ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2177/2018 от 31.05.2018 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-2177/2018

Изготовлено 31.05.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 11 мая 2018 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Зубковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области о признании бездействия незаконным,

установил:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (далее также – УФССП России по Ярославской области), просил:

- признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившиеся в игнорировании требований ст.2 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.5, пунктов 1, 3 ч.1, ч.4 ст.10, ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

- возложить на административного ответчика обязанность дать ответ на обращение в соответствии с требованиями Федерального законодательства, обязанность прекратить игнорирование требований Федерального законодательства в части своевременного, объективного и всестороннего рассмотрения обращений граждан;

- взыскать с административного ответчика возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование требований указаны следующие обстоятельства. ФИО1 30.11.2017 года через сайт УФССП России по Ярославской области обратился в данный орган с жалобой на действия сотрудников службы судебных приставов, обращение зарегистрировано 30.11.2017 года с присвоением идентификационного номера 223248311926. Впоследствии 21.12.2017 года административным истцом получен ответ №76918/17/23942, из которого следовало, что доводы, изложенные в жалобе, проверяются. При проверке 25.01.2017 года на официальном сайте УФССП России по Ярославской области статуса указанного обращения административный истец обнаружил информацию о том, что обращение исполнено. При этом, ответ по существу содержавшихся в обращении вопросов ФИО1 не получен.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник отдела по работе с обращениями граждан УФССП России по Ярославской области ФИО2, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее также – УГИБДД УМВД России по Ярославской области).

ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что ответ на обращение от 30.11.2017 года им не получен.

УФССП России по Ярославской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. От представителя УФССП России по Ярославской области по доверенности ФИО3 в суд поступил письменный отзыв на административное исковое заявление об отказе в удовлетворении требований, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. Из отзыва следует, что УФССП России по Ярославской области на основании плана мероприятий по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ярославской области на 2017-2019 годы, утверждённого губернатором области 30.12.2016 года, совместно с налоговыми органами и органами ГИБДД Ярославской области организовано межведомственное взаимодействие по проведению рейдовых мероприятий по взысканию с автовладельцев задолженности по имущественным налогам с физических лиц и административных штрафов за нарушение правил дорожного движения с имеющейся задолженностью свыше 10 000 рублей, установлению имущества должников, а также с целью выявления должников, находящихся в розыске в рамках исполнительного производства, с применением фоторадарного комплекса измерений скорости движения транспортных средств «КРИС П». Данные мероприятия проводятся ежемесячно в соответствии с установленным планом мероприятий в заранее согласованны с их участниками местах. УФССП России по Ярославской области 30.11.2017 года совместно с органами ГИБДД УМВД России по Ярославской области проводилась акция по установлению машин, находящихся в розыске. В тот же день от ФИО1 поступило обращение из электронной приемной ФССП России исходящий №223248311926 в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" по вопросу о нарушении работником УФССП России по Ярославской области правил дорожного движения. Заявитель обратил внимание, что водителем автотранспортного средства «Газель» с цветографическими схемами ФССП совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.12.33 КоАП РФ, требовал установить водителя, привлечь его к дисциплинарной ответственности. УФССП России по Ярославской области данное обращение ФИО1 рассмотрено в установленные законом сроки, заявителю по почтовому адресу и адресу электронной почты 21.12.2017 года направлен ответ №76918/17/23942 по факту, изложенному в обращении, указано, что проводится проверка. При подгрузке ответа на электронное обращение на официальный сайт ФССП России автоматически устанавливается статус «исполнено». УФССП России по Ярославской области в ГИБДД УМВД России по Ярославской области запрошена информация об указанном правонарушении, установлено, что аналогичное обращение ФИО1 поступило на официальный сайт УМВД России по Ярославской области 01.12.2017 года за №R76М11719095. Данное обращение органами ГИБДД рассмотрено, 22.12.2017 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.19 КоАП РФ, о чем сообщено заявителю.

Заинтересованное лицо ФИО2, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отношение к заявленным требованиям не выразило, об отложении дела слушанием не ходатайствовало.

