ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2178/19 от 14.11.2019 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2 а-2178/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Белореченск 14 ноября 2019 года

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: судьи Якимчика Д.И.

секретаря судебного заседания Архиповой Л.А.

с участием представителя адм. истца Ведрова А.В.

представившего диплом ВСГ 4753382 от 08.05.2010 г.

действующего по доверенности № 01/2019 от 01.07.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бондаренко Михаила Ивановича к межмуниципальному отелу по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным решения и обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, заинтересованные лица Администрация МО Белореченский район и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Адм. истец Бондаренко М.И. обратился в Белореченский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к адм. ответчику межмуниципальному отелу по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным решения и обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, заинтересованные лица Администрация МО Белореченский район и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Требования мотивированы тем, что постановлением главы Администрации МО Белореченский район № 1444 от 13.06.2019 г. предварительно согласовано Бондаренко М.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставление в аренду земельного участка площадью 4538 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский муниципальный район, Родниковское сельское поселение, <адрес>, категория - земли водного фонда, вид разрешенного использования - рыбоводство, кадастровый квартал , расположенного на землях водного фонда. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (территории). Срок действия настоящего постановления 02 (два) года. Постановление вступает в силу со дня его подписания, но не ранее вступления в силу решения совета муниципального образования Родниковского сельского поселения, в части установления соответствующей зоны (СХ-2) в отношении земельного участка, образуемого приложенной схемой. В августе 2019 г. заявитель обратился к кадастровому инженеру Шпаковой С.В., для оказания услуги по постановке на кадастровый учет данного земельного участка. 26.08.2019 г. Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра за № 23/19-187021 приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, поскольку при нанесении характерных точек границ на кадастровую карту выявлено, что образуемый земельный участок формируется в границах населенного пункта поселок Восточный Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края. В целях устранения причин приостановления необходимо привести в соответствии акт органа местного самоуправления об отнесении к определенной категории земель в соответствии с фактическим расположением образуемого земельного участка, предоставив срок для устранения до 26.11.2019 г. Бондаренко М.И. 25.09.2019 г. обратился в АМО Белореченский район для внесения изменения в вышеуказанное постановление главы. 15.10.2019 г. постановлением главы Администрации МО Белореченский район № 243 от 15.10.2019 г. на основании заявления Бондаренко М.И. внесены изменения в вышеуказанное постановление, а именно пункт 6 постановления изложить в следующей редакции: «6. Постановление вступает в силу со дня его подписания». 2. Постановление вступает в силу со дня его подписания. Повторно истец обратился к кадастровому инженеру Шпаковой С.В., для оказания услуги по постановке на кадастровый учет данного земельного участка, после устранения выявленных нарушений в уведомлении о приостановлении. 22.10.2019 г. Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра за № 23/19-235865 уведомило об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку при нанесении характерных точек границ на кадастровую карту выявлено, что образуемый земельный участок отнесен к категории земель -земли водного фонда. Тогда как при нанесении характерных точек границ на кадастровую палату выявлено, что образуемый земельный участок формируется в границах населенного пункта поселок Восточный Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края. Получив уведомление об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, административный истец считает данное уведомление (решение) незаконным и необоснованным. Просит суд признать незаконным решение (уведомление) Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22 октября 2019 года за № 23/19-235865 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Обязать Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью 4538 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский муниципальный район, Родниковское сельское поселение, поселок Восточный, категория - земли водного фонда, вид разрешенного использования-рыбоводство, кадастровый квартал 23:39:0703001, расположенного на землях водного фонда в соответствии с каталогом координат, входящего в состав межевого плана.

Представитель административного истца Бондаренко М.И. по доверенности Ведров А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Межмуниципального отдела по апшеронскому и Белореченским районам Миков И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и заблаговременно, обратился в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Администрации муниципального образования Белореченский район и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще и заблаговременно, причина их неявки суду не известна.

Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обращение административного истца связано с приостановлением, в осуществлении действий по государственному кадастровому учету земельного участка, при этом в котором, не указано и не конкретизировано, каким-образом либо каким способом, возможно устранить выявленные нарушения, то есть в полной мере оно не мотивированно.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено документально, постановлением главы Администрации МО Белореченский район № 1444 от 13.06.2019 г. предварительно согласовано Бондаренко М.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставление в аренду земельного участка площадью 4538 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский муниципальный район, Родниковское сельское поселение, поселок Восточный, категория - земли водного фонда, вид разрешенного использования - рыбоводство, кадастровый квартал , расположенного на землях водного фонда (л.д.14).

