ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2172/20 от 09.02.2021 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2021 г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Самохиной Т.А., при секретаре Новойдарской Е.Ю., с участием представителя директора ООО «Аист» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению директора ООО «Аист» ФИО2 к главному специалисту межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3, межрайонному отделу №3 Административной инспекции Ростовской области, Административной инспекции Ростовской области об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Директор ООО «Аист» ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к главному специалисту межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3 об оспаривании действий должностного лица, просила: признать действия главного специалиста межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3, выразившиеся в совершении им проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист», незаконными.

Определением суда от 23.12.2020 в качестве соответчиков к участию в деле привлечены межрайонный отдел №3 Административной инспекции Ростовской области, Административная инспекция Ростовской области (л.д.1).

В обоснование требований административный истец сослалась на то, что ООО «Аист» осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с выданной лицензией на данный вид деятельности, являясь аптекой готовых лекарственных форм. 27.11.2020 в помещении аптеки ООО «Аист», расположенной по ул. Ворошилова, 139 в г. Каменске-Шахтинском, прибыл главный специалист межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3 в сопровождении участковго уполномоченного полиции МО МВД России «Каменский» ФИО4, который, предъявив удостоверение, потребовал вызвать руководителя аптеки для составления протокола об административном правонарушении. Документов, подтверждающих юридические основания для проведения проверочных мероприятий в отношении ООО «Аист» ФИО3 не представил, пояснив, что служебного удостоверения достаточно. Считает, что действия ФИО3 являются незаконными, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ на проверочные мероприятия введён мораторий, в связи с чем проверочные мероприятия проводятся исключительно в строго определённых случаях, при наличии соответствующих распоряжений, согласований, оформленных в установленном порядке. Не смотря на её возражения, ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении неё. Копия протокола ей не вручалась. Из приложенного к протоколу об административном правонарушении акта обнаружения признаков административного правонарушения от 27.11.2020 следует, что в ходе проведения мониторинговых мероприятий режима повышенной готовности, введённого на территории Ростовской области, было обнаружено вменяемое директору ООО «Аист» административное правонарушение.

Административный истец, сославшись на Постановление Правительства РФ №438 от 03.04.2020, считает, что главный специалист межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3 не имел достаточных оснований для проведения в отношении ООО «Аист» каких бы то ни было проверочных мероприятий (плановых, внеплановых, иных), ссылка должностного лица на проведение «мониторинговых мероприятий» не основана на требованих действующего законодательства РФ.

Административный истец, административные ответчики должностное лицо ФИО3, межрайонный отдел №3 Административной инспекции Ростовской области, Административная инспекция Ростовской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на исковых требованиях, дал пояснения, аналогичные содержанию административного искового заявления, а также добавил, что проверка в отношении ООО «Аист» должностным лицом проведена незаконно, так как не согласована с прокуратурой, отсутствует распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица. Кроме того, установлен мораторий на проверку юридических лиц. Правомерность составления протокола им не оспаривается.

Главный специалист межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3 направил в суд возражения, в которых просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав, что согласно положению об Административной инспекции Ростовской области, утверждённому Постановлением Правительства Ростовской области от 08.05.2015 №336, Административная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим деятельность по выявлению административных правонарушений, посягающих на права и здоровье граждан, а также правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в области благоустройства, торговли и по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах компетенции Инспекции, установленной КоАП РФ и Областным законом от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях». Функции государственного либо муниципального контроля, надзора и проверок финансово-хозяйственной деятельности должностных, а также юридических лиц Административная инспекция Ростовской области не осуществляет. Мониторинг территорий муниципальных образований области по выявлению нарушений, отнесённых к компетенции Административной инспекции, является повседневным видом деятельности вышеуказанного органа исполнительной власти. Выявленные 27.11.2020 в аптеке ООО «Аист» нарушения, предусмотренные ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в рамках мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области №272 от 05.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а не в рамках проверочных либо контрольных мероприятий, на которые указывает истец. В этой связи полагает, что его действия, как должностного лица, не требовали какого-либо согласования с прокуратурой и Административной инспекцией Ростовской области, а права юридического лица ООО «Аист» не были нарушены.

Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N417, в соответствии с подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно подп. «б» п. 6 ст. 4.1, подп. «а», «у», «ф» Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Распоряжение Губернатора РО от 16.03.2020 N43 «О введении режима повышенной готовности на территории Ростовской области и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», на основании п. 1 которого на территории Ростовской области введен режим повышенной готовности.

