ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2172/2022 от 31.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело № 2а-2172/2022

26RS0002-01-2022-002733-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года г. Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Какабековой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к административному ответчику Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры», с участием заинтересованных лиц ИФНС России по Ленинскому району г.Ставрополя, о ликвидации юридического лица,

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось в суд с административным иском к административному ответчику Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры» о ликвидации юридического лица.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнеры» (ОГРН <номер обезличен>, учетный № <номер обезличен>). В соответствии с п. 2 ст. 23 и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатское бюро является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава. Организация зарегистрирована в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Общим собранием учредителей 28.01.2013 принято решение о создании организации. 19.02.2013 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации организации (распоряжение 36 140-р от 19.02.2013). 25.02.2013 органом ФНС России внесена запись о государственной регистрации юридического лица (ОГРН <номер обезличен>/ КПП <номер обезличен>) 07.12.2015 единственным адвокатом-партнером принято решение о ликвидации Организации и назначении ликвидатора. 10.12.2015 в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. № 06/18678 от 10.12.2015). 14.12.2015 Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации. 25.12.2015 Органом ФНС внесена соответствующая запись. До настоящего времени процедура добровольной ликвидации Организацией не завершена. Организация имеет статус действующей. В ходе анализа учетного дела установлено следующее: в составе Организации находятся менее двух членов (из решения № 3 от 07.12.2015). Партнерский договор прекращен. Новый партнерский договор в течение месяца не заключен. Так как, в соответствии с положениями пп. 12 п. 6 ст. 23 Закона № 63-ФЗ с момента прекращения партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи, Следовательно, Организация не может осуществлять свою деятельность, цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты. Таким образом, выявлено нарушение п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ - так как отсутствует уставная деятельность и цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты. В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2019 и 2020 годы. Срок представления отчетности за 2019 год - 01.07.2020 (Приказ Минюста России от 26.05.2020 № 122). В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от 26.05.2020 № 122, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 год перенесен на 01.07.2020. Одновременно данным приказом установлено, что размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 год осуществляется до 01.07.2020. За не представление отчетности за 2019 год, 16.07.2020 Главным управлением Организации вынесено предупреждение (исх. № 26/03-5453 от 16.07.2020) с установлением срока устранения нарушений до 14.09.2020. Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя Организации. Почтовые отправления, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя возвращены почтовым отделением за истечением срока хранения. Предупреждение, вынесенное Главным управлением 16.07.2020, не исполнено. За неисполнение предупреждения (исх. № 26/03-5453 от 16.07.2020) 01.10.2020 Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение в установленный срок законного предписания Главного управления об устранении нарушений законодательства. Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Ставрополя от 22.10.2020 № 3-745-21-480/2020 юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Нарушения Организацией не устранены, административный штраф не оплачен. Отчетность за 2020 год Организацией в Главное управление так же не представлена. В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021. Информация о продолжении деятельности Организации, отчет по формам ОН0001, ОН0002 за 2020 год в Главное управление к установленному сроку не представлены. За непредставление отчетности за 2019, 2020 годы Главным управлением Организации внесено предупреждение об устранении нарушений законодательства (исх. № 26/03-6131 от 27.07.2021) с установлением срока устранения нарушений до 20.10.2021. Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя Организации. Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, вручено адресату 04.08.2021 (уведомление о вручении <номер обезличен>). Почтовое отправление, направленное по адресу регистрации руководителя возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения. Нарушения в установленный срок не устранены, сведения за 2019, 2020 годы, предусмотренные законодательством, в Главное управление не представлены. Административный штраф не оплачен. Просит суд ликвидировать Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнеры» (ОГРН <***>) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры», руководитель ФИО1 извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительных причин своей не явки суду не представил.

Судебные извещения, направленные административному ответчику по адресу указанному в административном исковом заявлении отделением почтовой связи, возращены в суд с отметкой об истечении срока хранения.

Суд признает извещение административного ответчика о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим, поскольку судом приняты все меры для надлежащего извещения ответчика. Возвращение судебных уведомлений с отметкой истек срок хранения суд расценивает, как уклонение административного ответчика от участия в судебном заседании.

Суд предпринял предусмотренные законом меры для своевременного и надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако, ответчик уклоняется от участия в судебном заседании.

Суд считает ответчика, извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, причину его неявки в суд признает неуважительной.

В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.

Заинтересованные лица - ИФНС России по Ленинскому району не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не предоставили, в связи чем на основании ч. 4 ст. 263 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Поскольку административный ответчик возражений по существу заявленных административным истцом требований суду не представил, суд при рассмотрении спора, исходит из заявленных административным истцом требований и представленных им доказательств.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правовое положение некоммерческих организаций, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п. 4.1 ст.32 - Закона № 7-ФЗ и Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденных Приказом Минюста № 25 от 03.03.2014, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее Главное управление) осуществляет контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.

Судом установлено, что адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнеры» (ОГРН <номер обезличен>) в соответствии с п. 2 ст. 23 и п. 2 ст. 22 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава.

Организация зарегистрирована в соответствии с положениями ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

28.01.2013 общим собранием учредителей принято решение о создании Организации.

19.02.2013 Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение 36 140-р от 19.02.2013).