В августе 2019 г. заявитель обратился к кадастровому инженеру Шпаковой С.В., для оказания услуги по постановке на кадастровый учет данного земельного участка.

26.08.2019 г. Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра за № 23/19-187021 приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, поскольку при нанесении характерных точек границ на кадастровую карту выявлено, что образуемый земельный участок формируется в границах населенного пункта поселок Восточный Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края. В целях устранения причин приостановления необходимо привести в соответствии акт органа местного самоуправления об отнесении к определенной категории земель в соответствии с фактическим расположением образуемого земельного участка, предоставив срок для устранения до 26.11.2019 г. (л.д.8-10).

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ (О государственной регистрации недвижимости, орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Основанием для приостановления осуществления кадастрового учета является в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

25.09.2019 г. Бондаренко М.И. обратился в АМО Белореченский район для внесения изменения в вышеуказанное постановление главы.

15.10.2019 г. постановлением главы Администрации МО Белореченский район № 243 от 15.10.2019 г. на основании заявления Бондаренко М.И. внесены изменения в вышеуказанное постановление, а именно пункт 6 постановления изложить в следующей редакции:» 6. Постановление вступает в силу со дня его подписания». 2. Постановление вступает в силу со дня его подписания (л.д.7).

Повторно адм. истец Бондаренко М.И. обратился к кадастровому инженеру Шпаковой С.В., для оказания услуги по постановке на кадастровый учет данного земельного участка, после устранения выявленных нарушений в уведомлении о приостановлении.

22.10.2019 г. Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра за № 23/19-235865 уведомило об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, поскольку при нанесении характерных точек границ на кадастровую карту выявлено, что образуемый земельный участок отнесен к категории земель -земли водного фонда. Тогда как при нанесении характерных точек границ на кадастровую палату выявлено, что образуемый земельный участок формируется в границах населенного пункта поселок Восточный Родниковского сельского поселения Белореченского района Краснодарского края (л.д.12-13).

В силу ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Административный истец оспаривает решение административного ответчика, так как решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

Принимая во внимание часть 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации - поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии,

В соответствии со статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров в установленных водным кодексом Российской Федерации случаях) находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно пункту 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков, в данном случае идет речь о запрете на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии.

При этом в Водном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» содержатся нормы, которые предусматривают наличие земельных участков, на которых расположены такие водные объекты как пруд и обводненный карьер (статья 8 Водного кодекса, статья 7 Федерального закона от 3 июня 2006 года №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).

А также, согласно пункта 4 Приложения № 1 к приказу Минсельхоза России от 6 апреля 2019 года № 129 - не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для осуществления аквакультуры (рыбоводства), в том числе искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и акклиматизации водных биологических ресурсов.

Согласно пункта 7 Приложения № 2 к приказу Минсельхоза России от 6 апреля 2019 года №129 предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253, в государственный водный реестр вносятся сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.

Таким образом, законодательством Российской Федерации допускается образование земельного участка, в границах которого располагается водный объект, если границы земельного участка не пересекают береговой линии водоема, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о регистрации).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты и межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории)… (часть 2 стать 14 Закона о регистрации).

Установленные в судебном заседании обстоятельства являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Проанализировав представленные доказательства, суд установил, что решение межмуниципального отела по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, а также законные интересы административного истца, в связи с чем, требования Бондаренко М.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бондаренко Михаила Ивановича к межмуниципальному отелу по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, о признании незаконным решения и обязании осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, заинтересованные лица Администрация МО Белореченский район и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю удовлетворить.

Признать незаконным решение (уведомление) Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 22 октября 2019 года за № 23/19-235865 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Обязать Межмуниципальный отдел по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Росреестра Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, площадью 4538 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский муниципальный район, Родниковское сельское поселение, поселок Восточный, категория - земли водного фонда, вид разрешенного использования-рыбоводство, кадастровый квартал 23:39:0703001, расположенного на землях водного фонда в соответствии с каталогом координат, входящего в состав межевого плана.

Мотивировочная часть решения суда изготовлена 18 ноября 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий: подпись.