ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2187/19 от 22.04.2019 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Административное дело № 2а-2187/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2019 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,

при секретаре Дубина А.С.,

с участием: представителя административного истца Управления государственного жилищного надзора Белгородской области ФИО1, действующего по доверенности от 21.03.2019, административного ответчика ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах ТСН «Славянский», представителя заинтересованного лица ИФНС России по г. Белгороду ФИО3, действующего по доверенности от 29.08.2018,

в отсутствие: административного ответчика ФИО4, о месте и времени извещенной своевременно, надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления государственного жилищного надзора Белгородской области к товариществу собственников недвижимости «Славянский», ФИО4, ФИО2 о ликвидации товарищества собственников недвижимости «Славянский»,

установил:

Управление государственного жилищного надзора Белгородской области инициировало обращение в суд административным иском к товариществу собственников недвижимости «Славянский», ФИО4, ФИО2, в котором просит ликвидировать товарищество собственников недвижимости «Славянский», основной государственный регистрационный номер №1083123016448, юридический адрес: 308000, г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, дом №11; возложить обязанность по проведению процедуры ликвидации на учредителей ТСН «Славянский» ФИО5, ФИО2; возложить обязанность на Инспекцию ФНС России по городу Белгороду внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица товарищества собственников недвижимости «Славянский».

В обоснование заявленных требований указало, что в период с 15 января 2019 года по 21 января 2019 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСН «Славянский» по требованию прокуратуры города Белгорода от 21 декабря 2018 года вх. №4209, а также требованию прокуратуры Белгородской области от 27 декабря 2018 года вх. №4238, в ходе которой установлено, что на основании протокола № 1 общего собрания собственников жилья по адресу: <...>, от 21 июля 2008 года управление многоквартирным домом осуществляет товарищество собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский».

В ходе проверки выявлены нарушения требований жилищного законодательства, порядка организации проведения собрания и оформления результатов принятых решений на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома №11 по Свято-Троицкому бульвару в городе Белгороде, также установлено нарушение требований к порядку создания товарищества собственников жилья.

В судебном заседании представитель административного истца Управления государственного жилищного надзора Белгородской области ФИО1 поддержал доводы административного иска.

Административный ответчик ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский», не возражала против ликвидации товарищества собственников недвижимости «Славянский», не оспаривала выявленные нарушения требований жилищного законодательства, порядка организации проведения собрания и оформления результатов принятых решений на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, нарушения порядка создания товарищества собственников жилья «Славянский». Пояснила, что бюллетени и другие документы, относящиеся к протоколу №1 общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: город Белгород, Свято-Троицкий бульвар, дом №11, от 21.07.2008 ей, как председателю товарищества собственников жилья (ТСН), не передавались. Подтвердить факт принятия решения собственниками многоквартирного дома, которыми выбран способ управления домом в форме товарищества собственников жилья, не представляется возможным, как и принятие решений по другим вопросам повестки дня. Также указала, что в настоящее время управление многоквартирным домом №11 по Свято-Троицкому бульвару в городе Белгороде осуществляет ООО «Альтернатива» на основании договора №1 на управление многоквартирным домом от 01 октября 2018 года.

В судебное заседание не явился административный ответчик ФИО5, в адрес суда направила заявление, в котором указала, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является учредителем товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский». Также указала, что товарищество собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский» как юридическое лицо зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 24.09.2008, а запись о том, что ФИО5 является учредителем товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский» внесена 10.07.2014, о данной записи она узнала при рассмотрении настоящего спора. В связи с чем 12.04.2019 обратилась в ИФНС России по г. Белгороду с заявлением о недостоверности сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что ФИО5 является учредителем товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский», просила исключить вышеуказанную запись. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в судебное заседание не представила.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по г. Белгороду ФИО3 при разрешении заявленных требований полагался на усмотрение суда.

В силу ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в частности, товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья.

Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 136 ЖК РФ определено, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 152 ЖК РФ установлено, что товарищество собственников жилья наделено правом осуществлять обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

Ликвидируется товарищество собственников жилья либо добровольно - по решению общего собрания собственников, либо принудительно - по решению суда, принятому в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Порядок ликвидации товарищества собственников жилья как юридического лица, установлен ст. 63 ГК РФ и включает в себя несколько этапов, перечисленных в данной норме закона.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в частности: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (пп. 1); по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (пп. 3); в иных случаях, предусмотренных законом (пп. 6).

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия Устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в Устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации, в порядке административного судопроизводства.

Как следует из материалов настоящего дела, согласно протоколу № 1 от 21 июля 2008 года общего собрания собственников жилья по адресу: г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, дом №11, управление многоквартирным домом осуществляет товарищество собственников жилья (в настоящее время товарищество собственников недвижимости) «Славянский» (л.д.34-36).

С информацией по вопросу № 1 «О выборе собственниками формы управления многоквартирным домом» выступила представитель администрации г. Белгорода ФИО6, которая внесла предложение создать товарищество собственников жилья в качестве формы управления многоквартирным домом. Предложений от участников общего собрания о выборе иной формы управления домом в соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не последовало. На голосование было вынесено только предложение по выбору формы управления – товарищество собственников жилья. Голосовали: «за» - 6400,6 м? - 57 %; «против» - нет, «воздержались» - нет.

Исходя из вопросов повестки дня данного собрания, голосование за иные формы управления многоквартирным домом № 11 по Свято-Троицкому бульвару в г. Белгороде не проводилось.

