Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «09» ноября 2016 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Иванове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2181/16 по иску ФИО1 об оспаривании решения, действия (бездействия) Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по направлению в адрес ФИО1 сообщения от <дата> года № в части не рассмотрения поданного заявления в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О подготовки и заключении договора водопользования», и возвращении его заявителю на основании не соответствия форме поданного заявления. Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения законных прав и интересов ФИО1, путем рассмотрения поданного им заявления от <дата> и проведения процедуры предоставления акватории водного объекта - участка акватории <адрес>, расположена: <адрес>, в <...> кв.м. от устья, правый берег, в районе <адрес>, площадью <...> кв.м., в пользование ФИО1 в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О подготовки и заключении договора водопользования». Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей <...> копеек.
В обосновании предъявленных административных исковых требований в административном исковом заявлении указано, что <дата> ФИО1 с целью заключения договора водопользования в адрес административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было подано заявление о предоставлении в пользование участка акватории <адрес>, в <...> км. от устья, правый берег, в районе <адрес>, площадью <...> кв.м., и приложенные к данному заявлению документы для использования акватории водного объекта с целью размещения понтонных сооружений и отстоя маломерных судов. Сообщением от <дата>№ административный ответчик фактически отказал ФИО1 в рассмотрении заявления и проведении процедуры предоставления участка акватории на том основании, что поданное заявление не соответствует форме заявления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов от <дата>№ «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование». ФИО1 считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку он не соответствует положениям, установленным Постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О подготовке и заключении договора водопользования», вследствие чего он обратился в суд с вышеуказанными административными требованиями.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО2 действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала по доводам изложенным в представленном в письменном виде отзыве на административное исковое заявление. Дополнив, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области рассмотрев заявление ФИО1 обоснованно отказало последнему в рассмотрении его заявления по существу и проведении процедуры предоставления участка акватории. В случае вынесения положительного решения оно будет неисполнимым, т.к. все документы были возвращены ФИО1, ему необходимо обратиться повторно с заявлением по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование».
Выслушав доводы сторон процесса, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной
комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями),
если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что <дата> ФИО1 обратился с заявлением по форме, утвержденной приказом МПР России от 23.04.2008
№ 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование» вместе с сопроводительным письмом в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о заключении договора водопользования участка акватории <адрес>, расположенного: <адрес>, в <...> км от устья, правый берег, в районе <адрес>, площадью
<...> кв.м. в рамках Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.
Сообщением от <дата> Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области возвратило ФИО1 представленные заявление от <дата> и приложенные к нему документы по причине их несоответствия форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ
от 22 мая 2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование».
Согласно части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ, юридические лица приобретают права пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
В силу пункта 4 статьи 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Водного кодекса РФ в иных случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 Водного кодекса РФ.
На основании части 1 статьи 23 Водного кодекса РФ лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части в пользование, должно обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится такой объект.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылается на то, что заявленный участок акватории испрашивается с целью размещения понтонных сооружений, для отстоя маломерных судов.
В свою очередь, возвращая ФИО1 представленные им документы вместе
с заявлением от <дата> Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обосновало свои действия тем, что в данном случае, необходимо было руководствоваться Приказом Министерства природных ресурсов РФ
от 22 мая 2007 года № 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование».
Согласно Приказу Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2007 года № 128
«Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», прилагаемая к нему форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование утверждена в целях реализации пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 года № 230
«О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе,
и о проведении аукциона» в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование представляемом по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии РФ, указываются:
а) сведения о заявителе;
б) наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории;
в) цель и срок использования акватории водного объекта.
Как установлено пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 года
№ 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе,
и о проведении аукциона», право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе, для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
При этом критерием, определяющим порядок предоставления акватории согласно Постановлению Правительства РФ от 14 апреля 2007 года № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционер и о проведении аукциона» являются «разметка границ акватории водного объекта при размещении на ней чего-либо», а также случаи, «предусматривающие обустройство акватории в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности», а не просто любое обустройство.
В этой связи, суд признает правомерным довод заявителя о том, что цели и порядок использования испрашиваемой им акватории не отвечают вышеуказанным критериям, так как разметка акватории и ее обустройство ФИО1 не предусматриваются,
а, следовательно, предоставление акватории должно быть осуществлено именно в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», который при этом, не исключает проведение аукциона при определенных обстоятельствах.
Порядок заключения договора водопользования (статья 16 Водного кодекса РФ) определен правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 Марта 2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».
Регламентом и Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года № 165
«О подготовке и заключении договора водопользования» определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами.
В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта (не для забора воды или производства электрической энергии), после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Internet
или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов
от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней, с момента извещения или опубликования. Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение пяти дней, с даты окончания срока подачи документов (пункт 3.2.2 Регламента, пункт 22, 23 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования»).
Если же имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ
от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
Оценив представленные суду доказательства, доводы участников процесса и проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые
ФИО1 действия Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, выраженные в направлении в адрес заявителя сообщения от <дата>, в части не рассмотрения поданного заявителем
ФИО1 заявления от <дата>, необоснованны и нарушают права заявителя, что влечет признание судом их незаконными.
Доводы ответчика о неисполнимости судебного решения не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, т.к. устранение нарушений заявителя возможно в виде принятия к рассмотрению его обращения от <дата>, т.е. заявитель повторно направит указанное обращение с приложенными документами, но срок принятия заявления должен датироваться <дата>.
Требования административного истца об обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры предоставления испрашиваемого участка акватории в пользование истца в порядке и сроки, установленные постановлением от 12.03.2008 № 165, суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку компетенцией по проведению процедуры предоставления участка акватории обладает только Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, подменять полномочия которого суд не вправе.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Министерства лесного, хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по направлению в адрес ФИО1 извещения от <дата>№ в части не рассмотрения поданного <дата> заявления.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения путем принятия и рассмотрения по существу заявления ФИО1, поданного <дата>, по предоставлению акватории водного объекта – участка акватории <адрес>, расположенного: <адрес>, в <...> км.
от устья, правый берег, в районе <адрес>, площадью <...> кв.м., в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования».
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей <...> копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2016 года.
Судья
Куйбышевского районного суда
г. Самары Р.Р. Гараева