ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-217/2020/2А-66/2021 от 05.04.2021 Лакского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а- 217/2020/2а-66/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2021 г. с. Кумух.

Судья Лакского районного суда Республики Дагестан Нажаева М.А., с участием помощника Лакского межрайонного прокурора Бутаева Р.Д., административного истца ФИО1, его представителя ФИО20 действующий по доверенности <адрес>0 от 5.04.2021г., представителя административного ответчика собрания депутатов муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД, председателя данного собрания ФИО21, заинтересованного лица Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22, при секретаре Умагаджиевой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД, о признании незаконным решения Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ, об избрании Главой МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22,


УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД о признании незаконным решения Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ, об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22, в связи с несоблюдением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии коррупции».

В обосновании иска ФИО1 указывает, что 27.10.2020г., в селении <адрес> Республики Дагестан состоялось заседание Собрания депутатов муниципального образования «Сельсовет Кубинский» <адрес> Республики Дагестан.

Исходя из протокола данного заседания на заседании присутствовали следующие депутаты: 1) ФИО3, 2)ФИО4, 3) ФИО5, 4) ФИО6, 5) ФИО7, 6) ФИО8, 7) ФИО9.

Повестка дня указанного заседания: Проведения выборов Главы муниципального образования «Сельсовет Кубинский» <адрес> Республики Дагестан.

Для ведения протокола Собрания депутатов из числа депутатов согласно протоколу Собрания секретарём избран Гамзалаев Рамазан Ахмедович (брат кандидата на должность Главы МО «сельсовет Кубинский» ФИО22), по результатам голосования решением из 7 депутатов, « за » проголосовали - 4, «против» - 0, а остальные - 3 депутата проголосовали или нет из данного протокола не ясно.

Председатель Собрания депутатов сельского поселения ФИО8 объяснил, что для участия в конкурсе поступили документы следующих кандидатов: 1.ФИО10; 2.ФИО11; 3.ФИО12; 4. ФИО13; 5.ФИО14.

Также, председатель собрания объяснил, что в соответствии с регламентом работы Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» голосование будет проходить отдельно, за каждого кандидата, представленного конкурсной комиссией. Уточнил, что голосовать можно только за одного кандидата и что при рассмотрении кандидатуры учитывается срок представления документов в конкурсную комиссию.

Согласно протоколу в ходе проведенного открытого голосования:

1.За ФИО1 проголосовали за -3, против - 4;

2.За ФИО22 проголосовали за -4,против - 3.

В нарушении пункта 2 статьи 78 Регламента Собрания депутатов муниципальное образования «Сельсовет Кубинский», утверждённого решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГг., в ходе открытого голосования протоколе указан, без процедурного решения Собрания депутатов, то есть, без выставления на голосования депутатов.

Согласно протоколу, Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» по итогам конкурса решил: Избрать главой муниципального образования «Сельсовет Кубинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО22.

Один из 4 депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский», депутат Гамзалаев Рамазан Ахмедович он же секретарь собрания проголосовавший за кандидата ФИО22 является близким родственником, братом кандидата.

В своём выступлении, им было указано, на то, что в соответствии со статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена возможность избрания Главы муниципального образования путем рассмотрения допущенных к выборам кандидатов на сессии депутатов, участии в указанном голосовании близкого родственника кандидата образует конфликт интересов, требующий принятия мер к его урегулированию. В данном выступлении им были приведены примеры из практик прокурорских проверок и судебных решений по рассмотрению подобных вопросов конфликта интересов. Данное выступление, он попросил занести в протокол Собрание депутатов, однако вопреки его просьбе данное выступление не занесено в протокол.

Конкурсной комиссией, председателем Собрания депутатов и самим депутатом, вопрос, требующий принятия мер по урегулирования конфликта интересов, оставлен без внимания.

Более того, им принято участие в голосовании депутатов на Собрании депутатов по выбору Главы МО « сельсовет Кубинский» - ДД.ММ.ГГГГ.

В результате того, что братом депутатом отдан решающий голос в отношении брата кандидата, последний избран Главой муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> Республики Дагестан.

В данном случае присутствует конфликт интересов, такие ограничения установлены, п. 5 ч. ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственно гражданской службе Российской Федерации».

