ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2177 от 02.12.2020 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-2177 /2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

02 декабря 2020 года г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Лемешко А.С.,

при секретаре – Луниной И.П.,

с участием истца – Иловайской ФИО10.,

представителя истца – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Иловайской ФИО10 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица ФИО3 ФИО10, ФИО3 ФИО10 о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации незаконным, понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 ФИО10. обратилась в суд с административным иском к ответчику Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит признать незаконным уведомление ответчика от 23.07.2020 о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении здания – блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, обязать ответчика повторно рассмотреть заявление истца от 07.07.2020 № 91/001/019/2020-1300 (92-0-1-11/3019/2020-873) о государственной регистрации права на указанное недвижимое имущество. Исковые требования обоснованы тем, что ФИО2 ФИО10. является собственником 12/25 долей дома с надворными постройками по адресу: <адрес>, сособственниками 13/25 долей указанного дома являются ФИО3 ФИО10 и ФИО3 ФИО10 Решением Нахимовского районного суда г.Севастополя от 17.02.2020 прекращено право общей долевой собственности Иловайской ФИО10. на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, выделена доля Иловайской ФИО10. в натуре соразмерно 12/25 принадлежащих ей долей указанного имущества, признано право собственности Иловайской ФИО10. на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., определен порядок пользования земельным участком по указанному адресу. Для осуществления государственной регистрации права собственности на выделенный блок жилого дома, истец обратилась к административному ответчику с соответствующим заявлением и необходимыми документами. 23.07.2020 административным ответчиком вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости, образованные в результате выдела на основании вступившего в законную силу решения суда, и с заявление о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на исходный объект недвижимости должны одновременно обратиться все участники общей долевой собственности. Административный истец полагает уведомление незаконным в связи с отсутствием у ответчика установленных законом оснований для отказа в регистрации права истца на недвижимое имущество, считает, что заявление лиц, право которых прекращено, при государственной регистрации права собственности Иловайской ФИО10. на выделенное ей имущество, не требуется.

Определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.10.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3 ФИО10, ФИО3 ФИО10.

Административный истец и её представитель в судебном заседании административный иск поддержали по изложенным в нем основаниям, просили исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик в судебное заседание явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дате, времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых против удовлетворения административного иска возражал по тем основаниям, что заявителем не соблюден досудебный порядок обжалования уведомления о приостановлении государственной регистрации права, кроме того, представленные заявителем документы не соответствуют установленным законом требованиям к оформлению технического плана и декларации об объекте недвижимости. Также административный ответчик указывает, что законом о регистрации в отношении объектов капитального строительства не предусмотрен способ образования «выдел». В соответствии с действующим законодательством, в случае если раздел/выдел осуществлены на основании решения суда, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости, образованные в результате выдела, и о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на исходный объект недвижимости должны одновременно обратиться все участники общей долевой собственности. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованные лица ФИО3 ФИО10., ФИО3 ФИО10 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка ответчика не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 23.07.2020, административное исковое заявление подано истцом 14.09.2020 года, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО2 ФИО10. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.12.1999, являлась собственником 12/25 долей дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности по которому зарегистрировано в ГКП БТИ и ГРОНИ г.Севастополя 02.09.2004 за реестровым №2754. Собственником оставшейся 13/25 долей жилого дома с надворными постройками являлся ФИО3 ФИО10. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 31.08.1995.

Как следует из государственного акта №309216 от 23.03.2011 сособственниками земельного участка площадью 367 кв.м. по адресу: <адрес>, целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) являются ФИО2 ФИО10. – 12/25, ФИО3 ФИО10. – 13/25 долей.

Наследниками первой очереди к имуществу ФИО3 ФИО10. являются супруга ФИО3 ФИО10, сын ФИО3 ФИО10, что установлено вступившим в законную силу решением Нахимовского районного суда г.Севастополя от 17.02.2020. Указанным решением прекращено право общей долевой собственности Иловайской ФИО10. на жилой дом и надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, выделена доля Иловайской ФИО10. в натуре соразмерно 12/25 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и надворные постройки. Признано право собственности Иловайской ФИО10. на блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящий из помещений: <данные изъяты>. Определен порядок пользования земельным участком площадью 0,0367 га, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №<данные изъяты>, выделен в пользование Иловайской ФИО10. земельный участок площадью 176,00 кв.м, фактическое расположение границ которого определено по приведенным в резолютивной части решения суда точкам и в указанных координатах.

