ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2178/19 от 10.09.2019 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 10 сентября 2019 года

дело №2а-2178/2019

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи Хромовой С.А.,

при секретаре Палтыреве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области к Межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы №9 управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тюменской области о признании незаконными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и представления в части,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области обратились в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы №9 управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тюменской области о признании незаконными предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и представления в части. Требования административного иска мотивированы тем, что по результатам проведения плановой, выездной проверки в отношении администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, проведенной межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, указанные в п. 1-8 Акта проверки № 51 от 26.04.2019, в том числе нижеследующие: п.4 - 27-й км а/д Тюмень – Салаирка на перекрестке ул. Лесной и объездной а/д не обеспечена очистка территории от горючих отходов и сухой растительности (складирование сухой растительности остатки веток деревьев и травы); п.6 - отсутствует к пожарному водоему подъезд с площадкой (пирсом) твердым покрытием, размерами не менее 12Х12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. Туринский; п.7 - звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации находится в неисправном состоянии; п.8 - территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрированных граждан). На основании установленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, в отношении должностного лица – Главы администрации Новотарманского МО ФИО1 был составлен протокол № 70 об административном правонарушении от 26.04.2019 которым указанное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, вынесено предписание №51/1/1, согласно которого администрации Новотарманского МО необходимо устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, срок исполнения – устранения нарушений – 02.09.2019. Также Главе Администрации Новотарманского МО выдано представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29.04.2019. Считают предписание № 51/1/1 от 26.04.2019, представление № 70 от 29.04.2019 в части (в отношении пунктов № 4,6,7,8 указанных документов, а в отношении п. 5 в части указанного срока устранения нарушений) незаконными, нарушающими права и законные интересы администрации Новотарманского МО в части полномочий и бюджета муниципального образования, и не соответствующими законодательству Российской Федерации. Место, указанное в п. 4 Акта находится в охранной зоне кабельной линии связи, владельцем которых администрация Новотарманского МО не является. Исходя из имеющихся сведений, владельцем данной линии является ОАО «Ростелеком». В отношении данной линии связи действуют Правила охраны линий и сооружений связи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 согласно которым: - трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии силами предприятий, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации. Пункт 5 Акта: территория новой застройки ИЖС п. Новотарманский на границе с д. Молчанова не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, проживает 78 человек 32 двора, срок устранения данного нарушения 02.09.2019. В целях обеспечения наличием запасов воды для целей пожаротушения территории, администрацией Новотарманского МО 05.10.2018 было получено решение Департамента имущественных отношений Тюменской области № 2052-з-ТР «О предварительном согласовании предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под земельные участки (территории) общего пользования (коммунальное обслуживание) – для размещения пожарной емкости для целей пожаротушения. 27.12.2018 администрацией Новотарманского МО было получено уведомление Управления Росреестра по Тюменской области о приостановлении «постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без государственной регистрации прав», согласно которому кадастровый учет в отношении указанного земельного участка приостановлен. В настоящее время замечания устранены, документы переданы в Управление Росреестра по Тюменской области. Таким образом, администрацией муниципального образования предпринимаются необходимые действия по обеспечению наличием запаса воды для целей пожаротушения, однако, учитывая, что без оформления документов на земельный участок, отсутствует возможность установить пожарную емкость, считают, что срок устранения необходимо установить более длительный - до 01.09.2020. По пункту 6 Акта: органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12Х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В рассматриваемом случае искусственный пожарный водоем (пожарная емкость) в п. Туринский Новотарманского МО находится в начале улицы Строителей, которая включена в Реестр автомобильных дорог Новотарманского МО как автомобильная дорога общего пользования местного значения в границах населенного пункта. Право муниципальной собственности не зарегистрировано. Площадка с твердым покрытием, размерами не менее 12Х12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время, может быть обустроена в рамках капитального ремонта указанной автомобильной дороги, что к компетенции администрации Новотарманского МО не относится. Пункт 7 акта: звуковая система оповещения населения (третья система С – 40) о чрезвычайной ситуации находится в неисправном состоянии. В целях оповещения людей при пожаре или иной чрезвычайной ситуации в д. Молчанова Новотарманского МО по адресу: <...>, установлена сирена С-40С, инвентарный номер 001907110109478. Данная сирена находится в исправном состоянии, периодически проводится ее техническое обслуживание. В целях запуска сирены в автоматическом режиме было установлено соответствующее оборудование (передано в администрацию Новотарманского МО по акту № АТ 000070 о приеме – передаче объектов нефинансовых активов от 11.04.2019. 22.04.2019 администрацией Новотарманского МО с ПАО «Ростелеком» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию средств оповещения населения в Новотарманском МО, с целью обеспечения бесперебойного функционирования ОСО РАСЦО ТО в Новотарманском МО. В период проведения проверки осуществлялась настройка оборудования, в связи с чем, не была запущена ни в автоматическом, ни в ручном режиме. Пункт 8: территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрированных граждан). В д. Решетникова Новотарманского МО имеется пожарная емкость для забора воды в любое время года, емкостью 50 куб. установленная в <...> район д. 80. Основная часть объектов защиты из 106 домов обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения. Новая застройка ИЖС в д. Решетникова в настоящее время является малозастроенной, представляет собой практически пустое поле, активное строительство жилых домов и иных объектов не ведется. В связи с чем, считают что д. Решетникова (новая застройка ИЖС) подлежит обеспечению запасов воды для целей пожаротушения в перспективном периоде (по мере строительства жилых домов или иных объектов). Данные мероприятия администрацией Новотарманского МО будут спланированы на перспективу. В связи с этим, административный истец просит признать незаконным предписание № 51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 16.04.2019, представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 29.04.2019 вынесенных Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы № 9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области в отношении администрации Новотарманского муниципального образования, в части пунктов 4,5,6,7,8.

