ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2185/2021 от 15.07.2021 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Геленджик 15 июля 2021 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Соловьяновой С. В.,

при секретаре Мозымове В.В.,

с участием:

административного истца Банченко С.М.,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Кулиничева Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Банченко С.М. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования город-курорт Геленджик А.А. Грачеву об оспаривании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик,

установил:

Банченко С.М. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об оспаривании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, заместителю главы муниципального образования город-курорт Геленджик А.А. Грачеву об оспаривании постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исковые требования мотивировал тем, что административный истец Банченко С.М. числился в общереспубликанском списке Республики Коми за на получение субсидии для переселения за пределами г. Воркута. Но с изменением Правил регистрации и учета таких граждан, и включение в очередь лиц, имеющих право на льготы, административный истец стал числиться под . Хорошо подумав, административный истец пришел к выводу, что если очередь и дальше будет так двигаться назад, то до дня получения субсидии на переселение он в г. Воркуте не доживет (отсутствие работы, тяжелые климатические условия). На основании своего решения административный истец решил уехать в г. Геленджик, где приобрел небольшой дачный участок площадью 400 кв.м. с фанерным дачным домиком. Для устройства на работу административный истец покупал временную прописку по объявлению в местной городской газете, пока не вступил в силу закон об упрощенной регистрации домов на дачных участках. Административный истец обратился к юристу, для того, что бы он смог прописаться на своих четырех сотках для садоводства, по декларации, в упрощенном порядке, под будущее строительство административному истцу зарегистрировали жилой дом площадью 54,6 кв.м., которого, на самом деле, на участке не было. Отсутствие капитального жилого строения подтверждается актом обследовании жилищных условий (прилагается) Геленджикским обществом инвалидов и актом обследования кадастровым инженером (прилагается), а также свидетельскими показаниями квартального по садоводству соседа Свидетель №1 Административный истец неоднократно обращался в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с просьбой комиссионно зафиксировать отсутствие у административного истца, как инвалида и пенсионера благоустроенного жилого помещения. На все заявления административный истец получал отказ.

21.01.2021 административный истец обратился в отдел по учету граждан администрации горда Геленджика с типовым заявлением о постановке его на очередь по получение субсидии для граждан, переселяющих из районов Крайнего Севера, заявление приняли. Административный истец получил отказ не по существу своего заявления, ему было отказано как лицу, которое просит улучшить свои жилищные условия, с таким заявлением административный истец не обращался, а чиновники просто не прочитали внимательно его документы.

Просит суд:

-признать незаконным отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в постановке административного истца на учет как гражданина, имеющего право на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и мест, приравненных к ним;

-обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик поставить административного истца в очередь на основании Федерального Закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О Жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на получение субсидии для приобретения жилья в г. Новороссийске, поскольку в данный момент у административного истцу отсутствует жилье, он является инвалидом 2 группы, живет без удобств в фанерном дачном домике.

В судебном заседании административный истец Банченко С.М. исковые требования подержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Кулиничев Д.Г. в судебном заседании исковые требования истца не признал и пояснил, что 21.01.2021 поступило заявление административного истца о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении, данное заявление было рассмотрено, документально было подтверждено право административного истца на отнесение его к отдельной категории граждан, а именно граждан выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. Данная категория граждан признается нуждающейся для получения жилищных условий. Условия граждан нуждающимися содержится в ст. 51 ЖК РФ. Из представленных документов администрации стало известно, что на основании выписки из Росреестра у него находился в собственности с 12.09.2014 года, на основании декларации об объекте недвижимого имущества и договора купли продажи, жилой дом площадью 54,6 кв. м., прекращение права собственности 07.10.2020 года. Одним из оснований для отказа признания гражданина нуждающимся, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет, со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку согласно выписке, государственная регистрация права была прекращена в октябре 2020 года, администрацией было издано постановление со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. Согласно акту и заключению кадастрового инженера установлено, что на участке никаких строений не находится. Поскольку запись о праве собственности в ЕГРН существовала, иное решение кроме как об отказе орган местного самоуправления не мог принять. Законных оснований для постановки нет. В исковых требованиях административному истцу просил отказать.

Административный ответчик заместитель главы муниципального образования город-курорт Геленджик Грачев А.А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании свидетель Писарев А.А. суду пояснил, что в 2016 году купил земельный участок рядом с участком административного истца. Административный истец живет в деревянном домике, без фундамента, одна комната, вода из скважины, летний душ, туалет на улицы, горячая вода отсутствует, греет воду, дом отапливает дровами или электричеством. На принадлежащим административному истцу земельном участке отсутствует объект капитального строительства и никогда не было.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, 21.01.2021 административный истец Банченко С.М. обратился в отдел по учету граждан администрации горда Геленджика с типовым заявлением о постановке на очередь по получение субсидии для граждан, переселяющих из районов Крайнего Севера.

Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 05.03.2021 №360 Банченко С.М. было отказано в его постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ст. 219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться с указанным административным исковым заявлением непосредственно в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8. ст. 226 КАС РФ).

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно преамбуле названного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В силу ст. 3 Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В силу п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительством РФ от 10 декабря 2002 года N 879 регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В силу приведенных норм, на учете в качестве лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера могут состоять только те граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством того субъекта Федерации, на территории которого они проживают после выезда из районов Крайнего Севера.

Согласно представленной администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 16 марта 2021 г. за Банченко С.М. с 12.09.2014 года было зарегистрировано права собственности на жилой дом, площадью 54,6 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности прекращено.

Таким образом, выявление факта наличия у Банченко С.М. жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности по адресу: <адрес>, явилось основанием для отказа в его постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ч. 2 указанной статьи Кодекса административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Применительно к данному делу, исходя из оснований отказа административному истцу Банченко С.М. в его постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию, относятся обстоятельства отсутствия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В связи с этим, при разрешении спора проверке подлежит установлению факт: отсутствие у Банченко С.М. жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В судебном заседании установлено и подтверждается актом обследования жилищных условий, составленном Геленджикской городской общественной организацией инвалидов «Общество инвалидов», Банченко С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 2 группы, проживает один по адресу: <адрес> на садовом участке в дачном домике, площадью 21 кв.м (комната-студия). Материал стен дома плита ОSB, отопление отсутствует, газа нет, вода подается из скважины, горячей воды нет, санузел в доме отсутствует, имеется уличный туалет, душ летнего типа. Приготовление еды осуществляется на переносной электрической плите. На участке находится недостроенный фундамент для капитального строения площадью 54,6 кв.м. Данный факт в судебном заседании подтвержден свидетелем Свидетель №1

Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера, Вальтер В.В. от 26.10.2020 года, на земельном участке с кадастровым , расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют объекты капитального строительства.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом доказано нарушение своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации муниципального образования город - курорт Геленджик, противоречит закону и нарушает права и интересы административного истца Банченко С.М., а потому административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Банченко С.М. удовлетворить частично.

Признать незаконный отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в принятии на учет гражданина Банченко С.М., в качестве нуждающегося в жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ за .

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет гражданина Банченко С.М. в качестве, нуждающегося в жилых помещениях.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований истцу отказать.

Об исполнении решения суда сообщить суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение суда принято в окончательной форме 19.07.2021г.