№ 2а-2185/19
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2019 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Дмитриеве Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Ижевска о признании незаконным постановления в части включения многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Ижевска о признании незаконным постановления в части включения многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. В обоснование требований указал, что ФИО1 является собственником <данные скрыты> доли в жилом помещении многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
<дата>. было вынесено постановление Главы Администрации г. Ижевска № от <дата>. и № от <дата>. с печатью главы Администрации г. Ижевска ФИО2 и ФИО3 соответственно. Постановление Администрации г. Ижевска вынесено с нарушением и несоблюдением норм ЖК РФ, не предприняты необходимые меры о надлежащем информировании граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта, а также в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. В соответствии с ч.4 ст.45, п.6 ст.170, ч.5 ст.45 ЖК РФ, Постановления Конституционного суда РФ от 12.04.2016г. №10-П, просит восстановить процессуальный срок для подачи искового заявления, поскольку о действии данных постановлений Администрации главы г. Ижевска № от <дата>. и № от <дата>. подписанных ФИО2 и ФИО3, он узнал в судебном заседании Судебного участка № Первомайского района г. Ижевска УР, назначенного предварительное заседание на <дата>. в 10.25ч. Отменить постановления № от <дата>. и № от <дата>. главы Администрации г. Ижевска ФИО2 и ФИО3.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Пояснил, что Администрацией г. Ижевска был нарушен законный порядок уведомления жильцов дома об избрании способа формирования капитального ремонта. Не был уведомлен о проведении общего собрания. Платежные документы ему не поступали. Просит признать незаконными постановления № от <дата>. и № от <дата>. главы Администрации г. Ижевска ФИО2 и ФИО3.
Представитель ответчика Администрации г. Ижевска ФИО4, действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы и обстоятельства изложенные в отзыве на административное исковое заявление, приобщенные к материалам дела, в которых указала, что в соответствии с ч. 3,7 ст.170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Таким образом, собственниками данного дома не было принято и реализовано решение по определению способа формирования фонда капитального ремонта.
В связи с этим, руководствуясь п.7 ст.170 ЖК РФ, Администрацией г. Ижевска принято постановление от <дата>. № «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта». Многоквартирный <адрес> также включен в перечень данных домов.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ.
Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Из анализа обжалуемого акта следует, что он не содержит результатов толкования норм права, которые могут использоваться в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц, действует лишь в отношении указанных в приложении многоквартирных домов до тех пор, пока собственниками данных многоквартирных домов не будут приняты решения о выборе иного способа формирования фонда капитального ремонта, предусмотренного ЖК РФ.
Таким образом, данный правовой акт не является общеобязательным, принят в отношении ограниченного круга лиц, соответственно является ненормативным правовым актом. Отсутствуют основания рассмотрения административного искового заявления ФИО1 в соответствии с главой 21 КАС РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
При этом, при рассмотрении данного административного искового заявления по главе 22 КАС РФ, истец пропустил срок обращения в суд с требованием о признании недействительным постановления Администрации г. Ижевска. На основании изложенного, просит суд отказать истцу в восстановлении процессуального срока для обращения в суд о признании незаконным постановления Администрации г. Ижевска от <дата>. № и Постановления Администрации г. Ижевска от <дата>. №, и соответственно отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании пояснила, что истец пропустил срок обращения в суд по неуважительным причинам.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1 является собственником <данные скрыты> доли в праве собственности на жилое помещение- квартиру по адресу: <адрес>, где и зарегистрирован, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>., копией паспорта.
Администрацией г. Ижевска вынесено постановление от <дата>. № о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, на основании которого в соответствии с ЖК РФ, Законом УР от 22.10.2013г. № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР», в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования г. Ижевск, утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Ижевск, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Согласно приложенного перечня, данное постановление относится и к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>.
Администрацией г. Ижевска вынесено постановление от <дата>. № о внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от <дата>. № «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», на основании которого в соответствии с ЖК РФ, Законом УР от 22.10.2013г. № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР», утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Ижевск, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в новой редакции. Согласно приложенного перечня, данное постановление относится и к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст.169 ЖК РФ (ред. от 29.12.2014г.), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ст.170 ЖК РФ (ред. от 29.12.2014г.), взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст.171 ЖК РФ (ред. от 29.12.2014г.).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Истцом не представлено суду доказательств, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, принималось решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Суду не представлено доказательств, что оспариваемыми постановлениями Администрации г. Ижевска нарушены права, свободы и законные интересы истца, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Ссылку истца на рассмотрение мировым судом искового заявления НОУ «Фонд капитального ремонта УР" к ФИО1 о взыскании задолженности, суд считает необоснованной. Так у суда не имеется сведений, что истцом выполнялись обязанности, предусмотренные п.2 ч.2 ст.154 ЖК РФ по внесению платежей за капитальный ремонт многоквартирного дома ни региональному оператору УР, ни на специальный счет, определенный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, суд принимает во внимание, что истец просит отменить оба постановления в полном объеме, то есть с перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Так как истец не является собственником помещений в иных домах, включенных в перечень, он не вправе обращаться в суд с заявлением об отмене постановления в отношении иных многоквартирных домов.
Суд не находит в действиях Администрации г. Ижевска при вынесении оспариваемых постановлений, нарушений действующего законодательства.
В соответствии с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об отмене постановлений Администрации г. Ижевска.
Согласно ч. 1,5,8 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ст.195 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Участниками процесса не представлено суду доказательств, что НОУ «Фонд капитального ремонта УР» направляло истцу платежные документы для оплаты обязательных платежей за капитальный ремонт.
Однако, как установлено в судебном заседании, НОУ «Фонд капитального ремонта УР» обратилось к мировому судье судебного участка № Первомайского района г. Ижевска с иском к ФИО1 с требованием о взыскании суммы, о чем истец был уведомлен в <дата>., что подтверждается копией судебной повестки на <дата>., то есть ему стало известно о внесении жилого дома по адресу: <адрес>, где находится квартира истца, в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Кроме того, оспариваемые постановления Администрации г. Ижевска находились в свободном доступе в системе «Интернет» и средствах массовой информации, в связи с чем истец, при должном внимании, мог ознакомиться с данными документами.
Административное исковое заявление истцом подано <дата>, то есть за пределами 3 месячного срока на подачу административного искового заявления.
Суду не представлено достаточных и уважительных причин для восстановления истцу срока на подачу административного искового заявления, в связи с чем суд считает, что истцом пропущен срок на подачу административного искового заявления без уважительной причины. При этом обращение в суд с нарушением правил подсудности, а также возвращение иска в связи с допущенными при его подаче нарушениями, к уважительным причинам пропуска срока отнесены быть не могут. При таких обстоятельствах в восстановлении пропущенного срока суд отказывает.
В соответствии с изложенным, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Администрации г. Ижевска о признании незаконным постановления в части включения многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Руководствуясь главами 15, 22 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Ижевска о признании незаконным постановления в части включения многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова