ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2171/2016 от 22.04.2016 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а – 2171/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

22 апреля 2016 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Манзыревой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО9 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Управлению Росреестра по Красноярскому краю с административным иском о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение, ссылаясь на следующие обстоятельства.

По договору -М2 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МИРО» переуступило ФИО1 свое право на реконструкцию объекта недвижимости, расположенного в <адрес> (здание «Усадьбы Ларионова», в том числе – «Привратницкая» площадью 11,4 кв.м), которая проводилась на основании Разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ. Выполнив весь объем реставрационных работ ФИО1 14.09.2015г. обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на реконструированный объект недвижимости – нежилое здание площадью 11,2 кв.м, кадастровый , расположенное в <адрес>, стр. 2. Однако 20.11.2015г. Управление Росреестра по <адрес> отказало ему в регистрации права, ссылаясь на законы и нормативные акты, принятые позже 03.06.1997г., а также на отсутствие у заявителя документов, подтверждающих возникновение его права собственности на спорное здание и факта ввода его в эксплуатацию в установленном порядке. Между тем, поскольку реставрация и ремонт здания начались 03.06.1997г. (момент получения разрешения на производство работ), к данным правоотношения необходимо применять законодательство, действующее именно на тот момент, а не принятое позже указанной даты. Так, Постановлением Совмина СССР от 23.01.1981г. установлено, что приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществляется государственными приемочными комиссиями и оформляется соответствующими актами. 28.10.2015г. истцом получен Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, подписанный представителями Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>, а также ОАО «Сибирский Институт «Сибспецпроектреставрация». Таким образом, по мнению административного истца, им в Росреестр для регистрации объекта недвижимости был представлен полный и необходимый пакет документов, подтверждающий возникновение его права собственности, в том числе – разрешение на строительство и акт приемки. При таких обстоятельствах полагает отказ Управления Росреестра от государственной регистрации его права собственности незаконным, подлежащим отмене с наложением на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое здание.

В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель по устному ходатайству ФИО2, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> ФИО3 (доверенность в деле) возражала против удовлетворения требований административного иска, полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорное нежилое здание по мотивам отсутствия у заявителя документов, подтверждающих возникновение его права собственности на это строение и факта ввода его в эксплуатацию в установленном порядке, является обоснованным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства. Представленные административным истцом на регистрацию документы (договор -М1 от ДД.ММ.ГГГГ, договор -М2 от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт на здании от 31.12.2013г., разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ) не подтверждаю возникновение права собственности ФИО1 на объект недвижимости – нежилое здание площадью 11,2 кв.м, кадастровый , расположенное в <адрес>, стр. 2. Представленный на государственную регистрацию Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия от 28.10.2015г. не является документом, свидетельствующим о вводе в эксплуатацию законченного строительством нежилого здания. Из полученной в порядке межведомственного взаимодействия информации следует, что в Департаменте градостроительства администрации <адрес>, а также в Службе по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> отсутствуют сведения о вводе спорного объекта в эксплуатацию в установленном порядке. В остальной части поддержала письменные возражения на административный иск (л.д.30-38), просила в его удовлетворении ФИО1 отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу данной нормы закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Согласно ст.13 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что административный истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание общей площадью 11,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, стр. 2.

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал ему в проведении государственной регистрации права собственности на указанное нежилое здание по мотивам того, что заявителем не представлено на регистрацию документов, подтверждающих возникновение его права собственности на спорное строение, а также факта ввода здания в эксплуатацию в установленном порядке (л.д.5-13).

В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены деленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

При этом, в силу п.1 ст.18 вышеназванного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отнесены к документам личного хранения, тем самым должны предоставляться заявителем самостоятельно при обращении за предоставлением государственной услуги.

Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию заявителем ФИО1 были представлены:

- договор от ДД.ММ.ГГГГ-М1 (л.д.14-16);

- договор от ДД.ММ.ГГГГ-М2 (л.д.17);

- разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18);

- кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительством от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий описание объекта недвижимого имущества, о правах на который заявлено;

- Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.19-25).

При этом, из представленных в Управление Росреестра кадастровых паспортов от 31.12.2013г. и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорным объектом является нежилое здание с кадастровым номером 24:50:0300251:528, площадью 11,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, стр. 2, количество этажей 1, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) – 1998, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300251:86.

Между тем, согласно условий договора -М1 от 20.09.1999г., продавец ЗАО «МИРО» продает покупателю ФИО1 нежилое здание, общей площадью 218,9 кв.м, находящееся по адресу: <адрес>.

