63RS0007-01-2019-002421-56
Дело № 2а-2185/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.о. Самара 26 августа 2019 года
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Булацкой В.П., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что ею ДД.ММ.ГГГГ. в Администрацию городского поселения было подано заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, отнесенном к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. она была уведомлена об отказе в выдаче требуемого разрешения. Отказ обоснован отсутствием сведений о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии); отсутствием сведений о планируемых параметрах (площади объекта ИЖС); отсутствием сведений об отступах от границ земельного участка; объект ИЖС в настоящее время создан на земельном участке; уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на участок; несоответствия описания внешнего объекта ИЖС или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Полагает, что отказ административного ответчика нарушает ее права, как собственника земельного участка, каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка не зарегистрировано, жилой дом соответствует строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, при реконструкции изменилась площадь дома, его местоположение осталось неизменным. За период пользования домом и земельным участком к ней претензий со стороны органа местного самоуправления, контрольных и надзорных органов не предъявлялось, постройка не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Просит признать незаконным и отменить решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержала, просила иск удовлетворить.
Административный ответчик, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки представителя суд не уведомил, с ходатайствами не обращался.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в том числе решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем, необходимая совокупность таких условий в настоящем споре судом не усмотрена.
Отказывая ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из соответствия оспариваемого решения требованиям закона.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанном земельном участке возведен одноэтажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв.м, вспомогательной - <данные изъяты>
Согласно техническому паспорту жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ произведена реконструкция жилого дома, в результате которой изменилась этажность жилого дома (двухэтажный с подвалом) и площадь - <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Оспариваемым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в испрашиваемой просьбе заявителю отказано.
Отказ обоснован отсутствием сведений о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии); отсутствием сведений о планируемых параметрах (площади объекта ИЖС); отсутствием сведений об отступах от границ земельного участка; объект ИЖС в настоящее время создан на земельном участке; уведомление подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на участок; несоответствия описания внешнего объекта ИЖС или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В силу требований частей 1, 7, 10 ст. 51.1 ГрК РФ, в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с указанием: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства, в целях строительства которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства; направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке направляется застройщику в том числе в случае, если: размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), приосуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 4 ст. 51 ГрК РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.
Таким образом, принятие оспариваемого решения относится к компетенции Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган, осуществляющий выдачу разрешения на строительство, заявление о выдаче такого разрешения с приложением документов, указанных в ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, в том числе схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (п. 3 ч. 9 ГрК РФ).
Частью 11 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления уполномочен на проведение проверки наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проведение проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом частью 13 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Требования к градостроительному плану земельного участка установлены статьями 44 и 46, к проекту планировки - статьями 42, 45, 46 ГрК РФ.
Получению разрешения на строительство, как следует из ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 11 ст. 48 ГрК РФ).
Системное толкование приведенных положений ГрК РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Кроме того, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяется выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, из этого также следует, что приступить к строительству застройщик вправе только после получения такого разрешения.
Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства. Разрешение на строительство является основанием для начала строительства указанного в нем объекта, следовательно, выдача такого разрешения должна предшествовать проведению строительных работ.
Вместе с тем, на указанном выше земельном участке уже существует жилой дом, местоположение которого отражено, в частности на публичной кадастровой карте и не оспаривается стороной административного истца. Возведение жилого дома в отсутствие разрешения на строительство также не оспаривается административным истцом.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствуют.
Доводы стороны административного истца со ссылкой на соответствующие экспертные заключения о том, что жилой дом соответствует строительным, пожарным, санитарным нормам и правилам, постройка не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не могут быть приняты судом в качестве оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд обращает внимание, что поскольку объект индивидуального жилищного строительства уже возведен на земельном участке, предмет спора является неактуальным и ФИО2 не лишена права и возможности предпринять иные меры по реализации своего права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд Самарской области.
Судья: Е.А. Тимагин
Решение принято в окончательной форме 2 сентября 2019 года.