В случае голосования брата - депутата за своего брата возникает ситуация, определяемая как конфликт интересов. Законодатель в статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 " противодействии коррупции" трактует конфликт интересов следующим образом:

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов влияет и может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" обязан соблюдать антикоррупционные требования: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Таким образом, брат - депутат лично заинтересован в получении преимущества лицом, с которым он находится в близких родственных отношениях (братом). Порядок урегулирования конфликта интересов установлен ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции»:

Депутат представительного органа, обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Следовательно, депутат не должен был участвовать в голосовании за брата.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства РФ истец просит суд признать незаконным решения Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ, об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес>.

В судебном заседании административный истец – ФИО1 требования по основаниям, изложенным в иске поддержал, дополнительно пояснил суду, что депутатом Кубинского сельского Совета депутатов Гамзалаевым Р.А., являющимся братом кандидата на должность главы МО «сельсовет Кубинский» ФИО22, мер направленных на урегулирование конфликта интересов принято не было. Гамзалаев Р.А. принял участие в голосовании по выбору главы. По результатам голосования, голоса депутатов распределились следующим образом: ФИО22 - 4 голоса, за него ФИО1 - 3 голоса. По результатам голосования выборы были признаны состоявшимися. При этом голос депутата ФИО23 повлиял на результаты выборов главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес>. В соответствии с решением Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» ФИО22 был избран на должность Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес>. Участие депутата сельского совета Гамзалаева Р.А. при решении вопроса о выборе Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес>, носит коррупционный характер, нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия коррупции. Непринятие мер председателем собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» ФИО21 по урегулированию конфликта интересов создало условия для коррупционных проявлений, что является недопустимым, так как не соответствует принципам противодействий коррупции. Выявленные нарушения возникли в результате не принятия мер по урегулированию конфликта интересов со стороны депутата Кубинского сельского Совета депутатов Гамзалаевым Р.А. и председателем собрания депутатов ФИО21 В связи с изложенным просит суд признать незаконным решения собрания депутатов МО сельсовет Кубинский от ДД.ММ.ГГГГ об избрании главой МО сельсовет <адрес> ФИО22

Он также указал, что депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ ”0б общих принципах организации местного самоуправления в РФ” обязан соблюдать антикорупционные требования: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ ”О противодействии коррупции” и другими
федеральными законами.

В случае голосования брата - депутата за своего брата возникает
ситуация, определяемая как конфликт интересов. Законодатель в статье 10
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ ” противодействии коррупции.

Представитель административного истца ФИО2 требования по основаниям изложенным в иске поддержал и согласился с выступлением истца ФИО1.

В судебном заседании представитель административного ответчика председатель собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский ФИО8, с заявленными требованиями административного истца не согласился, считая их незаконными, противоречивыми и подлежащими отклонению, пояснив, что вся суть административного искового заявления ФИО24 сводится к тому, что при выборе Главы администрации села за ФИО22 проголосовал его родной брат, в качестве обоснования заявленных административных требований, административный истец сослался на конфликт интересов. То, что депутат Гамзалаев Р.А. проголосовал, расценивается административным истцом не как реализация его избирательного права, депутат, как и любой гражданин имеет избирательные права.

Законодатель в ч.1 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» дал чёткое понятие, что подразумевается под конфликтом интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Муниципальный депутат не является ни госслужащим, ни муниципальным служащим.

Глава муниципального образования, независимо от способа избрания, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ является лицом, замещающим муниципальную должность и муниципальным служащим он не является.

Административный истец поставил перед судом задачу определить имеет ли право депутат голосовать на выборах за своего брата и спор сводится к тому, имеет ли место конфликт интересов тогда, когда депутат исполняет свои прямые обязанности, то есть голосует. Административного истца не интересует, может ли произойти конфликт интересов в будущем, административный истец оспаривает саму процедуру выборов Главы муниципального образования.

Прямых запретов законодательство Российской Федерации не предусматривает, законодатель гарантирует право каждому избираться и быть избранным. По логике административного истца и на всенародных выборах, мы не можем голосовать за своих родственников и возникает вопрос, мог бы Гамзалаев Р.А. проголосовать не за своего брата, а за себя. Не появляется ли в этом случае конфликт интересов, не создаст ли он преимущественные условия для себя. Не хочет ли административный истец создать прецедент в России, когда депутата лишают его права и обязанности - голосовать.

Ссылка административного истца на нормы Федеральных законов «О муниципальной службе», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О противодействии коррупции» есть просто формальное перечисление законов, не имеющих никакого отношения к данному спору.

На основании изложенного представитель ответчика просит суд в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.

