УИД: 36RS0006-01-2022-002434-17
Дело № 2а-2177/2022
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зернова Игоря Александровича к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Керимовой А.А., УФССП России по Воронежской области:
- о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 12.01.2022,
- о возложении обязанности устранить нарушения,
У с т а н о в и л :
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Керимовой А.А. №-ИП от 12.01.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Взыскателем по исполнительному производству является администрация городского округа город Воронеж, должником Зернов И.А. Предмет исполнения: взыскание процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами за период с 23.06.2020 по 18.09.2020 в сумме 82881,27 руб. Производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 19.09.2020 по день фактической оплаты долга Зерновым И.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, начисленной на сумму фактической задолженности за каждый день просрочки.
Зернов А.И. обратился с заявленными административными исковыми требованиями в суд, указывая, что исполнительное производство возбуждено незаконно, так как взыскатель не предъявлял исполнительный документ к принудительному исполнению.
Исполнительный документ – исполнительный лист, предъявлен к исполнению лицом, не наделенным правом предъявления исполнительного документа к исполнению.
В судебном заседании административный истец Зернов И.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Керимова А.А. в судебное заседание не явилась. Причина неявки признана судом неуважительной. Судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель заинтересованных лиц Администрации городского округа город Воронеж, Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Фаляхиева Д.С., просила отказать в удовлетворении заявленных требований как необоснованных. Суду предоставлены письменные возращения. Обращала внимание суда, что вступившим в законную силу решением суда взысканы денежные средства в пользу администрации городского округа город Воронеж. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, которая своими действиями от имени муниципального образования осуществляет права и обязанности. Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж входит в структуру администрации городского округа и является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа. Настаивала на том, что наличие у структурного подразделения статуса самостоятельного юридического лица не лишает права органа на предъявление к исполнению и исполнения исполнительных документов.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
По общему правилу, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Законом (часть 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
При этом к исполнительным документам в силу пункта 6 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве относятся судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Перечень оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства установлен в части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Керимовой А.А. №-ИП от 12.01.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Взыскателем по исполнительному производству является администрация городского округа город Воронеж, должником Зернов И.А.
Как следует из оспариваемого постановления, исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного документа – исполнительного листа № от 15.12.2021, выданного Центральным районным судом города Воронежа по делу №, вступившего в законную силу 29.06.2021.
Предмет исполнения: взыскание процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами за период с 23.06.2020 по 18.09.2020 в сумме 82881,27 руб. Производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 19.09.2020 по день фактической оплаты долга Зерновым И.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3, исходя их ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период, начисленной на сумму фактической задолженности за каждый день просрочки.
Исполнительный документ предъявлен к исполнению на основании заявления от 21.12.2021 № 381-УФБП начальника Управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж.
В заявлении содержится информация о том, что Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на основании Положения, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2021 N 905-III, является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж.
Согласно пункту 4 части 1 указанной статьи судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего федерального закона.
Предъявленный представителем взыскателя судебному приставу-исполнителю исполнительный лист отвечал требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав-исполнитель, установив, что для исполнения предъявлен исполнительный документ и заявление взыскателя, а также отсутствуют иные основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, принял оспариваемое решение – постановление о возбуждении исполнительного производства.
Административный истец утверждает о том, что исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению неуполномоченным лицом.
Оценивая доводы сторон, суд принимает во внимание следующие положения действующего законодательства.
Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. ст. 44, 47 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа и к ее компетенции, в числе прочего, отнесено исполнение полномочий местного самоуправления по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции городской Думы и иных органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области.
При этом финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж входит в структуру администрации городского округа и согласно ст. 45 Устава является органом администрации.
Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012, решение Воронежской городской Думы от 09.09.2009 г. N 239-II, утратило силу и утвердило Положение об Управлении финансово-бюджетной политики администрации городского округа г. Воронеж (л.д. 24 - 29), которое является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (п. 1.1).
Органы администрации городского округа могут наделяться правами юридического лица (часть 2 статьи 45 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 г. N 150-I).
Так, решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 года N 905-III "О наделении правами юридического лица Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж" Управление наделено правами юридического лица.
Статья 31 вышеназванного Закона содержит исчерпывающий перечень случаев вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, в том числе, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя (п. 1 ч. 1).
Установив, что в силу действующих норм законодательства исполнительный лист предъявлен к исполнению должностным лицом – законным представителем уполномоченного органа администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для принятия решения для возбуждения исполнительного производства, так как для исполнения предъявлены исполнительный документ и заявление взыскателя.
При этом следует отметить, что оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства принято в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя, нарушений порядка его принятия не установлено, основания для возбуждения исполнительного производства имелись, поскольку исполнительный лист соответствовал установленным требованиям, и был предъявлен на исполнение по месту совершения исполнительных действий уполномоченным лицом вместе с соответствующим заявлением; срок предъявления исполнительного листа к исполнению не истек.
Предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось и в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Следует отметить, что обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, по делам рассматриваемой категории частью 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на лицо, обратившееся в суд.
Вместе с тем, административным истцом не указано, какие права должника были нарушены оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя, не доказан факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, подлежащих судебной защите.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным, поскольку отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий, решений судебного пристава-исполнителя.
Установив, что оспариваемое решения является законным и не нарушает прав административного истца, суд также отказывает в удовлетворении требования о восстановлении нарушенного права Зернова И.А.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Зернова Игоря Александровича к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области Керимовой А.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от 12.01.2022, о возложении обязанности устранить нарушения оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.С. Шумейко