Дело № 2а-217/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мининой Н.В.
при секретаре судебного заседания Софьиной Я.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Газпром трансгаз Ухта» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области о признании предписания незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее по тексту ООО «Газпром трансгаз Ухта») обратилось в суд административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее по тексту Управление Росприроднадзора) о признании незаконным предписания № 03-04-05/17-20/05 от 04.12.2017, которым административному ответчику предписывается, в срок до 01.07.2018, устранить нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в части эксплуатации объектов хранения нефтепродуктов при отсутствии проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и постоянного использования земель (склад ГСМ и АЗС, расположенные на территории промышленной зоны КС-13 Урдомское ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта»).
Считают данное предписание незаконным, нарушающим законные права и интересы Общества, поскольку территория склада ГСМ с АЗС не загрязнена. Эксплуатация Обществом склада ГСМ с АЗС осуществляется при наличии Проекта восстановления загрязнённых земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, утвержденного первым заместителем генерального директора - главным инженером ООО «Газпром трансгаз Ухта» 12.01.2017, указание на несоблюдение требований п. 3 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является ошибочным. Кроме того, проект восстановления загрязнённых земель как документ, необходимый для достижения целей и задач при проведении проверки, в приказе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.10.2017 № 751 «О проведении плановой выездной проверки», не указан. Кроме того, административный ответчик указывает на неверное указание местонахождения административного ответчика.
Просят признать незаконным и отменить предписание № 03-04-05/17-20/05) от 04.12.2017.
Определением суда от 22 марта 2018 года к участию в деле в качестве администратвиного соответчика привлечено должностное лицо, выдавшее предписание, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1
В судебном заседании представитель ООО «Газпром трансгаз Ухта» ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административные ответчики - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области ФИО1 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы-поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема № 140, они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми лицами.
В пункте 4 Основных положений предусмотрено, что рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка (пункт 6 Основных положений).
В соответствии с ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
По смыслу вышеуказанных норм права рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Урдомского ЛПУМГ является транспорт природного газа по магистральным трубопроводам и отводам от них; подача газа через газораспределительные станции в сети газоснабжающих организаций.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми при участии Управления Росприроднадзора по Архангельской области в отношении ООО «Газпром трансгаз Ухта», в период с 23.10.2017 по 04.12.2017 на основании приказа от 16.10.2017 №751 была проведена плановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения в части природоохранного законодательства Российской Федерации в части эксплуатации объектов хранения нефтепродуктов при отсутствии проекта восстановления загрязнённых земель в зонах временного и постоянного использования земель (склад ГСМ и АЗС, расположенные на территории промышленной зоны КС-13 Урдомское ЛПУМГ филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта».
На основании указанного акта проверки выдано Предписание № 03-04-05/17-20/05 от 04.12.2017, в силу которого Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (ООО «Газпром трансгаз Ухта») по филиалу ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское ЛПУ МГ) ИНН <***>, ОГРН <***> выдано предписание, согласно которому в срок до 01.04.2018 Общество обязано по Урдомскому ЛПУ МГ устранить нарушение природоохранного законодательства Российской Федерации в части эксплуатации объектов хранения нефтепродуктов при отсутствии проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и постоянного использования земель. (Склад ГСМ и АЗС, расположенные на территории промышленной зоны КС-13 филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта» - Урдомское ЛПУ МГ. Основанием вынесения оспариваемого предписания является нарушение обязательных требований, указанных в пункте 3 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029«Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» промплощадка филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта» Урдомское ЛПУ МГ является объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду федерального уровня надзора (Свидетельство №A05HRSL9 от 30.12.2016).
Частью 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Склад ГСМ и топливозаправочный пункт КС-13 передан Публичным акционерным обществом «Газпром» (Свидетельство о государственной регистрации права от 01.09.2005 г. 29 АГ № 004455) в аренду Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» на основании договора аренды имущества № 01/1600-Д-26/17 от 30.11.2016 г. для использования в целях обеспечения основных видов деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта», определённых его Уставов.
Имущество ПАО «Газпром» передано ООО «Газпром трансгаз Ухта» согласно акту приёма-передачи к договору аренды имущества № 01/1600-Д-26/17 от 30.11.2016 г.
Срок действия настоящего договора до 24.10.2017. Обществом дополнительно направлено в адрес Управления письмо о заключении договора аренды имущества ПАО «Газпром», согласно тексту которого проект Договора проходит согласование в СПЭД. После завершения оформления договора со стороны ООО «Газпром трансгаз Ухта» он будет направлен в ПАО «Газпром» для окончательного согласования и визирования. Ориентировочная дата получения оформленного с обеих сторон договора – не ранее 15.12.2017 г. При этом согласно ст. 610, 621 Гражданского кодекса РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается пролонгированным на тех же условиях на неопределённый срок.