Заинтересованное лицо Глава МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22, иск ФИО1 не признал, с заявленными истцом требованиями не согласился, считая, что не имеются нарушение закона и его брат Гамзалаев Р.А. который являлся депутатом задолго до его избрания проголосовал за него и воспользовался своими правами депутата. ФИО22 также показал, что до начала выборов главы администрации села, председатель собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО21, в устной форме предупреждал его и его брата о урегулировании конфликта интересов и таким образом ФИО21 были приняты меры. В связи с этим они консультировались с юристами, все говорили, что можно голосовать, также при обращении в устной форме такой же ответ был дан из антикоррупционного отдела Республики Дагестан. Он от прокуратуры также получили предписание об устранении конфликта, решение по вопросу будет принято, когда будет создана комиссия с участием представителей МО <адрес>. Возникший конфликт интересов с братом они не устранили.

В судебном заседании и.о. Лакского межрайонного прокурора Буттаев Р.Д. поддержал исковые требования ФИО1 пояснив суду что согласно ч.7.1 ст.40 Ф.З «об общих принципах организации «местного самоуправления в РФ» Ф.З. -ф3 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Ф.З. от 25.12.2008г 273 Ф.З. «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Указав, что согласно ч.1 ст.11, ч.4.1 ст.12.1 ФЗ - Ф.З. «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности обязаны сообщать в порядке, установленном нормативно правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. На основании вышеизложенного считает иск обоснованным и просит суд его удовлетворить.

Суд, проанализировав нормы закона, заслушав стороны, заключение помощника Лакского межрайонного прокурора Буттаева Р.Д., исследовав письменные материалы дела, установив фактические обстоятельства данного дела находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п.12 ст.3 Регламента Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес>, утвержденный решением от ДД.ММ.ГГГГг. избрания главы сельского поселения входит в компетенцию Собрания депутатов сельского поселения.

Согласно п.1 ст.78 Регламента Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес>, утвержденный решением от ДД.ММ.ГГГГ глава МО сельского поселения избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения по результатам конкурса, <данные изъяты> или открытым голосованием.

Согласно п. 2 ст.78 указанного Регламента способ голосования (тайное или открытие) определяется процедурным решением собрания депутатов и отражается в протоколе.

Согласно п.8 ст. 78 указанного Регламента по результатам голосования по избранию главы сельского поселения принимает одно из следующих решений: - об избрании Главы сельского поселения; - о проведении повторного голосования; о признании выборов не состоявшимися и о повторном проведении конкурса.

Согласно п.9 ст.78 указанного Регламента избранным на должность Главы сельского поселения считается кандидат, получивший в результате голосования большинство голосов от установленной численности депутатов.

Как следует из материалов дела в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ депутатами сельского поселения муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД избраны семь депутатов, в том числе: ФИО15, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9.

Решением собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ МО «сельсовет Кубинский» <адрес> из числа выбранных депутатов председателем собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД согласно ст.20 указанного регламента избран ФИО21. Согласно п.10 ст. 20 указанного регламента избранный председатель осуществляет свои полномочия на не постоянной основе. Согласно п.9 ст. 21 указанного регламента избранный председатель без доверенности представляет интересы Собрания депутатов сельского поселения в судах.

Также решением на заседании собрания депутатов сельского поселения МО «сельсовет <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс по отбору кандидатов на должность главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД.

Конкурсной комиссий допущены к конкурсу выборам главы МО «сельсорвет <адрес> и участвовали ФИО1, ФИО16, ФИО17, ФИО13, ФИО14, согласно протоколу заседания собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с протоколом заседания собрания депутатов МО «сельсовет <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ секретарем собрания избран ФИО4 родной брат ФИО22 за которого проголосовали - 4, против - 0 голосов, председательствовал на собрании председатель Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» ФИО21.

Согласно регламента работы собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» голосование проведено отдельно за каждого кандидата, представленных конкурсной комиссией. Председатель собрания уточнил, что голосовать можно только за одного кандидата открытым голосованием и в ходе проведенного в соответствии п.1 ст. 53 регламента открытого голосования, проголосовали:

- за ФИО1 - за «3», против «4» депутата;

-за ФИО22 - за «4», против «3» депутата;

-за ФИО18 - за «0», против «0» депутата;

-заФИО13- за «0», против «0» депутата;

