ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2176/2022 от 26.08.2022 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2022 года город Ноябрьск ЯНАО

Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Рубцовой Ж.Н.,

с участием: представителя административных истцов ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2176/2022 по административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14, Пихало Г.Э., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 и ФИО20 к Администрации города Ноябрьска о признании отказа в переводе нежилых помещений незаконным,

установил:

административные истцы обратились в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что им на основании договоров купли-продажи принадлежат на праве собственности помещения в . Данное здание было построено ФИО21 на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ и введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Здание расположено на земельном участке площадью ... с кадастровым номером предоставленном ФИО21 на основании договора аренды для эксплуатации торгово-бытового комплекса на 49 лет. Данное здание не является многоквартирным домом. Вид разрешенного использования земельного участка – малоэтажная многоквартирная застройка. ДД.ММ.ГГГГ МВК принято заключение о непригодности помещения в данном доме для проживания. Часть недостатков изложенных в акте комиссии были устранены. Согласно строительно –техническому заключения эксперта дальнейшая эксплуатация объекта экспертизы с учетом несоответствия высоты потолков должна осуществляться с соблюдением общепринятых правил эксплуатации жилых помещений без особых ограничений. Выводы о возможности проживания людей в данном здании изложены в заключении ...ДД.ММ.ГГГГ представитель административных истцов обратился в администрацию с заявлением в котором просит рассмотреть вопрос о возможности перевода нежилого здания в многоквартирный дом, а нежилые помещения в здании перевести в жилые. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ исх. данное заявление оставлено без удовлетворения, поскольку указано на необходимость обращения за получением разрешения на строительство объекта капитального строительства. Просят признать данный отказ ответчика незаконным, поскольку действующее законодательство не предусматривает норм о переводе нежилых помещений в жилые здания и потому по аналогии необходимо применять положения главы 3 ЖК РФ. В силу ст. 23 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое, осуществляется органами местного самоуправления.

Административные истцы участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом, для участия в деле направили адвоката.

Представитель административных истцов ФИО1 в судебном заседании на иске настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что ответчиком в нарушении Закона «о порядке рассмотрения обращения граждан» не дан ответ по вопросу перевода помещений в жилые помещения.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая, что в оспариваемом уведомлении был дан ответ о том, что смена функционального назначения здания осуществляется в порядке, предусмотренном нормами ГрК РФ. Полагает, что данное уведомление не является отказом в переводе, а лишь разъясняет порядок, в котором необходимо обращаться с указанным вопросом.

Заинтересованное лицо ФИО21 в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.

Неявка в судебное заседание сторон и заинтересованных лиц в силу положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. ч. 2, 3 ст. 15 ЖК Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Требования к жилым помещениям установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Как следует из Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги в виде перевода нежилых помещений и в жилые и наоборот, утвержденного Постановлением Администрации г.Ноябрьск от 15 ноября 2019 года № П-864 (действующий на момент подачи обращения), данную муниципальную услугу предоставляет Администрация города Ноябрьска в лице управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ноябрьска. Основанием для начала оказания муниципальной услуги является поступление в Уполномоченный орган заявления (запроса) о предоставлении муниципальной услуги. Заявление о предоставлении муниципальной услуги предоставляется в свободной форме. Рекомендуемые формы заявления приведены в приложениях N 1, 2 к регламенту (п.2.12). Пунктом 2.15 Регламента предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), если право на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения); 3) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение; 4) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Результатом предоставления муниципальной услуги является одно из следующих уведомлений по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение": о переводе жилого помещения в нежилое помещение; о переводе нежилого помещения в жилое помещение; об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение; об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение.

В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов являются реконструкцией объекта.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов недвижимости осуществляется на основании разрешения на строительство. Документом, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном соответствии с проектной документацией, разрешением на строительство, разрешенным видом использования земельного участка является разрешение на ввод в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

При этом, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, порядок рассмотрения вопросов перевода нежилых зданий в жилые и помещений в жилые помещения предусмотрен законодательствам.

В свою очередь, порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).

Так, согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12 Закона).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2), в том числе путем обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц. Указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 21 (часть 1), которая, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 мая 1995 года N 4-П, требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отдел по работе с обращениями граждан Администрации г.Ноябрьск поступило заявление административных истцов в лице представителя ФИО12 с просьбой рассмотреть вопрос о возможности перевода нежилого здания площадью ... с кадастровым номером по адресу: многоквартирный дом, а нежилых помещений в данном здании – в жилые помещения. К заявлению были приложены копии доверенности представителей.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на указанное обращение заместителем главы Администрации г.Ноябрьск направлено сообщение , которое содержит разъяснение порядка рассмотрения вопроса перевода нежилого здания в многоквартирный дом путем обращения за разрешением на строительство объекта капитального строительства в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ноябрьск.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Орган местного самоуправления самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, суд не вправе обязать данный орган принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

С учетом вышеприведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административные истцы обратились с заявлением которое рассмотрено в пределах предоставленных полномочий, в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ и сроки с направлением заявителям ответа по существу поставленного в обращении вопроса.

Между тем, доводы стороны истца о том, что ответ предоставлен не в полном объеме, заслуживают внимания, поскольку фактически в обращении было поставлено два вопроса, а именно о возможности перевода здания в многоквартирный дом и перевода нежилых помещений в жилые помещения.

Тогда как административным ответчиком действительно нарушены положения закона в части не предоставления ответа по вопросу перевода нежилых помещений в жилые помещения.

С учетом изложенного, административный иск подлежит удовлетворению в части, с возложение на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления ответа по поставленному в обращении вопросу перевода нежилых помещений в жилые помещения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного производства РФ, суд

решил:

требования ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14, Пихало Г.Э., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 и ФИО20 удовлетворить в части.

Признать незаконными бездействие Администрации города Ноябрьска, выразившееся в не обеспечении рассмотрения обращения ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13, ФИО14 Пихало Г.Э., ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО22 ФИО20, в лице представителя ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, в части вопроса о возможности перевода нежилых помещений, расположенных – в жилые помещения.

Обязать Администрацию города Ноябрьска устранить допущенные нарушения путем предоставления ответа по поставленному в обращении вопросу о возможности перевода нежилых помещений, расположенных в – в жилые помещения.

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Кассационные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Председательствующий судья: ...

Мотивированное решение суда составлено «02» сентября 2022 года.

...