ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/1/2022 от 15.09.2022 Красногорского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-217/1/2022

УИД 32RS0018-01-2022-000219-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года п.г.т. Красная Гора

Красногорский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Пожарицкой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Федорино Н.М.,

с участием представителя административного истца -помощника прокурора Красногорского района Брянской области Стук Е.И., представителя администрации Красногорского района Брянской области Ващенко А.П., действующий по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красногорского района Брянской области к администрации Красногорского района Брянской области об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Красногорского района Брянской области обратился в суд с административным иском к администрации Красногорского района Брянской области об устранении нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано, что при проверке деятельности администрации Красногорского района Брянской области в январе 2022 года выявлены нарушения, связанные с непринятием мер по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения (далее сокращенно по тексту КСОДД) для автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории Красногорского района Брянской области, что является нарушением требований положений ч.ч.1-3, 4, ч.7 и 9 статьи 17 Федерального закона № 443-ФЗ от 29 декабря 2017 года «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В адрес администрации Красногорского района с целью устранения выявленных нарушений внесено представление, однако, до настоящего времени меры по устранению указанных нарушений не приняты. Непринятие администрацией Красногорского района мер по разработке и утверждению КСОДД для автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Красногорского района Брянской области не способствует эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и является недопустимым. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Красногорского района Брянской области, выраженное в непринятии мер по разработке и утверждению КСОДД для автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Красногорского района Брянской области. Обязать администрацию Красногорского района Брянской области в течение 10 месяцев в момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить указанную КСОДД.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица определением от 6 июля 2022 года привлечено УГИБДД УМВД России по Брянской области.

4 августа 2022 года административным истцом требования уточнены, административный истец указал, что утвержденная постановлением администрации Красногорского района от 27 июня 2018 года № 316 А КСОДД для автомобильных дорог, расположенных на территории п.г.т. Красная Гора Красногорского района Брянской области, не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку в нарушение п.17 и 33 Правил подготовки документации по организации дорожного движения (далее по тексту сокращенно Правил) не содержит актуальную характеристику существующей дорожно-транспортной ситуации, мероприятия по организации дорожного движения и очередность их реализации, оценку объемов и источников финансирования мероприятий по организации дорожного движения, оценку эффективности мероприятий по организации дорожного движения; не содержит лист согласований и ответов органов и организаций, рассматривающих КСОДД, характеристику дорожного движения, пояснительную записку. В связи с изложенным, просил суд признать несоответствующей требованиям законодательства КСОДД для автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории п.г.т. Красная Гора Красногорского района Брянской области, утвержденную постановлением администрации Красногорского района от 27 июня 2018 года № 316 А, признать незаконным бездействие администрации Красногорского района Брянской области, выраженное в непринятии мер по разработке и утверждению КСОДД для автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Красногорского района Брянской области. Обязать администрацию Красногорского района Брянской области в течение 10 месяцев в момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить указанную КСОДД.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал требования с учетом их уточнения и просил удовлетворить их в полном объеме, поскольку до настоящего времени административный ответчик бездействует в решении вопроса по разработке и утверждении КСОДД автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Красногорского района. Об устранении данных нарушений административному ответчику внесены представления, однако, указанные нарушения не устранены, также изменилась дорожная обстановка, а имеющаяся КСОДД не соответствует требованиям действующего законодательства.

Представитель административного ответчика Ващенко А.П., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал об удовлетворении требовании административного истца, поскольку административный иск не конкретизирован, не представлено сведений на какие дороги необходимо обеспечить разработку КСОДД, изменение дорожной обстановки не имеется, поскольку до настоящего времени устанавливаются дорожные знаки, в соответствии с требованиями имеющегося КСОДД, утвержденного ранее на основании постановления администрации Красногорского района от 27 июня 2018 года № 316 А.

Заинтересованные лица УГИБДД УМВД России по Брянской области, МО «Красногорский район», МО «Красногорское городское поселение», в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представитель УГИБДД УМВД России по Брянской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, мнение по заявленному требованию не высказал, указав на то, что в соответствии с требованиями ч.2 и ч. 7 ст.17 Федерального закона № 443-ФЗ от 29 декабря 2017 года «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» КСОДД разрабатываются для дорог и (или)их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу с общей численностью населения свыше десяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта РФ, КСОДД для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

Иные заинтересованные лица, причину неявки суду не сообщили, уважительности причин неявки суду не предоставили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства в силу ст. 150 КАС РФ.

Заслушав представителей административного истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих :а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оно нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Как установлено в ходе судебного разбирательства администрацией Красногорского района на основании постановления от 27 июня 2018 года № 316 А утвержден проект организации дорожного движения (сокращенно ПОДД) (комплексная схема организации дорожного движения по п.г.т. Красная Гора МО «Красногорское городское поселение», указанные в данном проекте дороги являются собственностью МО «Красногорский район», что следует из Решения Красногорского районного совета народных депутатов от 20 июля 2021 года № 6-141.

17 января 2022 года прокурором Красногорского района Брянской области главе администрации Красногорского района Жилинскому С.С. внесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. В представлении указано, что администрацией Красногорского района Брянской области в нарушение ч.4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» комплексная схема организации дорожного движения для Красногорского района не разрабатывалась.

Проверяя данные доводы административного истца, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения, Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 (далее - приказ Минтранса России N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

В частности, к прочим работам по содержанию относится разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию. В состав мероприятий по содержанию автомобильной дороги входят также работы по установке недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 1 приказа Минтранса России N 402).