- за ФИО14 – за «0», против «0» депутата; В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.31 Устава сельского поселения и решением конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ с учетом результатов конкурса, собранием депутатов МО «сельсовет Кубинский», решением Собрание депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ решено: избрать главой МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД – ФИО22, ФИО31 года рождения, сроком на 5 лет. Председателем собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ был ФИО21, протокол собрания вел депутат секретарь Гамзалаев Р.А.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, депутат МО «сельсовет Кубинский» Гамзалаев Р.А. является родным братом избранного главой МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД – ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и принимал участие в голосовании по итогам проведенного конкурса на должность главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД, в результате которого открытым голосованием избран его брат - заинтересованное лицо по делу ФИО22.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО21, заинтересованное лицо ФИО22, свидетели ФИО29, ФИО19 и ФИО4 подтвердил, что до начала проведения выборов и на заседании депутатов МО «сельсовет Кубинский» при проведении выборов главы муниципального образования, кандидат на должность Главы МО «сельсовет Кубинский», ФИО1 заявил о том, что депутат ФИО4, является родним братом, кандидата на должность главы муниципального образования ФИО22 и не вправе участвовать в голосовании, в связи с тем, что участие в указанном голосовании близкого родственника кандидата образует конфликт интересов. Конкурсной комиссией, председателем Собрания депутатов и самим депутатом, вопрос, требующий принятия мер по урегулирования конфликта интересов был оставлен без внимания при проведении выборов. ФИО4 отвод не заявил и участвовал в открытом голосовании, где проголосовал за своего брата ФИО22

Согласно ст.12. п.7. ФЗ от 06.10.1999г. « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Депутат при наличии оснований и порядке, которые определяется законодательством (представительным) органом государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. ФЗ « О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Порядок уведомления лицом, замещающим муниципальную должность о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновении, предусмотрено положениями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "О противодействии коррупции", между тем вопрос о соблюдении (не соблюдении) порядка и сроков заявления самоотвода предметом обсуждения на собрании депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ не ставился на обсуждение.

На день избрания Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ДД.ММ.ГГГГ порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности депутата утвержден не был, между тем, согласно п.5 пп. «б» Указа Главы РД от 9.03.2016г. руководителям органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить издание правовых актов, определяющих порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности о возникшей личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, который приводит или может привести к конфликту интересов. Обращения кандидата ФИО24 о рассмотрении конфликта интересов не был занесен в протокол собрания и не был рассмотрен собранием депутатом МО «сельсовет Кубинский», таким образом, не были приняты меры по разрешению и урегулированию конфликта интересов.

Допрошенный в качестве свидетеля управляющий делами МР «<адрес>» ФИО19, показал суду, что председателем конкурсной комиссии при выборах администрации в <адрес> был представитель администрации МР «<адрес>» ФИО25. Он также вместе с ним выехал в <адрес>, для организации конкурсных процедур и оказании помощи при выборах, потому что там депутаты были вновь избранные, председатель был вновь избранный. До этого ФИО24 говорил мне о том, что может быть конфликт интересов. Чтобы исключить эту ситуацию мы позвонили в управление по коррупции РД. Туда звонил начальник юридического отдела администрации ФИО30, мы объяснили им ситуацию, спросили, возможно, ли это. Нам сказали, что нет никаких ограничений на счет того, чтобы брат голосовал за брата. Они сказали им это в устной форме. Всего депутатов семь человек, за ФИО22 проголосовало четыре. Обычно в таких случаях даже вопрос на голосования не выносится, потому, что это большинство из числа депутатов. Согласно ст. 53 регламента МО «сельсовет Кубинский», голосование проводится открытым голосованием, если кто - то из депутатов хочет провести тайное голосование, кто - то из депутатов должен подняться и предложить провести тайное голосование, такого тоже не было. Обычно первым голосует за того, кто первый представил документы, потом кто представил документы вторым. В такой форме они проголосовали. Результаты 4:3 никаких правонарушений я не видел. Депутаты не являются муниципальными служащими, это прямо сказано в ФЗ 25 « О муниципальных служащих». При консультации нам сказали, что закон о противодействии коррупции не применяется.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО25, работающий начальником аппарата комиссии антикоррупционного отдела МР «<адрес>», показал суду, что он был назначен представителем администрации по выборам, Главы МО «сельсовет Кубинский» и был председателем конкурсной комиссии. До начала собрания ФИО24 обратился к ним с вопросом имеет ли брат право голосовать за брата и сказал, что есть конфликт интересов. Он консультировался с начальником юридического отдела МР «<адрес>», ему пояснили, что брат депутат имеет право голосовать за брата. Они дали ответ что, нет конфликта интересов, и что брат имеет право голосовать за брата, ему объяснили, но он остался при своем мнении, данный момент они не внесли в протокол собрания

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО26 показал суду, что он является депутатом МО «сельсовет Кубинский» <адрес>, при выборе главы администрации он голосовал за своего брата. Он до выборов спрашивал в городе и ему сказали, что имеет право голосовать за любого, так как он не государственный служащий. Письмо антикоррупционного управления администрации Главы РД, когда он увидел после голосования. Он не считает себя лицом, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегий судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию.

