ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2171/19 от 26.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-2171/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года г. Челябинск

Ленинский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего Манкевич Н.И.

при секретаре Гресь Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о признании бездействия налогового органа незаконным,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска) о признании незаконным бездействия, выраженного в нерассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ по существу, непредоставлении копий документов, предоставленных в налоговый орган для регистрации ГСК и имеющихся в регистрационном деле № ИНН <***>.

В обоснование заявленных требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении копий документов: заявления формы Р17001, решения Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, формы Р13001 от ДД.ММ.ГГГГ, решения Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Р14001, решения Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, листа записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, протокола от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Р14001, решения от ДД.ММ.ГГГГ, решения Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ и других документов. На данное заявление получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснением о возможности получения названных документов за плату в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска. Считает бездействие налогового органа незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании не согласилась с административным иском, представила письменный отзыв, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска не является регистрирующим органом, не производит регистрационные действия и не может выдавать копии документов, содержащихся в регистрационных делах. Обеспечение функций по приему документов для государственной регистрации, формированию и выдаче документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП, а также по предоставлению сведений и копий закреплено за ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска. В соответствии с п.п. 35, 37 Административного регламента, п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации. Сведения предоставляются налоговыми органами на платной основе. При непредставлении заявителем документа, необходимого для предоставления государственной услуги, в соответствии с п. 64 Административного регламента налоговый орган самостоятельно формирует межведомственный запрос в Федеральное казначейство о поступлении платы. Государственная услуга не предоставляется в случае не поступления платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. В информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги, в связи с чем в письме инспекции от ДД.ММ.ГГГГ указаны нормативные акты, устанавливающие размер платы за предоставление запрашиваемых им документов, а также приведены реквизиты для оплаты. В запрашиваемых ФИО1 документах, а именно, в заявлениях по формам содержится информация, доступ к которой органичен, в связи с чем предоставление вышеуказанных документов невозможно. В п. 1 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно. Данная возможность реализована на сайте ФНС России www.nalog.ru в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющем бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Запрашиваемая ФИО1 информация в виде листа записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ содержится в выписке из ЕГРЮЛ, которую можно самостоятельно и бесплатно сформировать по имеющемуся алгоритму (л.д. 48-50).

Представитель заинтересованного лица УФНС по Челябинской области, действующая на основании доверенности ФИО4, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала мнение представителя административного ответчика.

Суд, выслушав административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ (далее - КАС РФ).

В силу ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и (или) не нарушает права либо свободы и законные интересы гражданина.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска с заявлением о предоставлении копий следующих документов: заявление формы Р17001, решение Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, форма Р13001 от ДД.ММ.ГГГГ, решение Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Р14001, решение Р80001 от ДД.ММ.ГГГГ, лист записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Р14001, решение от ДД.ММ.ГГГГ, решение Р80001 от 16.047.2008 и других документов (л.д. 10).

ДД.ММ.ГГГГ в ответе ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска разъяснено о необходимости получения копий документов в ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска на платной основе (л.д. 11).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с жалобой в УФНС по Челябинской области на бездействие ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска, выраженного в нерассмотрении заявления по существу, непредоставлении копий запрашиваемых документов (л.д. 12-13).

ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по Челябинской области в своем ответе по результатам рассмотрения обращения ФИО1 сообщило заявителю, что с ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска не является регистрирующим органом, не производит регистрационные действия и не может выдавать копии документов, содержащихся в регистрационных делах. Обеспечение функций по приему документов для государственной регистрации, формированию и выдаче документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП, а также предоставлению сведений и копий закреплено за ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска. В соответствии с пунктами 35, 37 Административного регламента, п. 1 с. 7 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации. При непредставлении заявителем документа, необходимого для предоставления государственной услуги, в соответствии с п. 64 Административного регламента налоговый орган самостоятельно формирует межведомственный запрос в Федеральное казначейство о поступлении платы. Государственная услуга не предоставляется в случае не поступления платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. В информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги, в связи с чем в письме Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ указаны нормативные акты, устанавливающие размер платы за предоставление запрашиваемых им документов, а также приведены реквизиты для оплаты. В запрашиваемых ФИО1 документах, а именно: заявлениях по формам №№Р13001, Р14001, Р17001 содержится информация, доступ к которой органичен, в связи с чем предоставление вышеуказанных документов невозможно. Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона №129-ФЗ установлено, что представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно. Данная возможность реализована на сайте ФНС России www.nalog.ru в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющем бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Предоставление выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе осуществляется за плату. Реквизиты для оплаты ФИО1 направлены письмом Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-20).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ № «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу, поставленных в обращении, вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 11 указанного Закона в случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.