Склад ГСМ с АЗС Урдомского ЛПУ МГ- филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта» расположен на территории КС-13 «Урдома» на свободном от застройки участке юго-восточнее КЦ № 3.
Склад ГСМ с АЗС представляет собой прямоугольник с размерами 30*40 м. Тарный объём склада ГСМ с АЗС составляет 350 куб.м (бензин – 100 куб.м, дизельное топливо – 200 куб.м, керосин -50 куб.м).
На Складе ГСМ с АЗС расположены: наземный резервуарный парк;
операторная; площадка слива топлива; топливозаправочные колонки (Hapa 27 М1С); подземный аварийный резервуар.
Наземный резервуарный парк и топливозаправочные колонки Склада ГСМ представлены: резервуары стальные, горизонтального типа и размещены в каре с земляной обваловкой. Внутренняя площадь каре 384 кв.м с периметром 32*12 м.
Покрытие выполнено бетонными плитами. Ограждение склада ГСМ с АЗС отсутствует.
Основные операции, производимые с нефтепродуктами на складе ГСМ с АЗС являются приём, хранение и перекачка нефтепродуктов из автоцистерн в резервуары и обратная их выдача из резервуаров в автоцистерны и заправочные агрегаты; заправка автотракторной техники.
В рамках выездной проверки проведен осмотр территории склада ГСМ и АЗС. При визуальном осмотре склада ГСМ разливов нефтепродуктов на земельном участке не зафиксировано. Место заправки автотранспортных средств Общества представляет собой автозаправочную станцию с наличием 3ёх автозаправочных колонок, расположенных на бетонном основании. При осмотре АЗС Общества разливов нефтепродуктов не зафиксировано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель.
Обществом не был представлен Проект восстановления загрязненных нефтепродуктами земель на территории Урдомского ЛПУМГ – филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик эксплуатирует склад ГСМ с АЗС при отсутствии проекта восстановления загрязнённых земель.
Отсутствия проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, является нарушением пункта 3 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г «Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.
Таким образом, в действии (бездействии) Урдомский ЛПУ МГ – филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта» усматривается нарушение п. 3 ст. 46 Федерального закона РФ об охране окружающей среды № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. эксплуатация объектов хранения и реализации продуктов переработки нефти (склад ГСМ с АЗС) допускается при отсутствии проекта восстановления загрязнённых земель.
Доводы административного истица о наличии у него проекта восстановления загрязнённых земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, который был утверждён первым заместителем генерального директора – главным инженером ООО «Газпром трансгаз Ухта» 12.01.2017 не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из материалов дела, указанный проект был представлен административному ответчику только 27.12.2017, то есть после вынесения предписания.
Таким образом, административный ответчик правомерно в рамках предоставленных полномочий вынес оспариваемое по настоящему делу предписание, а мероприятие, указанное в предписании, соответствует требованиям земельного законодательства и характеру выявленного нарушения.
Более того, в ходе рассмотрения дела административный истец не оспаривал наличие у него обязанности по проведению рекультивации указанного земельного участка.
Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации проекты рекультивации нарушенных земель должны утверждаться собственниками земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 приложения № к Основным положениям о рекультивации нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результат производственной деятельности.
Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Как указывалось выше, согласно п. 4 Основных положений рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Согласно пункту 9 Основных положений сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов.
Пунктом 1 Основных положений установлено, что объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки - сдачи рекультивированных земель.
По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством (п. 22 Основных положений).
Исходя из анализа правовой природы предписания следует, что предписание - это акт реагирования соответствующего контролирующего либо надзорного государственного органа на допущенное и выявленное в ходе проверки (проверочных мероприятий) нарушение действующего законодательства.
Административный ответчик в силу возложенных на него полномочий обязан не только выявить нарушение и принять меры к его устранению, но и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений. Поэтому Росприроднадзор обязан установить срок исполнения предписания, истечение которого позволяет ему провести проверку с целью установления, какие меры приняты соответствующим лицом в целях устранения допущенного нарушения.
При рассмотрении дела утвержденный проект рекультивации с установленными в нем сроками ее проведения, административным истцом не представлен, доказательства того, что заявленный срок не является разумным применительно к возможности Общества осуществить рекультивацию земельного участка в данные сроки, отсутствуют.
Отсутствие проекта рекультивации земельного участка не освобождает уполномоченный орган от указания в предписании сроков устранения выявленных нарушений.
Согласно ст. 227 КАС Российской Федерации для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
При рассмотрении настоящего дела указанная совокупность условий отсутствует, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных ООО «Газпром трансгаз Ухта» требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с огранчиенной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области о признании незаконным предписания № 03-04-05/17-20/05 от 04.12.2017, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13 апреля 2018 года.
Председательствующий Н.В. Минина