Дело № 2а-2177/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2018 года г.Владимир
Ленинский районный суд города Владимира в составе:
председательствующего судьи Пискуновой И.С.,
при секретаре Устиновой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
представителя административного ответчика МИФНС России № 12 по Владимирской области ФИО2,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица
УФНС по Владимирской области ФИО3,
действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к межрайонной ИФНС России №12 по Владимирской области о признании незаконным решения налогового органа об отказе в списании недоимки по налогам,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным иском к межрайонной ИФНС России №12 по Владимирской области (далее – МИФНС России №12 по Владимирской области) о признании незаконным решения налогового органа об отказе в списании недоимки по налогам.
Административные исковые требования мотивировал тем, что является собственником транспортных средств, ряда объектов недвижимости и земельных участков, являющихся объектами налогообложения. В соответствии с налоговым уведомлением №153986285 от 12.10.2017 года налоговым органом ему исчислены поимущественные налоги за 2015, 2016 годы, а также произведен перерасчет транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2014 года, который необходимо было оплатить до 01.12.2017 года.
Полагая, что недоимка по налогам за 2014 год подпадает под действие п.1 ст.12 Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» и является безнадежной к взысканию, как образовавшаяся до 01.01.2015 года, административный истец ФИО4 обратился в МИФНС России №12 по Владимирской области с заявлением о её списании.
Решением МИФНС России №12 по Владимирской области от 21.05.2018 года №09-04/1837/ЗГ, оставленным без изменения решением УФНС по Владимирской области от 09.06.2018 года в списании сумм недоимки по налогам за 2014 год было отказано, что послужило основанием для обращения с настоящим административным иском.
Выражая несогласие с решением налогового органа, административный истец ФИО4 ссылается на то, что налоговым органом неверно истолкованы положения Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017 года, по смыслу которых контрольной датой 01.01.2015 года федеральный законодатель определил налоговые периоды, налоговые начисления за которые подлежат списанию без учета сроков оплаты.
На основании изложенного, административный истец ФИО4 просит признать незаконным отказ МИФНС России №12 по Владимирской области в списании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество за 2014 года, выраженный в письме №09-04/1837/ЗГ от 21.05.2018 года.
В ходе рассмотрения административного дела определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС России по Владимирской области.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по месту регистрации. Однако судебное извещение возвращено организацией связи по истечении срока хранения, что свидетельствует о неполучении извещения по зависящим от административного истца причинам и позволяет признать его надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
По тем же основаниям представитель административного истца ФИО1 поддержал административные исковые требования в судебном заседании, полагая, что образовавшая у ФИО4 задолженность по налогам за 2014 год подлежит списанию как безнадежная к взысканию в силу положений п.1 ст.12 Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ».
Представители административного ответчика МИФНС России №12 по Владимирской области ФИО2 и заинтересованного лица УФНС России по Владимирской области ФИО3 с административным иском не согласились. Возражения мотивировали тем, что в соответствии со ст.12 Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017 года «О внесении изменений в часть первую и вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 года. Силу положений п.1 ст.11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Поскольку срок уплаты по имущественным налогам за 2014 год установлен до 01.10.2015 года, то есть после 01.01.2015 года, положения ст.12 Федерального закона №436-ФЗ от 28.12.2017 года на недоимку по налогам и пени за 2014 год не распространяются, в связи с чем, списанию как безнадежная к взысканию она не подлежит.
С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие административного истца ФИО4.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подп.5 п.3 ст.44 НК РФ).
28.12.2017 года принят Федеральный закон №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 года №436-ФЗ), частью 1 статьи 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Частью 3 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ предусмотрено, что решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Установлено, что административный истец ФИО4 состоит на налоговом учете в МИФНС России №12 по Владимирской области №.
Являясь собственником ряда объектов недвижимости, земельных участков и транспортных средств, ФИО4 является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Налоговым органом ФИО4 были исчислены имущественные налоги на 2014 года и направлены налоговые уведомления №660927 от 19.03.2015 года, №797476 от 08.04.2015 года, №6182951 от 14.04.2015 года о необходимости уплатить транспортный налог с учетом перерасчета в размере 66053 рублей, земельный налог в размере 4389 (653+3736) рубля, налог на имущество 231655 (230762+893) рублей в срок до 01.10.2015 года.