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД о признании незаконным решения Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ, об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО11, в связи с несоблюдением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно части 7.1 статьи 40 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федерального закона N 131-Ф3 депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЭ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно п.7 ст.28 Устава МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД депутат Собрания депутатов сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ « о противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно п.4 ст. 30 Устава МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции, федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №230-ФЗ « О контроле за соответствием расходов лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета ( вклады) хранить наличными денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ», если иное не предусмотрено ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ.

В силу ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного положения лица, замещающего муниципальную должность, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляются путем отвода или самоотвода лица, замещающего муниципальную должность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Согласно п.9. ст.32 закона Республики Дагестан от 06. 07 2009г. «О муниципальных выборах в <адрес>», в соответствии с ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» членами избирательных комиссии с правом решающего голоса на соответствующих выборах не могут быть - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.

Согласно письма от 28.04. 2021г. представленному по запросу суда, Главой МР «<адрес>», с приложением ответа администрации главы и правительства Республики Дагестан - Управления по вопросам противодействия коррупции Главе МР «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за на его запрос по указанному вопросу следует, что Глава сельского поселения и депутат сельского поселения обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно в порядке определенном муниципальным нормативным правовым актом в соответствии с Указом Главы РД от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке сообщения лицами, занимающими отдельные государственные должности Республики Дагестан, должности государственной гражданской службы РД, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые указы Главы РД и Президента Республики Дагестан. Участие депутата сельского поселения в избрании главы поселения, в случае участия в качестве кандидата на должность главы поселения его близкого родственника, влечет конфликт интересов, так как в этом случае у депутата возникает личная заинтересованность в избрании главой сельского поселения родственника, которой в соответствии с законом он обязан заявить письменно председательствующему, в порядке установленном муниципальным правовым актом.

В данном случае собирание депутатов должен был урегулировать конфликт интересов путем отстранения от голосования депутата, который является стороной конфликта или самоотвода депутата от участия в голосовании на основании его уведомления.

Поскольку при избирании главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД административным ответчиком допущены указанные нарушения со стороны депутата ФИО26 не принявший никаких мер к исключению ситуации конфликта его личных интересов и интересов муниципального образования, принявший личное участие в голосовании по вопросу, явившегося основанием к возникновению конфликта интересов, обжалованное административным истцом решение депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД от 27.10.2020г. не может являться законным.

Депутат ФИО26, согласно ст.12. п.7. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», согласно п.7.1 ст.40 Федерального закона от 6.10.2003г. -Ф3 о местном самоуправлении обязан был соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008г. -Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами и обязан был заявить самоотвод

Кроме того, Согласно ст.11 Федерального закона от 25.12.2008г. -Ф3 «О противодействии коррупции» депутат ФИО26 обязан был принять меры по недопущению конфликта интересов; уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения; предотвратить и урегулировать конфликт интересов путем отвода или самоотвода в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД и депутат ФИО28, который был избран секретарем собрания при избрани глава МО «сельсовет Кубинский», в нарушении требований части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не приняли меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Депутат МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД Гамзалаев Р.А. должен был заявить самоотвод до начала собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД от 27. и не принимать участие в голосовании.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решение Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов. Поскольку решение Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский», которое было принято в условиях нарушения депутатами Закона о противодействии коррупции.

Также, собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД никаких мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов не принял, на уведомление истца о конфликте интересов не среагировал и не поставил на обсуждение вопрос перед депутатами собрания о возникшем конфликте интересов депутата ФИО27 до начала голосования.

Поскольку решение собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы МО «Сельсовет Кубинский» было принято в условиях нарушения депутатами МО «сельсовет Кубинский» Федерального Закона «О противодействии коррупции», то оно является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176, ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Собранию депутатов муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> РД о признании незаконным решения Собрания депутатов МО «сельсовет Кубинский» от ДД.ММ.ГГГГ, Об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22 незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным решение Собранию депутатов Муниципального образования «сельсовет Кубинский» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об избрании Главы МО «сельсовет Кубинский» <адрес> РД ФИО22.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Дагестан через Лакский районный суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено 19 июля 2021 г.

Председательствующий М.А. Нажаев