Представитель административного истца – ФИО1, действующий на основании прав по должности, в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика – ФИО2, действующий по доверенности (л.д.51), возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.52-54), суду пояснил, что административным истцом были допущены нарушения, указанные в предписании и представлении. Просит в административном иске отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Судом установлено, что согласно плана плановых проверок в отношении органов местного самоуправления на 2019 год, на основании ст. 77 ФЗ 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 6.1., ст. 19 ФЗ №69 от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы №9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области было вынесено распоряжение № 51 от 18.03.2019 в отношении администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района с периодом проверки с 01.04.2019 по 26.04.2019 (л.д.60).

Актом проверки Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 26.04.2019 по результатам плановой проверки Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

-п. 4 - 27-й км а/д Тюмень – Салаирка на перекрестке ул. Лесной и объездной а/д не обеспечена очистка территории от горючих отходов и сухой растительности (складирование сухой растительности, остатки веток деревьев, травы). Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 п. 77, п. 19.

-п. 5 - Территория новой застройки ИЖС п. Новотарманский на границе с д. Молчанова не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, проживает 78 человек, 32 двора. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 п. 16.

-п. 6 - Отсутствует к пожарному водоему подъезд, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12Х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года п. Туринский. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 п. 80.

-п. 7 - Звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации в «новой ИЖС» п. Новотарманский в направлении Тюмень – Салаирка находится в неисправном состоянии. Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 п.16.

-п. 8 - Территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрировано граждан). Основание: Постановление правительства РФ № 390 от 25.04.2012 п.16 (л.д. 7,8). 26.04.2019 с указанным актом без замечаний ознакомлен глава администрации Новотарманского муниципального образования ФИО1

26.04.2019 в отношении Администрации Новотарманского Муниципального образования Тюменского района Тюменской области вынесено предписание № 51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты по предотвращению угрозы возникновения пожара, выявленных актом проверки Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 9 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области от 26.04.2019 в срок до 02.09.2019, в котором указаны нарушения, зафиксированные актом проверки и срок устранения данных нарушений (л.д. 9-10).

29.04.2019 в адрес Главы администрации Новотарманского МО ФИО1 вынесено представление № 70 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 11).

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконным и отмене предписания и представления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца.

Согласно ст.16 ФЗ РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки указываются: дата, время и место составления акта проверки; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; дата, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Судом установлено, что процедура проведения проверки, административным ответчиком соблюдена, акт составлен по форме, все необходимые сведения отражены в акте.

Указанные в акте проверки и предписании нарушения, допущенные администрацией Новотарманского МО, подтверждаются материалами плановой проверки, фотоматериалами.

Согласно п. 17(1), 19 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов устраивать свалки горючих отходов.

Как следует из п. 77 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уставленных п.4 акта проверки нарушений в границах земельного участка, принадлежащего иным лицам, административным истцом не представлено. Из представленных фотографий (л.л.85-87) невозможно установить границы земельного участка, кадастровый или межевой план данного участка не представлен. Наличие на участке линий связи не свидетельствует о том, что владельцем земельного участка является ОАО «Ростелеком».

Согласно ст. 19 Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Пунктом 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 07.03.2019) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") предусмотрено, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Учитывая, что указанные подъезды с твердым покрытием к водоисточникам предназначены для установки пожарных автомобилей, данные подъезды к строительству, ремонту дорог не относятся, доводы административного истца о том, что строительство указанного подъезда не относится к компетенции административного истца, суд считает необоснованным.

Согласно п.7 акта проверки, звуковая система оповещения населения (третья система С-40) о чрезвычайной ситуации в новой ИЖС п.Новотарманский в направлении Тюмень-Салаирка находится в неисправном состоянии.

Из представленного муниципального контракта от 22.04.2019, следует, что Администрация Новотарманского МО передала ПАО «Ростелеком» оборудование – сирена С-40С, установленное по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Новотарманское МО, <...> на эксплуатационно-техническое обслуживание (л.д.17-20). Суд приходит к выводу, что указанное в муниципальном контракте оборудование не является оборудованием, указанным в акте проверки. Каких-либо доказательств, подтверждающих работоспособность оборудования, указанного в акте проверки, административным истцом не представлено.

Согласно положениям ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

Актом проверки установлено, что территория д. Решетникова (новая застройка ИЖС) не обеспечена наличием запаса воды для целей пожаротушения, 106 домов (292 зарегистрировано граждан).

Судом установлено, что в д.Решетникова имеется пожарный водоем, однако учитывая значительное расстояние от данного водоема до территории новой застройки (около 2 км), суд считает, что в целях пожарной безопасности административному истцу обоснованно предписано обеспечить данный район наличием запаса воды для пожаротушения.

Доводы административного истца о невозможности исполнить п.5 предписания в установленный срок – до 02.09.2019, суд считает необоснованной; длительное оформление документов по отводу земельного участка под резервуар с водой, не является доказательством невозможности установить указанный резервуар с водой для пожаротушения в установленный срок.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. 218, 219, 221, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О пожарной безопасности", ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст.16 ФЗ РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Администрации Новотарманского муниципального образования Тюменского района Тюменской области к Межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы №9 управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Тюменской области о признании незаконными предписания №51/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в части пунктов 4,5,6,7,8 и представления №70 в части пунктов 4,5,6,7,8 – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья (подпись) Хромова С.А.