25.02.2013 Органом ФНС России внесена запись о государственной регистрации юридического лица (ОГРН <номер обезличен>).

07.12.2015 единственным адвокатом-партнером принято решение о ликвидации Организации и назначении ликвидатора.

10.12.2015 в Главное управление поступило уведомление о принятии решения о ликвидации Организации (вх. № <номер обезличен> от 10.12.2015).

14.12.2015 Главным управлением принято решение о внесении в ЕГРЮЛ записи в связи с принятием решения о ликвидации.

25.12.2015 Органом ФНС внесена соответствующая запись. До настоящего времени процедура добровольной ликвидации Организацией не завершена.

В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ и п.1 ст. 1 Закона № 63-ФЗ и п. 1.4 Организация создана в целях осуществления адвокатской деятельности, оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Из решения № 3 от 07.12.2015 следует, что в составе Организации находятся менее двух членов. Партнерский договор прекращен. Новый партнерский договор в течение месяца не заключен.

Так как, в соответствии с положениями пп. 12 п. 6 ст. 23 Закона № 63-ФЗ с момента прекращения партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи, Следовательно, Организация не может осуществлять свою деятельность, цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты.

Таким образом, выявлено нарушение п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ - так как отсутствует уставная деятельность и цели, предусмотренные законодательством и уставом Организации, не могут быть достигнуты.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденным приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Согласно п. 3.1. ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Приказом Минюста России от 26.05.2020 № 122 определен срок представления отчетности за 2019 год - 01.07.2020. В установленные законодательством сроки в Главное управление Организацией не представлена отчетность за 2019 и 2020 годы.

В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от 26.05.2020 № 122, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 год перенесен на 01.07.2020.

Одновременно данным приказом установлено, что размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 год осуществляется до 01.07.2020.

За не представление отчетности за 2019 год, 16.07.2020 Главным управлением Организации вынесено предупреждение (исх. № <номер обезличен> от 16.07.2020) с установлением срока устранения нарушений до 14.09.2020.

Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя Организации. Почтовые отправления, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя возвращены почтовым отделением за истечением срока хранения.

В соответствии с п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Таким образом, корреспонденция считается доставленной юридическому лицу, если она отправлена по его адресу указанному в едином государственном реестре юридических лиц и не зависимо от того получено оно или нет.

Так же, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».

Предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.

Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением) (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ, подпункты «в», «в.1» п. 1 ст. 5, пп. «и» пункта 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Предупреждение, вынесенное Главным управлением 16.07.2020, не исполнено.

За неисполнение предупреждения (исх. № 26/03-5453 от 16.07.2020) 01.10.2020 Главным управлением составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за неисполнение в установленный срок законного предписания Главного управления об устранении нарушений законодательства.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Ставрополя от 22.10.2020 № 3-745-21-480/2020 юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб.

Однако нарушения Организацией не устранены, административный штраф не оплачен. Отчетность за 2020 год Организацией в Главное управление так же не представлена.

В соответствии с приказом Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» срок предоставления отчетности за 2020 год перенесен на 15.07.2021.

Информация о продолжении деятельности Организации, отчет по формам ОН0001, ОН0002 за 2020 год в Главное управление к установленному сроку не представлены.

За непредставление отчетности за 2019, 2020 годы Главным управлением Организации внесено предупреждение об устранении нарушений законодательства (исх. № 26/03-6131 от 27.07.2021) с установлением срока устранения нарушений до 20.10.2021.

Предупреждение направлено по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ и адресу регистрации руководителя Организации. Почтовое отправление, направленное по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, вручено адресату 04.08.2021 (уведомление о вручении 80098562222356). Почтовое отправление, направленное по адресу регистрации руководителя возвращено почтовым отделением за истечением срока хранения.

Однако нарушения в установленный срок также не были устранены, сведения за 2019, 2020 годы, предусмотренные законодательством, в Главное управление не представлены. Административный штраф не оплачен.

В соответствии с пп. 12 п. 6 Закона № 63 ФЗ если Организацией в течении месяца со дня прекращения деятельности прежнего партнерского договора не заключен новый партнерский договор, то Организация подлежит ликвидации.

В соответствии с п. 27 Постановления № 64 неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

В соответствии с п. 33 Постановления № 64, согласно ч. 3 ст. 64 КАС РФ наличие юридического факта - вступившего в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении для суда, рассматривающего административное дело об административноправовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено постановление суда, подтверждают основания для приостановления деятельности или ликвидации объединения граждан.

До настоящего времени, выявленные нарушения Организацией не устранены. Административный штраф должностным лицом не оплачен. Предупреждения, вынесенные Главным управлением, Организацией не обжалованы. Процедура добровольной ликвидации до настоящего времени не завершена.

Доказательства наличия каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю для их устранения, в материалы дела не представлено.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, после получения предупреждения и повторного предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, организацией не принимались.

В связи с изложенным, суд находит обоснованными требования административного истца о ликвидации Адвокатского бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры» и исключении из ЕГРЮЛ.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

требования административного искового заявления заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю - удовлетворить.

Ликвидировать Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры» (ОГРН <номер обезличен>).

Исключить сведения об Адвокатское бюро Ставропольского края «Княжев и партнёры» (ОГРН <номер обезличен>) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 июня 2022 года.

Судья Ю.С. Романенко