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ от 29 декабря 2017 г. "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 443-ФЗ) комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения включаются в состав документации по организации дорожного движения.

Приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения.

Согласно положениям данных Правил, Правила подготовки документации по организации дорожного движения устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства (далее – Правила, КСОДД, ПОДД соответственно), а также порядку их подготовки, согласования и утверждения.

Подготовка, согласование и утверждение ПОДД должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона об организации дорожного движения. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения.

В силу пункта 72 Правил ПОДД должен содержать, в том числе, графические материалы, представленные в виде схем (чертежей) и отображающие выбор проектных решений по организации дорожного движения в соответствии с главой V Правил, включая схему расстановки ТСОДД, в том числе содержащую: дорожные знаки, линии дорожной разметки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные светофоры, пешеходные переходы в разных уровнях, линии освещения, остановочные пункты маршрутных транспортных средств, пешеходные дорожки, железнодорожные переезды, сигнальные столбики, демпфирующие устройства. Для дорог вне населенных пунктов на схеме расстановки ТСОДД приводятся сведения о контурах плана дороги, графике продольных уклонов, графике кривых в плане, высоте насыпи, расстояниях видимости в прямом и обратном направлении (подпункт 8); адресные ведомости, указанные в пункте 78 Правил (подпункт 9).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 78 Правил ПОДД должен содержать следующие адресные ведомости: ведомость размещения дорожных знаков, которая должна включать перечень участков дорог и дорожных знаков с указанием для каждого из них: номера, наименования и типоразмера, месторасположения в плане дороги (с привязкой к адресу дороги или населенного пункта), расположения по ширине дороги (справа, слева, консоль), количества, пометки о наличии дорожного знака, о требовании по его замене или установке (установлен, требуется замена, требуется установка).

Исходя из частей 1 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения, Федеральный закон N 443-ФЗ), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 443-ФЗ).

В силу п.17 и 33 Правил подготовки документации по организации дорожного движения (далее по тексту сокращенно Правил) КСОДД должна включать:1) паспорт КСОДД;2) характеристику существующей дорожно-транспортной ситуации;3) мероприятия по организации дорожного движения и очередность их реализации;4) оценку объемов и источников финансирования мероприятий по организации дорожного движения;5) оценку эффективности мероприятий по организации дорожного движения; КСОДД должна содержать:1) титульный лист;2) лист согласований и ответов органов и организаций, рассматривающих КСОДД;3) содержание;4) характеристику дорожного движения;5) паспорт КСОДД;6) пояснительную записку;7) графический материал (схемы, чертежи).

В силу п. 43 Правил ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не более шестидесяти календарных дней, с направлением в течение тридцати календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений (п. 49).

При этом, органы местного самоуправления либо организации, осуществляющие разработку КСОДД, представляют КСОДД на согласование в органы и организации, указанные в части 9 статьи 17 Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе: с органами и организациями, перечень которых установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с указанным Законом принят Закон Брянской области от 2 июля 2019 года N 62-З "О разграничении полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере организации дорожного движения на территории Брянской области", предусматривающий разграничение полномочий органов государственной власти Брянской области в сфере организации дорожного движения на территории Брянской области.

В соответствии с данным Законом Правительство Брянской области приняло распоряжение от 27 января 2020 г. № 10-рп «Об установлении перечня органов и организаций, с которыми подлежат согласованию комплексные схемы организации дорожного движения, разрабатываемые для территории муниципального района…», из ч.3 которого следует, что согласованию с УГИБДД УМВД России по Брянской области, КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» подлежат проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, лишь в случае, если автомобильные дороги местного значения либо их участки примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Каких - либо сведений и доказательств, свидетельствующих о том, что дороги местного значения, указанные в разработанном административным ответчиком Проекте организации дорожного движения, который утвержден главой администрации Красногорского района в 2018 году, примыкают к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения суду не представлено и судом не установлено, что исключает необходимость согласования имеющегося ПОДД с иными организациями, перечень которых установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, Проект организации дорожного движения, имеющийся в администрации Красногорского района нельзя признать несоответствующим действующему законодательству, и к нему не могут быть применены положения п. 17 и 33 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, поскольку требования, предъявляемые к ПОДД указаны в разделе 5 указанных Правил и доводы административного истца о том, что администрация Красногорского района при наличии ПОДД в отношении автомобильных дорог местного значения в п.г.т. Красная Гора обязана разработать и утвердить КСОДД для автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории Красногорского района Брянской области, не могут быть признаны обоснованными, поскольку противоречили бы требованиям п. 5 Правил, предусматривающего альтернативный выбор территории, в отношении которой осуществляется разработка этих комплексных схем (проектов).

При этом, согласно пункту 54 Правил внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим(шей) ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений.

Вместе с тем, в представлениях административного истца от 17 января 2022 года и 7 июля 2022 года отсутствует требование о внесении необходимых изменений в проект организации дорожного движения в связи с изменившейся дорожно-транспортной ситуацией.

В связи с чем, оснований полагать, что изменилась дорожно-транспортная ситуация, у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд в данной части также не соглашается с доводами административного истца, поскольку соответствующие изменения в утверждённый проект в соответствии с требованиями действующего законодательства не вносились.

При таких обстоятельствах, оснований считать, что административный ответчик бездействует в решении вопросов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, у суда не имеется.

На основании изложенного, суд полагает, что административные исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурору Красногорского района Брянской области к администрации Красногорского района Брянской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Г.В. Пожарицкая

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2022 года.