В дальнейшем, налоговым органом административному истцу исчислены поимущественные налоги за 2016 год, а также произведен перерасчет транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы и направлено налоговое уведомление №153986285 от 12.10.2017 года о необходимости уплатить транспортный налог в размере 138328 рублей, земельный налог 26488 рублей 42 копейки и налог на имущество физических лиц 741170 рублей в срок до 01.12.2017 года. Перечень объектов налогообложения, по которым начислены налоги и произведен перерасчет, приведен в налоговом уведомлении (л.д.11-14).
26.04.2018 года ФИО4 обратился в МИФНС России №12 по Владимирской области с заявлением, в котором наряду с иными требованиями, просил признать безнадежной к взысканию и списать задолженность, указанную в налоговом уведомлении от 12.10.2017 № 153986285, по земельному налогу в размере 4465 рублей, транспортному налогу в размере 77720 рублей и налогу на имущество физических лиц в размере 279812 рублей за 2014 год.
Рассмотрев заявление налогоплательщика, МИФНС России № 12 по Владимирской области, письмом от 21.05.2018 № 09-04/1837/ЗГ отказала ФИО4 в осуществлении действий по списанию задолженности по налогам за 2014 год, ссылаясь на то, что указанная задолженность по сроку уплаты до 01.10.2015 года не является безнадежной к взысканию (л.д.6).
Не согласившись с полученным отказом, ФИО4 воспользовался правом обжалования решения МИФНС России №12 по Владимирской области от 21.05.2018 года в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Владимирской области от 29.06.2018 года №13-15-06/1078/ЗГ жалоба ФИО4 отклонена (л.д.6-10).
Обращаясь с настоящим административным иском и указывая на незаконность решения МИФНС России № 12 по Владимирской области об отказе в списании задолженности как безнадежной к взысканию, ФИО4 полагает, что положения п.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-Ф3 распространяются, в том числе, на недоимку по транспортному налогу, земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц за 2014 год.
Между тем, административный истец неверно трактует положения указанного Федерального закона, которые подлежат применению с учетом нормативных положений НК РФ.
В силу абз.2 п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, при этом налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В соответствии с ч.3 ст.363, ч.2 ст.409, ч.3 ст.396, ч.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ч.1 ст.363, ч.1 ст.397 НК РФ ( в ред. от 02.12.2013 N 334-ФЗ), ч.1 ст.409 (в ред. от 04.10.2014 №284-ФЗ) транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежал уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, установлены ст.11 НК РФ.
Согласно ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога, сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как указывалось выше, положениями ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-Ф3 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежит списанию недоимка по имущественным налогам, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 года.
Таким образом, для реализации положений 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-Ф3 подлежит установлению дата образования недоимки, которая определяется моментом неисполнения обязанности по уплате налога в установленный законом срок.
Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении. Следовательно, по состоянию на 01.01.2015 у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году.
Учитывая, что обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год установлена до 01.10.2015 года, недоимка, образовавшаяся в связи с неисполнением обязанности по уплате указанных налогов в установленный налоговым законодательством срок, не является безнадежной к взысканию и списанию на основании ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-Ф3 не подлежит.
С учетом изложенного, оспариваемым решением МИФНС России № 12 по Владимирской области от 21.05.2018 года ФИО4 обоснованно отказано в списании как безнадежной к взысканию задолженности по транспортному налогу за 2014 года в сумме 77720 рублей и по налогу на имущество физических лиц за 2014 года в сумме 279812 рублей. При этом в упомянутом решении обращено внимание заявителя на то, что задолженность по земельному налогу за указанный налоговый период у него отсутствует.
Доводы административного искового заявления ФИО4 основаны на ошибочном толковании действующего налогового законодательства и не свидетельствуют о незаконности решения налогового органа, принятого в пределах предоставленных полномочий и в установленном законом порядке.
Исходя из взаимосвязанных положений ч.1 ст. 218, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, признание незаконными решений налогового органа возможно при несоответствии их закону, сопряженному с нарушением прав, свобод и законных интересов гражданина либо с созданием препятствий к их осуществлению и реализации.
Поскольку совокупность таких условий по настоящему делу не установлена, суд приходит к выводу об отказе ФИО4 в административных исковых требованиях в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В административном иске ФИО4 к межрайонной ИФНС России №12 по Владимирской области о признании незаконным решения налогового органа от 21.05.2018 года об отказе в списании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014 год, - отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.С. Пискунова
Мотивированное решение принято 10.09.2018 года