Дело № 2а-2179/2017
Решение
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего Варсанофьевой С.Г.,
при секретаре Смирнове И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о внесении изменений в градостроительные планы земельных участков,
установил:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском, с учетом уточнений, к Администрации Костромского муниципального района <адрес> о внесении изменения в п.1 градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами № путем приведения чертежа в соответствие с Формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр. и о внесении изменения в п.2.1 градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами № с указанием места допустимого размещения объекта капитального строительства, с учетом границ земельного участка, красных линий, охранных зон, минимального отступа от границ земельного участка в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований в заявлении об уточнении требований истцы, приведя положения ст. 44, ч.9 ст.31 ГрК РФ, ст.ст.7, 77 ЗК РФ, приложения к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, утвердившему Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, ч.13 ст.34 Федерального закона № 171-ФЗ, приложения к приказу Минрегионразвития РФ от 11.08.2006 № 93, указали, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540, для земельных участков сельскохозяйственного использования видом разрешенного использования является: Ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Оспариваемые градостроительные планы не соответствуют Форме градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2016 № 400/пр. Заполнение данной Формы является обязательным. Приложением к приказу Минрегионразвития РФ от 11.08.2006 № 93 утверждена Инструкция о порядке заполнения Формы градплана земельного участка. Оспариваемые градостроительные планы носят исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке названного земельного участка. Причем на стадии выдачи данного градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства. Градостроительный план, не устанавливая каких-либо прав и ограничений, прежде всего, фиксирует сведения, которые позволяют идентифицировать земельный участок, а также определить место его расположения по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Согласно введению ПЗЗ - Правила землепользования и застройки Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области являются нормативным правовым актом принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативно-правовыми актами, Уставом Самсоновского сельского поселения, в соответствии с положениями Генерального плана муниципального образования Самсоновское сельское поселение и др. Таким образом, ПЗЗ должны соответствовать всем указанным нормативным актам без исключения, в том числе приложению к приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, утвердившему Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. В случае противоречия или отсутствия в ПЗЗ определенных положений действующего законодательства, данные положения подлежат применению напрямую при реализации и применении положений ПЗЗ для которых они и принимались, включая изготовление градостроительного плана земельного участка. В нарушение указанных норм административный ответчик не выполнил требования действующего законодательства и выдал градостроительные планы земельных участков по содержанию не соответствующие обязательным требованиям законодательства.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО4 уточненные исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, прислала ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации Самсоновского сельского поселения в судебное заседание не явился, прислали ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что согласно информации администрации Костромского муниципального района Костромской области от <дата>№ земельные участки, принадлежащие административному истцу, находятся на землях сельскохозяйственного назначения, вид угодий - пашня. Данные сведения основываются на планово-картографических материалах, находящихся в администрации Костромского муниципального района. В соответствии с частями 6,7 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты для земель сельскохозяйственных угодий не устанавливаются. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения без перевода этих земель в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Департамент полагает, что принятие административным ответчиком оспариваемых правовых актов не повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, не создало препятствий к осуществлению его прав. Свобод и реализации законных интересов, не возложило на него каких-либо обязанностей, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. Дело просят рассмотреть в отсутствие их представителя.
Выслушав административного истца ФИО1, ее представителя ФИО4, представителя административного ответчика ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 226 КАС РФ предусматривает:
8. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежали земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства: кадастровый №, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый №, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №, площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
<дата>ФИО2 обратилась в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с заявлением о выдаче градостроительных планов указанных земельных участков. Распоряжениями администрации Костромского муниципального района Костромской области от <дата> №№ утверждены градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами № соответственно,
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья.
В силу пункта 1 статьи 79 названного Кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из представленных административным ответчиком документов, в том числе планово-картографических материалов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района подготовленных ...», согласованных в ... с начальником территориального отдела № Управления Роснедвижимости по Костромской области, с Главой администрации Самсоновского сельского поселения, с зав.отделом КИЗО администрации Костромского района, Генерального плана Самсоновского сельского поселения, Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Самсоновского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от <дата>№, следует, что земельные участки, принадлежащие в настоящее время ФИО1, с кадастровыми номерами № расположены на землях сельскохозяйственных угодий - пашнях. Данные земельные участки сформированы из земельных участков, приобретенных у граждан, получивших земельные участки в счет земельных долей при приватизации сельскохозяйственных угодий ...».
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии с п/п 1 п.3 ст.1 которого оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым в описании вида разрешенного использования земельного участка с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, указаны под кодом 1.7, 1.8 животноводство и скотоводство, предусматривающие, в том числе размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных.
Вместе с тем, пунктом 2 указанного приказа Минэкономразвития России установлено, что в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До <дата> орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
При таких обстоятельствах доводы, приведенные в уточненном исковом заявлении и в пояснениях в судебном заседании, в отношении применения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков к спорным правоотношениям в отношении земельных участков, разрешенное использование которых установлено задолго до дня его утверждения, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка в силу ч.5 указанной статьи устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ч.5 ст.44 ГрК РФ приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка.
С учетом приведенных выше обстоятельств суд приходит к выводу о том, что выданные ФИО2 градостроительные планы не противоречат ст.44 ГрК РФ и утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата>№/пр форме. Градостроительные планы подготовлены и выданы полномочным органом.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
При вынесении решения суд учитывает также, что по договору дарения от <дата>ФИО2 подарила спорные земельные участки с кадастровыми номерами №ФИО1, право собственности которой зарегистрировано в Управлении Росреестра <дата>. ФИО1 к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительных планов не обращалась.
Не могут служить основанием для удовлетворения иска и доводы ФИО1 о том, что межведомственной комиссией по повышению эффективности использования и оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Костромской области принято решение о разрешении ей строительства свинофермы. Из протокола заседания указанной комиссии от <дата>, из ответа ФИО1 первого заместителя губернатора области от <дата> следует, что по результатам рассмотрения данного вопроса принято коллегиальное решение о возможности строительства свинофермы на ... после включения земельного участка в границы населенного пункта, т.е. после изменения категории земельного участка. Вместе с тем с заявлением в соответствующие органы об изменении категории указанных земельных участков административные истцы не обращались.
То обстоятельство, что на одном из соседних участков, принадлежащем ФИО2, расположены электроопора, принадлежащая ... и газопровод, принадлежащий ...», не дает оснований считать, что изменена категория спорных земельных участков и на них разрешено строительство объектов.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Администрации Костромского муниципального района Костромской области о внесении изменений в градостроительные планы земельных участков отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Судья - С.Г. Варсанофьева