ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2185/18 от 10.08.2018 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2а-2185/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2018 года город Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретаре Назаровой К.Г.,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и ФИО4 о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права,

установил:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области) и ФИО4 о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.

Требования административного истца мотивированы тем, что <дата> он обратился в ОП ГАУ «<данные изъяты> с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес>. <дата> Управление Росреестра по Саратовской области приостановила государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до <дата>. В уведомлении Управление Росреестра по Саратовской области указывает, что поступило заявление в отношении здания (жилого дома) этажность - 4 этажа, площадью - 348,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и технический план от <дата>, в отношении четырехэтажного жилого дома. Данный объект недвижимости не отвечает требованиям законодательства (ч. 3 ст. 48, ч. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). С указанными обстоятельствами он не согласен так как административным органом подменены понятия «этажность» и «количество этажей», а также неправильно определены фактические обстоятельства относительно количества этажей предназначенных для проживания одной семьи. Здание, указанное в техническом плане состоит из трех надземных этажей, предназначенных для проживания и одного подземного этажа - подвала. В подвале по проекту и в действительности отсутствуют комнаты для проживания. Такое помещение является помещением вспомогательного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Здание но адресу: <адрес> представляет собой здание общее количество этажей у которого, включая подвал составляет 4, количество надземных этажей и этажность составляет 3. Данные характеристики индивидуального жилого дома соответствуют Разрешению на строительство от <дата> в котором казано общее количество этажей 4, подземных этажей 1, этажность 3, высота 12 м, а также требованиям Градостроительного кодекса РФ. На основании изложенного просит признать незаконным приостановление в осуществлении государственного – кадастрового учета и государственной регистрации права от <дата> в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> Обязать Управление Росреестра по Саратовской области совершить действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес> в параметрах определенных в Техническом плане здания.

Административный истец ФИО3 и административный ответчик ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области по доверенности ФИО2 просила отказать в удовлетворении административного иска. Дала пояснения аналогичные изложенным в возражениях (л.д. 48-51).

Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца и административного ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 10 ст. 26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Частями 1-3 ст. 41 указанного Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> ФИО3 обратился в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 10, 56-58, 59-61).

В соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

<дата> государственный регистратор ФИО4 уведомлением сообщило ФИО3 о приостановлении государственный кадастрового учета и государственной регистрации права на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до <дата> (л.д.11-13, 77-79).

В уведомлении о приостановлении указано, что технический план подготовлен в отношении четырехэтажного жилого дома, в связи с чем данный объект не отвечает требованиям законодательства к объекту жилищного строительства (ч. 3 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

При проверке законности принятого решения судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> по заказу ФИО3 был подготовлен технический план задания на строительство индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 360 кв.м, с количеством этажей – 4, в том числе 1 этажом подземным, этажностью – 3 (л.д. 68-76).

<дата> ФИО3 выдано разрешение (л.д. 64-67) на строительство индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 360 кв.м, с количеством этажей – 4, в том числе 1 этажом подземным, этажностью 3.

Из пояснений представителя административного истца следует, что ФИО3 построил жилой дом расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с выданным разрешением на строительство.

В силу ч. 3 ст. 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2, 3 и п. 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

На основании п. 2 Приложения Б, СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные (актуализированная редакция СНиП 31-02-2001), и. п. 2 Приложения Б, СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003), чердачное помещение представляет собой мансардный этаж, который учитывается при определении количества этажей. Также, технический подвал высотой более 1,8 м считается этажом.

Согласно Приложению В, СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные» (Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) при определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Поскольку под количеством этажей следует понимать количество всех этажей, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный, возведенный ФИО3 объект капитального строительства имеет четыре этажа и, таким образом, не отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальным жилым домам, определяемым вышеприведенными нормами Градостроительного кодекса РФ.

Доводы ФИО3 об обратном, связаны с неверным толкованием закона.

Государственный регистратор ФИО4 в пределах предоставленных ей полномочий в установленный срок приняла решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Данное решение является обоснованным, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и ФИО4 о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья (подпись) Р.В. Рыбаков

В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2018 года.