ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2176/2016 от 11.08.2016 Ступинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-2176/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 11 августа 2016 года.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2016 года.

г. Ступино Московской области 11 августа 2016 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Филатовой Е.С., с участием административного истца Отдельновой ФИО1, представителя административного истца Данилова ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области - Сериковой ФИО3, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдельновой ФИО1 к администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в принятии решения об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка, об обязании принять решение об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Отдельнова ФИО1 обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к администрации Ступинского муниципального района Московской области, в котором просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, виду разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области принять решение об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для индивидуальной дачи», расположенного по адресу: <адрес>, Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года № 540, виду разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Требования административного истца Отдельновой ФИО1 мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной дачи, и расположенного на нём жилого дома по адресу: <адрес> (прежний адрес: <адрес>). В связи с тем, что наличие на земельном участке жилого дома соответствует виду разрешенного использования участка «для ведения личного подсобного хозяйства», а также тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Ступинского муниципального района индивидуальные земельные участки граждан имеют вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», она обратилась в администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением о принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка Классификатору видов в отношении указанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ, из которого следует, что установление вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» возможно только в соответствии с процедурой «Принятие решения об изменении вида разрешенного использования». Изменение вида разрешенного использования является платным, и регулируется иным Административным регламентом. Отказ административного ответчика в установлении соответствия вида разрешенного использования Классификатору видов разрешенного использования она считает незаконным.

Административный истец Отдельнова ФИО1 и её представитель Данилов ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании подтвердили изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Ступинского муниципального района Московской области - Серикова ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, и просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица КУИ администрации Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное заинтересованное лицом было извещено надлежащим образом, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу нижеследующего.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев, со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи (в том числе земли населённых пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьёй 85 ЗК РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 № 540 и действует с 24.12.2014 года.

В силу п.п. 11 и 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору До 01.01.2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с п. 13 данной статьи названного Закона по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости согласно пп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, приводя в соответствие виды разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования установленных Классификатором, администрация Ступинского муниципального района Московской области обязана проверить соответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок. Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне является препятствием для установления соответствия вида разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору.

Постановлением администрации Ступинского муниципального района Московской области от 26.10.2015 года утверждён Административный регламент «Принятие решения об установлении соответствия вида разрешённого использования земельных участков классификатору видов использования земель», которым установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в установлении соответствия вида разрешенного использования: а) выявление недостоверной информации, в т. ч. предоставление документов, срок действия которых истек; б) подача документов ненадлежащим лицом; в) не предоставление документов; г) нарушение прав третьих лиц; д) установление несоответствия испрашиваемого вида разрешенного использования документам территориального планирования.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец Отдельнова ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером , а также четырёх земельных участков: земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для индивидуальной дачи», расположенный по адресу: <адрес> (прежний адрес: <адрес>), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 10, 16, 17-18, 19-23, 24, ).

Указанные земельные участки являются смежными, их границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что явствует из представленных кадастровых выписок о земельных участках (л. д. 12-15).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Отдельнова ФИО1 как собственник земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для индивидуальной дачи» обратилась в администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении - «для индивидуальной дачи», и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором, - «для ведения личного подсобного хозяйства».

Вместе с заявлением административным истцом были представлены необходимые для этого документы (л. д. 8).

Однако ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком административному истцу Отдельновой ФИО1 отказано в этом на том основании, что поскольку содержание вида разрешённого использования «индивидуальная дача» предусматривает размещение жилого дачного дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше 3-х надземных этажей), а испрашиваемый вид разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает размещение жилого дома, пригодного для постоянного проживания, установить испрашиваемый вид разрешённого использования в соответствии с данной процедурой не представляется возможным. Установление вида разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» возможно только в соответствии с регламентом государственной услуги «Принятие решения об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков на другой вид такого использования». Также заявителю разъяснено, что с собственников земельных участков предусмотрено взимание платы за изменение видов разрешённого использования (л. д. 9).

Из представленных административным истцом Отдельновой ФИО1 документов следует, что принадлежащие ей на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для индивидуальной дачи», а также жилой дом с кадастровым номером , земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенные по адресу: <адрес>, находятся в одной территориальной зоне, и все четыре земельных участка фактически составляют единый массив.

Следует также отметить, что смежные земельные участки, принадлежащие другим землепользователям (собственникам), также имеют вид разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

При указанных обстоятельствах отказ администрации Ступинского муниципального района Московской области о приведении в соответствие вида разрешенного использования земельного участка Классификатору, а именно, в установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении - «для индивидуальной дачи», и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором, - «для ведения личного подсобного хозяйства», является незаконным, не основан на нормах действующего законодательства РФ, нарушает права и законные интересы административного истца, препятствует использованию земельного участка в соответствии с видами разрешенного использования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Отдельновой ФИО1 к администрации Ступинского муниципального района Московской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, виду разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Обязать администрацию Ступинского муниципального района Московской области принять решение об установлении соответствия вида разрешённого использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером из земель населённых пунктов, с видом разрешённого использования «для индивидуальной дачи», расположенного по адресу: <адрес>, Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 года № 540, виду разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.В. Есин