов принимали участия в публичных слушаниях, результаты которого были официально опубликованы.
Также Постановление администрации города Перми от 26.12.2016 № 1169 была утверждена документации по планировке территории, ограниченной ул. Вагонной, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе города Перми было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 30.12.2016 № 97.
ТСЖ «Хабаровская, 60», ТСЖ «Хабаровская, 64» 30.07.2019 обращались в Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми с письмом об обеспечении разработки нового проекта межевания, соответствующего законодательству и предусматривающего формирование земельных участков под существующие многоквартирные дома с учетом фактического землепользования, тем самым еще в 2019 года выражали свое несогласие с оспариваемым в настоящем административном иске Постановлением от 26.12.2019 № 1169.
Вместе с тем, обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением 26.05.2021 года. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 64», Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 60» к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, Администрации города Перми о признании незаконными постановления Администрации города Перми от 26.12.2016 года № 1169 об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Вагонная, ул. Хабаровской, ул. Красноводской в Дзержинском районе г.Перми, обязании административных ответчиков до истечения 3х месяцев с момента вступления в силу решения суда разработать и утвердить проекты планировки и межевания территории на которой находятся многоквартирные дома по адресам <...>, <...>, которые будут соответствовать действующему законодательству-оставить без удовлетворения.
Решение в окончательной форме в срок 1 месяц может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья О.Е. Бейман
Мотивированное решение составлено 18.04.2022