Судом установлено, что на заявление от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в установленные сроки ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска дан ответ, который соответствует требованиям закона, подписан уполномоченным на то должностным лицом, которым разъяснен порядок обращения с заявлением на предоставление копий документов из регистрационного дела, выводы, изложенные в нем, мотивированы.

Невыдача испрашиваемых копий документов не свидетельствует о бездействии налогового органа.

Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по представлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденным Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, определен порядок и условия оказания налоговыми органами государственной услуги по предоставлению содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

В соответствии с п. 22 указанного Административного регламента запрос о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ направляется в налоговый орган, уполномоченный на предоставление таких сведений.

Приказом УФНС России по Челябинской области @ от ДД.ММ.ГГГГ функции ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств с ДД.ММ.ГГГГ переданы в Единый регистрационный центр, созданный в составе Межрайонной ИФНС России по Челябинской области (л.д. 24).

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска не является регистрирующим органом, не производит регистрационные действия и не может выдавать копии документов, содержащихся в регистрационных делах.

В соответствии с данным приказом закреплено обеспечение функций по приему документов для государственной регистрации, формированию и выдаче документов, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП, а также предоставлению сведений и копий за ИФНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска.

В соответствии с п.п. 35, 37 Административного регламента, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.05.2014 № 462 сведения предоставляются налоговыми органами на платной основе.

Размер платы за предоставление информации об индивидуальном предпринимателе в виде выписок из ЕГРИП, копий документов или справок об отсутствии информации составляет 200 рублей за каждый такой документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 рублей за каждый документ.

При непредставлении заявителем документа, подтверждающего оплату такой услуги в соответствии с п. 64 Административного регламента налоговый орган самостоятельно формирует межведомственный запрос в Федеральное казначейство о поступлении платы.

Между тем, в информационных ресурсах налоговых органов отсутствуют сведения о поступлении от ФИО1 платы за предоставление указанной государственной услуги, в связи с чем ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска в письме от ДД.ММ.ГГГГ дана ссылка на нормативные акты, устанавливающие размер платы за предоставление запрашиваемых им документов, а также приведены реквизиты для оплаты.

В соответствии с п. 33 Административного регламента государственная услуга не предоставляется в случае не поступления платы, взимаемой за предоставление государственной услуги. При этом заявителю выдается (направляется) уведомление о невозможности предоставления копий документов, в котором указывается причина. К уведомлению также прилагается документ об оплате, если он был предоставлен (п.п. 4 п. 17, п. 81 Администравтиного регламента).

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов закреплен в ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом «О международных компаниях».

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 1 Правительство РФ вправе определить случаи, когда доступ к сведениям (документам, которые содержат сведения) о юридическом лице в ЕГРЮЛ может быть ограничен (с указанием перечня таких сведений).

Пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарег. в Минюсте России 14.05.2012 № 24139) утверждены формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, в частности, к заявлениям, формы: № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» согласно приложению ; № Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц» согласно приложению ; «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГ» согласно приложению , ограничен доступ в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом «О международных компаниях»(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ).

В запрашиваемых административным истцом ФИО1 документах, а именно: заявлениях по формам № содержится информация, доступ к которой органичен, в связи с чем предоставление вышеуказанных документов невозможно.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в форме электронных документов осуществляется бесплатно.

Данная возможность реализована на сайте ФНС России www.nalog.ru в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа», позволяющем бесплатно получить содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юридическом лице в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Выписка из ЕГРЮЛ или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF, подтверждается электронной подписью налогового органа, имеет такую же юридическую силу, как и выписка или справка, сформированная на бумажном носителе.

Запрашиваемая ФИО1 информация в виде листа записи ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ содержится в выписке из ЕГРЮЛ, которую заявитель вправе самостоятельно и бесплатно сформировать сайте ФНС России www.nalog.ru.

Между тем, предоставление выписки из ЕГРЮЛ на бумажном носителе осуществляется за плату.

Реквизиты для оплаты ФИО1 предоставлены в письме ИФНС России по Ленинскому району г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из анализа положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

По данному административному делу таких обстоятельств не установлено.

Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие бездействия налогового органа требованиям закона и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае не установлена, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска о признании бездействия налогового органа выразившегося в нерассмотрении заявления и непредставлении копий документов незаконным отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Челябинска.

Мотивированное решение составлено 01 июля 2019 года.

Председательствующий: Н.И. Манкевичв