07.07.2020 ФИО2 ФИО10., в лице своего представителя, обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя с заявлением №92-0-1-11/3019/2020-873 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и заявлением №91/001/019/2020-1300 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество – здание, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно описи документов 91/001/019/2020-1300 от 07.07.2020 к указанным заявлениям приложены документы: доверенность от 02.07.2020, технический план здания, записанный на оптический компакт-диск, решение Нахимовского районного суда г.Севастополя от 17.02.2020, квитанция на сумму 2000 рублей.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного реестра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В силу ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права закреплены в ч.2 ст. 14 указанного закона.

В силу п.3 ч.1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 23.07.2020 года №09201000131077309201000118503691/001/019/2020-13004 Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении здания – блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с несоответствием формы и содержания документов, представленных для осуществления государственной услуги в отношении указанного здания, требованиям законодательства РФ.

Согласно ч.7 ст. 26 указанного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 4 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости.

Согласно п. 55 Приложения №2 к Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», на Схеме расположения объекта недвижимости на земельном участке отображаются: 1) границы земельного участка (земельных участков), его (их) частей; 2) контур здания (части здания), сооружения (части сооружения), объекта незавершенного строительства, в отношении которого проводятся кадастровые работы; 3) необходимые обозначения.

Согласно представленным административным ответчиком материалам регистрационного дела в отношении здания – блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, схема расположения указанного объекта недвижимости на земельном участке не содержит инженерные зоны (части) объекта. Таким образом, содержание представленных административным истцом в уполномоченный орган документов противоречат установленным законом требованиям, что является основанием для приостановления осуществления государственной услуги.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

Согласно положениям ст. 41 Федерального закона, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводами административного ответчика, изложенными в представленных возражениях, о том, что выдел одной изолированной части жилого дома, представляющей собой блок жилого дома блокированной застройки, в качестве самостоятельного здания без одновременного выдела иных аналогичных изолированных частей здания и, соответственно, без снятия с государственного кадастрового учета и государственной регистрации и прекращения прав на исходный (общий) объект недвижимого имущества, не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации.

Законом о регистрации в отношении объектов капитального строительства (в том числе жилых домов) не предусмотрен способ образования «выдел» (выдел доли в натуре в счет доли в праве общей собственности). Таким способом могут образовываться исключительно земельные участки.

Как отражено в письме Минэкономразвития России от 07.08.2019 № ОГ-Д23-7281, исходя из положений пунктов 1 – 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1, пунктов 5, 7 части 2 статьи 14, пункта 3 части 1, части 8 статьи 15, пунктов 3, 5 части 1 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 41, части 1 статьи 58 Закона о регистрации, пункта 52, абзаца 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров» в случае раздела объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, между ее участниками, либо в случае выдела доли участника долевой собственности из общего имущества, если раздел/выдел осуществлены на основании вступившего в законную силу решения суда, с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образованные в результате раздела/выдела, и с заявлениями о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на исходный (общий) объект недвижимости должны одновременно обратиться все участники общей долевой собственности (лично, уполномоченные представители, судебный пристав-исполнитель – при уклонении участника (участников) общей долевой собственности от исполнения решения суда – от имени такого (таких) участника (участников).

Согласно описи документов 91/001/019/2020-1300 от 07.07.2020 к представленным административным истцом в уполномоченный орган заявлениям приложено решение Нахимовского районного суда г.Севастополя от 17.02.2020, которым прекращено право общей долевой собственности Иловайской ФИО10. на жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес>, признано за ней право собственности на выделенный блок жилого дома блокированной застройки, площадь. <данные изъяты> кв.м.

При этом указанным решением суда не прекращено право общей долевой собственности на указанный объект у правообладателей остальной части исходного домовладения с последующим признанием за ними права собственности на выделенный блок жилого дома, указанные лица одновременно с Иловайской ФИО10. в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности не обращались, доказательств обратного суду представлено не было.

Таким образом, суд установил, что при обращении Иловайской ФИО10. в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, административным истцом не были соблюдены требования действующего законодательства, что послужило основанием для приостановления административным ответчиком осуществления государственной услуги на основании ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Суд полагает, что решение ответчика в виде уведомления от 23.07.2020 о приостановлении государственной регистрации права собственности в отношении здания – блок жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является обоснованным и принятым в соответствии с законом, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Иловайской ФИО10 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации незаконным, понуждении совершить определенные действия - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2020 года.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя А.С. Лемешко