Заинтересованное лицо УГИБДД УМВД России по Ярославской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, об отложении дела слушанием не ходатайствовало.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 4, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела, следует, что установленный законом срок на обращение в суд с указанным выше административным исковым заявлением ФИО1 не пропущен.

Судом установлено, что 30.11.2017 года ФИО1 с использованием официального сайта ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» направил в УФССП России по Ярославской области обращение по вопросу о нарушении водителем автомобиля «Газель», имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы ФССП России, требований пунктов 12.4, 12.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, при осуществлении стоянки на автомобильном мосту через реку Которосль в г.Ярославле. Данному обращению присвоен номер 223248311926.

УФССП России по Ярославской области в адрес административного истца направлено письмо от 21.12.2017 года №76918/17/23942, в котором указано, что названное обращение рассмотрено, изложенные в нем доводы проверяются.

Иные ответы по результатам рассмотрения обращения от 30.11.2017 года №223248311926 УФССП России по Ярославской области в адрес ФИО1 не направлялись.

В силу требований ст.33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с п.1 ст.4 указанного Федерального закона под обращением гражданина (далее также – обращение) понимаются – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В силу требований п.3 ст.5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч.5.1 ст.11 данного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с пунктами 1, 3-5 ч.1 ст.10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 данного Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч.1.1 данной статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст.10 указанного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч.1 ст.12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

В силу требований ч.3 ст.7 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном данным Федеральным законом.

Административным ответчиком не представлено доказательств совершения сотрудниками УФССП России по Ярославской области в установленный законом срок действий по всестороннему, своевременному рассмотрению вышеназванного обращения ФИО1, проверке содержащихся в данном обращении доводов, а также доказательств направления заявителю уведомления о продлении срока рассмотрения обращения. Ответ по существу поставленных в обращении вопросов административному истцу не направлен, письмо от 21.12.2017 года №76918/17/23942 за подписью начальника отдела по работе с обращениями граждан УФССП России по Ярославской области таким ответом не является, так как не содержит сведений о результатах проверки.

Доказательств направления УФССП России по Ярославской области указанного обращения ФИО1 на рассмотрение в УГИБДД УМВД России по Ярославской области в соответствии с компетенцией данного органа, а также доказательств уведомления ФИО1 о таком направлении в материалы дела не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что уведомление УГИБДД УМВД России ФИО1 о результатах рассмотрения поступившего в данный орган обращения, содержащего доводы, аналогичные доводам обращения от 30.11.2017 года №223248311926, не освобождает УФССП России по Ярославской области от обязанности дать ФИО1 письменный ответ по существу поставленных в обращении от 30.11.2017 года вопросов.

Допущенное административным ответчиком бездействие нарушает указанные выше требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и закрепленное Конституцией Российской Федерации право административного истца на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ в случае признания судом оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия УФССП России по Ярославской области, выразившегося в непринятии мер по рассмотрению обращения ФИО1 от 30.11.2017 года №223248311926 и в ненаправлении заявителю ответа по существу поставленных в данном обращении вопросов.

С учетом характера допущенного нарушения, отсутствия сведений о его устранении суд полагает необходимым возложить на УФССП России по Ярославской области обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение ФИО1 от 30.11.2017 года №223248311926 в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и направить заявителю письменный ответ по существу поставленных в данном обращении вопросов, а также сообщить в Кировский районный суд города Ярославля об исполнении судебного решения в течение месяца со вступления его в законную силу.

В остальной части административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании ст.111 КАС РФ УФССП России по Ярославской области в пользу ФИО1 подлежит взысканию возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд,

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, выразившееся в непринятии мер по рассмотрению обращения ФИО1 от 30.11.2017 года №223248311926 и в ненаправлении заявителю ответа по существу поставленных в данном обращении вопросов.

Возложить на Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение ФИО1 от 30.11.2017 года №223248311926 в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и направить заявителю письменный ответ по существу поставленных в данном обращении вопросов, а также сообщить в Кировский районный суд города Ярославля об исполнении судебного решения в течение месяца со вступления его в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области в пользу ФИО1 возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья М.Г. Соболевский