Из условий договора -М2 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между заказчиком ЗАО «МИРО» и инвестором ФИО1 следует, что заказчик переуступает инвестору права на незавершенное строительство, а также на завершение реконструкции и ввод в эксплуатацию нежилых помещений общей площадью 629,2 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Данный объект состоит из следующих помещений: реконструированный подвал с увеличением площади на 69,2 кв.м; пристройка к первому этажу площадью 38,7 кв.м и ко второму этажу площадью 39,4 кв.м; мансарда площадью 129,4 кв.м; подземные помещения, прилегающие к зданию площадью 300,5 кв.м; привратницкая площадью 11,4 кв.м; гараж площадью 40,6 кв.м; кирпичный забор длиной 38 м.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в редакции, действовавшей на момент подписания договора -М2 от 20.09.1999г.) субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме реальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и иные лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Таким образом, как верно указал административный ответчик в своем отказе в государственной регистрации права от 20.11.2015г., условия вышеприведенных договоров -М1 и -М2 от 20.09.1999г. не содержат сведений о спорном нежилом здании площадью 11,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, Ленина, <адрес>, стр.2, в связи с чем, государственный регистратор на основании представленных ему документов был лишен возможности при проведении правовой экспертизы проверить и установить факт возникновения права собственности ФИО1 на указанный объект.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской рации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок в установленном настоящим законом порядке.

При проведении правовой экспертизы, в порядке исполнения статьи 13 Закона о регистрации и проверки на предмет отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на вышеуказанный объект недвижимого имущества административным ответчиком установлено, что в ЕГРП запись о государственной регистрации прав ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (где расположено спорное нежилое здание) отсутствует.

Вместе с тем, на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие возникновение прав ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>

Вышеуказанные обстоятельства в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на отдельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Документом, свидетельствующим об одобрении законченного строительством объекта и подтверждающим факт его создания, в зависимости от даты постройки, является либо акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», строительными и правилами СНиП 3.01.04-87, утвержденными постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.04.1987 за № 84), либо разрешение на ввод в эксплуатацию, в случае если объект недвижимого имущества возведен после вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капительного строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и восстановления указанных элементов.

Как уже отмечалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской рации требуется получение такого разрешения.

Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим факт создания образованного в результате реконструкции объекта капитального строительства, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом исполнительной власти и или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на реконструкцию данного объекта.

Форма разрешения на ввод в эксплуатацию утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".

Заявителем на государственную регистрацию представлен Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ., подписанный самим ФИО1, главным специалистом отдела государственной охраны и сохранения объектов Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО4, директором Красноярского филиала ОАО «Сибирский Институт «Сибспецпроектреставрация» ФИО5

Данным Актом подтвержден факт выполнения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, до 1817»; эти работы указанной комиссией приняты в полном объеме, в том числе в отношении объекта <адрес>, стр. 2 площадью 11,2 кв.м (кадастровый ), признано, что эти работы выполнены на основании выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в установленные сроки, с надлежащим качеством и в соответствии с требованиями, установленными статей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Следовательно, представленный ФИО1 на государственную регистрацию акт приемки от 28.10.2015г. не является документом, свидетельствующим о вводе в эксплуатацию спорного объекта, а является лишь одним из документов, необходимых для дальнейшего принятия соответствующего решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Из полученной административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия информации следует, что в Департаменте градостроительства администрации города Красноярска, а также в Службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края отсутствуют сведения о вводе спорного объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, заявителем на государственную регистрацию действительно не были представлены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 11,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, стр. 2.

Доводы административного истца о том, что при вводе спорного объекта в эксплуатацию не должны применяться положения Градостроительного кодекса РФ являются необоснованными, поскольку, как видно из представленных самим ФИО1 документов, все ремонтно-реставрационные работы были им завершены и приняты комиссией 28.10.2015г., следовательно, спорный объект возведен (построен) в окончательном виде уже после введения в действие Градостроительного кодекса РФ и при вводе этого строения в эксплуатацию должна применяться процедура, предусмотренная названным законом.

В любом случае, даже если спорный объект был возведен (построен) до момента принятия Градостроительного Кодекса РФ (чего административным истцом в ходе рассмотрения дела доказано не было), ФИО1 не предоставлялся на государственную регистрацию соответствующий Акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов», строительными и правилами СНиП 3.01.04-87, утвержденными постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.04.1987 за № 84).

Имеющийся у административного истца Акт от 28.10.2015г. подтверждает лишь факт выполнения им в полном объеме и с надлежащим качеством ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой с воротами усадьбы Ларионовых, до 1817», однако указанный акт не является Актом приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Таким образом, решение Управления Росреестра по отказу в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое здание является обоснованным, оно принято в соответствии с процедурой и порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 у суда не имеется.

Кроме того, административный истец не лишен возможности защитить свое нарушенное право в ином (гражданском общеисковом) судебном порядке путем подачи соответствующего иска по защите субъективного права (признания права собственности).

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО10 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.

Судья И.Г. Медведев