В соответствии с п. 18 ч. 5 и ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N975-р; должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 N975-р был утвержден Перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ. Данный перечень включает в себя, в том числе руководителей созданных при органах местного самоуправления органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их заместителей.

Указанный перечень также установлен Распоряжением Губернатора Ростовской области от 25.04.2020 N88 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п. 4.13 которого определено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, осуществляется главным специалистом межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области.

Как следует из представленных материалов дела, 27.11.2020 в 10 часов 00 минут главный специалист межрайонного отдела N3 Административной инспекцией Ростовской области ФИО3, в рамках осуществления своих полномочий, при осуществлении мониторинговых мероприятий режима повышенной готовности, введённой на территории Ростовской области распоряжением Губернатора Ростовской области от 16.03.2020 №43, и реализации мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, на муниципальной территории города Каменска-Шахтинского, по адресу: <...>, в помещении аптеки ООО «Аист», являющейся организацией, чья деятельность не приостановлена, обнаружил признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении абз.4 п. 8 Постановления Правительства Ростовской области №272 от 05.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а именно: при входе в занимаемое аптекой здание граждане не были обеспечены возможностью обработки рук кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками (те, и другие на входе отсутствовали). По названному факту составлен акт обнаружения правонарушения от 27.11.2020 с приложением фотоматериалов. Данное обстоятельство послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (л.д.33-53).

По факту выявленного административного правонарушения должностное лицо составило в отношении директора ООО «Аист» протокол об административном правонарушении и постановлением Каменского районного суда Ростовской области от 18.12.2020, не вступившим в законную силу, директор ООО «Аист» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в виде 10 000 рублей штрафа (л.д.50-52).

Согласно 1.1. Положения об Административной инспекции Ростовской области, утверждённой Постановлением Правительства Ростовской области от 08.05.2015 N336, Административная инспекция Ростовской области (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим деятельность по выявлению административных правонарушений, посягающих на права и здоровье граждан, а также правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в области благоустройства, торговли и по рассмотрению дел об административных правонарушениях в пределах компетенции Инспекции, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Областным законом от 25.10.2002 N273-ЗС «Об административных правонарушениях», а также по выполнению иных функций, предусмотренных настоящим Положением.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области, областными законами, указами и распоряжениями Губернатора Ростовской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Ростовской области и настоящим Положением (п. 1.2.).

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями и гражданами (п.1.3.).

В полномочия Инспекции входит, в том числе, организуя и осуществление выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; составление протоколов об административных правонарушениях (п.2.1.1.).

Учитывая изложенные нормы закона и подзаконных актов, суд приходит к выводу, что инспекция не осуществляет функции контроля и (или) надзора, не производит плановых или внеплановых проверок органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; дело об административном правонарушении было возбуждено не по результатам проверки, а с учетом непосредственного обнаружения признаков совершения правонарушения. При выявлении и обнаружении признаков административного правонарушения должностное лицо инспекции действовало в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением закона. Причиной составление протокола послужило непосредственное выявление административного правонарушения при обеспечении в г. Каменске-Шахтинском Ростовской области режима повышенной готовности, что нашло своё подтверждение в судебном заседании.

Доводы административного истца и его представителя на нарушение должностным лицом административного органа порядка проведения выездной проверки, установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в противоречие с требованиями которого распоряжение о назначении и проведении проверки не издавалось, с прокуратурой не согласовалось, подлежат отклонению как несостоятельные, так как в данном случае уполномоченным лицом межрайонного отдела N3 Административной инспекции Ростовской области мероприятия проводились не в рамках осуществления государственного, муниципального контроля (надзора), а в связи с проверкой реализации требований Постановления Правительства Ростовской области №272 от 05.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения на территории Ростовской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в пределах предоставленного Положением об Административной инспекции Ростовской области, утверждённого Постановлением Правительства Ростовской области от 08.05.2015 N336, и Распоряжением Губернатора Ростовской области от 25.04.2020 N88 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» права на составление протоколов об административных правонарушениях при выявлении фактов совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, основания к удовлетворению административного иска отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования директора ООО «Аист» ФИО2 к главному специалисту межрайонного отдела №3 Административной инспекции Ростовской области ФИО3, межрайонному отделу №3 Административной инспекции Ростовской области, Административной инспекции Ростовской области об оспаривании действий должностного лица оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в апелляционном порядке течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Самохина

В окончательной форме решение принято 11.02.2021.