Дело № 2а-2183/2023
64RS0043-01-2023-002022-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2023 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Тютюкиной И.В.,
при секретаре Киреевой К.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1 –ФИО4, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - ФИО3, действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Саратовской области, руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области ФИО2, заинтересованные лица: администрация муниципального образования «Город Саратов», администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитет по управлению имуществом г. Саратова, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения государственного органа, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области) о признании незаконным решения государственного органа, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на объект недвижимости возникло ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации №) на основании распоряжения администрации Волжского района г. Саратова от 24 января 2008 года № 51 и решения Волжского районного суда г. Саратова по делу № от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом расположен на земельных участках с кадастровым номером №, право собственности на который, зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и земельного участка с кадастровым номером №, находящимся собственности Российской Федерации.
Заявитель обратился в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении без проведения торгов на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей размещения на земельном участке индивидуального жилого дома.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№ ТУ Росимущества в Саратовской области сообщило ФИО1 об отказе в предоставлении земельного участка па основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № - «предприятия по добыче полезных ископаемых (по добыче нефти, газа) подготовке сырья к транспортировке, в том числе: станции подземного хранения газа, объекты и сооружения технологически связанные с назначением нового основного вида использования (в том числе скважины различного назначения)». В настоящее время данный участок земли не используется публичным акционерным обществом «Саратовнефтегаз» (далее – ПАО «Саратовнефтегаз»). Месторождение № - закрыто, оборудование демонтировано. С 2017 года аренда данного земельного участка прекращена.
Поскольку фактическое использование жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, началось ранее даты утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», вид разрешенного использования должен определяться в соответствии с фактическим использованием объекта недвижимости.
ФИО1 полагает, что указанный отказ является необоснованным, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, не отвечает конституционным принципам, направленным на защиту имущества и права собственности.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена руководитель ТУ Росимущества в Саратовской области ФИО2
На основании вышеизложенного, административный истец просит признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№; обязать ТУ Росимущества в Саратовской области рассмотреть по существу заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель административных истца заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Саратовской области в судебном заседании дал пояснения, аналогичные изложенным в возражениях на иск.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили, административные истцы также не явились в судебное заседание, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости возникло ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Волжского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ№ и решения Волжского районного суда г. Саратова по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись регистрации №
Жилой дом расположен на двух земельных участках, а именно земельном участке с кадастровым номером №, право собственности на который, зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями ЕГРН, и на земельном участке с кадастровым номером №, находящимся в собственности Российской Федерации, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов», входящий в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утверждённых решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года № 54-397, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне И-1 зоне объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № - «предприятия по добыче полезных ископаемых (по добыче нефти, газа) подготовке сырья к транспортировке, в том числе: станции подземного хранения газа, объекты и сооружения технологически связанные с назначением нового основного вида использования (в том числе скважины различного назначения)».
В настоящее время данный участок земли не используется ПАО «Саратовнефтегаз», что подтверждается ответом ПАО «Саратовнефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ№ и ответом от ДД.ММ.ГГГГ№.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации.
Административный истец обратился в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположен жилой дом.
Рассмотрев обращение административного истца, ТУ Росимущества в Саратовской области дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для целей размещения на земельном участке индивидуального жилого дома с кадастровым номером № Указано, что в соответствии с положениями п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ объект недвижимости – жилой жом с кадастровым номером № частично расположен на земельном участке с кадастровым номером №, согласно сведениям ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка «предприятия по добыче полезных ископаемых (по добыче нефти, газа) подготовке сырья к транспортировке, в том числе: станции подземного хранения газа, объекты и сооружения технологически связанные с назначением нового основного вида использования (в том числе скважины различного назначения)». В связи с чем ФИО1 отказано в предоставлении спорного земельного участка.
ТУ Росимущества в Саратовской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на территории Саратовской области в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Росимущества от 23 июня 2023 года № 131.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером №, площадью 299 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования – «предприятия по добыче полезных ископаемых (по добыче нефти, газа) подготовке сырья к транспортировке, в том числе: станции подземного хранения газа, объекты и сооружения технологически связанные с назначением нового основного вида использования (в том числе скважины различного назначения)», находится в собственности Российской Федерации, частично в его границах расположен объект индивидуальной жилой застройки, принадлежащий ФИО1, то есть спорный земельный участок фактически используется административным истцом под объектом индивидуальной жилой застройки.
Отказ в предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган мотивировал несоответствием установленного (разрешенного) использования земельного участка целям его фактического использования собственниками объектов недвижимости (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ).
В статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с пунктом 5.4 Правил землепользования и застройки города Саратова, в случае если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в порядке статьи 39.20 ЗК РФ гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, находящиеся на таких земельных участках, и на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование). При этом фактические виды разрешенного использования объектов недвижимости устанавливаются на основании видов разрешенного использования, предусмотренных настоящими Правилами.
Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки города Саратова, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне И-1 – зоне объектов инженерной инфраструктуры. В разрешенных видах использования земельных участков для территориальной зоны И-1 как в основных, так и в условных, отсутствует вид разрешенного использования «размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости)».
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 299 кв.м имеет вид разрешенного использования – «предприятия по добыче полезных ископаемых (по добыче нефти, газа) подготовке сырья к транспортировке, в том числе: станции подземного хранения газа, объекты и сооружения технологически связанные с назначением нового основного вида использования (в том числе скважины различного назначения)», то есть не соответствующим его фактическому использованию административным истцом «для индивидуальной жилой застройки».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Порядок предоставления прав на земельные участки регулируется главой V.I ЗК РФ.
ФИО1 обратился в ТУ Росимущества в Саратовской области с заявлением о предоставлении земельного участка на основании положений подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, согласно которым продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Абзацем 4 п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования) могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Если иное не установлено статьей 39.1 ЗК РФ или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 которого предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
На основании п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, пунктом 14 которой предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу указанных норм, подлежащих применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 ЗК РФ), возникновение исключительного права на приобретение земельного участка без проведения торгов зависит от достижения той цели, для которой он предоставлялся лицу.
Из системного анализа вышеприведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельствах следует, что административный истец не лишен прав на приобретение земельного участка под принадлежащими ему объектом недвижимости (право собственности, на который приобретено им до принятия Правил землепользования и застройки города Саратова), в связи с чем доводы административного истца сводятся к неправильному толкованию положений действующего законодательства.
Таким образом, отказ уполномоченного органа в предоставлении права на испрашиваемый участок принят в соответствии с действующим земельным законодательством (пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ) и права административного истца не нарушает, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, наделенный отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявший оспариваемое постановление либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Таким образом, действующими нормами Земельного кодекса РФ установлен императивный запрет на предоставление земельных участков гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в случае, если вид разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном кадастре недвижимости, не соответствует фактическому использованию земельного участка.
Ссылка административного истца на положения п. 5.4 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» не состоятельна.
Так, пункт 5.4 Правил землепользования устанавливает: «...если на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование)».
Вместе с тем, спорный земельный участок образован с видом разрешенного использования, не соответствующим фактическому виду использования.
Из статей 218 и 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Поскольку в удовлетворении основного требования о признании решения незаконным административному истцу отказано, соответственно оснований для возложения обязанности по повторному рассмотрению заявления не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 (паспорт гражданина РФ №№) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области ФИО2 о признании незаконным решения государственного органа, возложении обязанности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись И.В. Тютюкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 сентября 2023 года.
Судья подпись И.В. Тютюкина