В ходе предыдущей проверки в отношении товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский» (согласно распоряжению № 312-р от 10 марта 2017 года) (л.д.37-41) собственником квартиры № 19 в доме №11 по Свято-Троицкому бульвару в г. Белгороде была предоставлена копия платежного документа ЖКУ за декабрь 2008 года, из содержания которого следует, что указанным многоквартирным домом фактически управляло ЗАО «Комплекс Сервис» (организация, указанная в платежном документе). В таком случае вопрос № 1 повестки общего собрания собственников многоквартирного дома должен быть сформулирован не о выборе способа управления, а об изменении способа управления домом.

В протоколе № 1 от 21 июля 2008 года отражено принятие решений по двум первым вопросам, один из которых не был включен в повестку собрания – выборы председателя и секретаря собрания. Вопрос № 2 повестки собрания «Образование товарищества собственников жилья на основании ст. 135-138 Жилищного кодекса Российской Федерации» не рассматривался, так как его рассмотрение не отражено в итоговом протоколе.

Приложение к протоколу № 1 общего собрания собственников от 21 июля 2008 года, предоставленное собственниками квартир №19, №45, №88 дома № 11 по Свято-Троицкому бульвару в г. Белгороде, при проведении предыдущей проверки (согласно распоряжению №312-р от 10 марта 2017 года) не содержит решений собственников по каждому вопросу повестки собрания.

Согласно п. 3 ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны, в том числе, решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".

Таким образом, из содержания данного протокола сделать вывод о принятии собственниками многоквартирного дома № 11 по Свято-Троицкому бульвару в городе Белгороде решения о выборе способа управления домом товариществом собственников жилья не представляется возможным, также невозможно сделать вывод и о принятии решений по другим вопросам повестки собрания, так как в приложении к протоколу № 1 не указано по какому именно вопросу проголосовали собственники помещений дома.

В рамках проводимой проверки товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский» не были предоставлены бюллетени и другие документы, относящиеся к протоколу № 1 общего собрания собственников жилья по адресу: <...> от 21 июля 2008 года, так как председателю правления товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский» они переданы не были.

На основании протокола № 1 общего собрания собственников жилья по адресу: <...> от 21 июля 2008 года товарищество собственников жилья «Славянский» (в настоящее время товарищество собственников недвижимости «Славянский») было зарегистрировано в налоговом органе как юридическое лицо.

Принятие решений по вопросу №4 «Выбор Правления ТСЖ и Ревизионной комиссии» и вопросу №5 «Выбор Председателя Правления ТСЖ» повестки собрания, не входят в компетенцию данного собрания собственников помещений, так как в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

Вопрос №4 вводной части протокола при голосовании был обозначен как вопрос №3. В представленном решении общего собрания от 21.07.2008 повестка дня, указанная в водной части протокола, не соответствует повестке, по которой принимались решения собственниками.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 ЖК РФ протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания. В представленном протоколе не определено место хранения такого протокола, следовательно, получить список голосующих для проверки его законности, а также кворума общего собрания не представляется возможным, что недопустимо.

В силу пункта 4.1 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Пунктом 5 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентировано, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, на основании анализа представленных суду доказательств установлено, что товарищество собственников жилья (в настоящее время товарищество собственников недвижимости) «Славянский» создано в нарушение норм статьи 136 Жилищного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

На основании статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 14-П от 18.07.2003 года, отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В ходе судебного заседания административный ответчик ФИО2, действующая также в интересах ТСН «Славянский», пояснила, что реестр собственников помещений, принявших участие в общем собрании собственников помещений, на котором создано товарищество собственников жилья, список собственников помещений многоквартирного дома, которые проголосовали за создание товарищество собственников, отсутствуют в ТСЖ «Славянский».

Отсутствие решения собственников помещений данного многоквартирного дома о создании товарищества собственников жилья являются существенным и неустранимым нарушением порядка создания товарищества собственников жилья.

Доказательств соблюдения требований Жилищного кодекса РФ при создании товарищества собственников жилья «Славянский» ответчиками не представлено.

Таким образом, изложенное позволяет суду прийти к выводу, что допущенные при создании товарищества собственников жилья «Славянский» нарушения положений статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в отсутствии решения собственников помещений многоквартирного дома о создании данного товарищества собственников жилья и утверждении его устава в отсутствие необходимого количества голосов, являются грубыми нарушениями закона, носят неустранимый характер, в связи с чем требование о ликвидации товарищества собственников жилья «Славянский» подлежит удовлетворению.

Статья 61 ГК РФ (абз. 2 п. 3) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Уставом товарищества собственников недвижимости «Славянский» не определен орган, уполномоченный на его ликвидацию.

На момент рассмотрения дела и вынесения решения суда по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ФИО2 является председателем товарищества собственников жилья «Славянский», таким образом, руководствуясь требованиями ст. 61 ГК РФ, суд полагает необходимым возложить обязанность по осуществлению ликвидационных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на ФИО2

Учитывая, что 12.04.2019 ФИО5 обратилась в ИФНС России по г.Белгороду с заявлением о недостоверности сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что ФИО5 является учредителем товарищества собственников недвижимости (ранее ТСЖ) «Славянский», данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались председателем товарищества собственников недвижимости «Славянский» ФИО2, таким образом, требование административного истца в части возложения обязанности по проведению процедуры ликвидации на учредителя товарищества собственников недвижимости «Славянский» ФИО5 не подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание положения ст. 187 КАС РФ, суд полагает необходимым установить срок исполнения обязанности по осуществлению ликвидации товарищества собственников недвижимости «Славянский» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заявляя требование о возложении обязанности на ИФНС России по городу Белгороду внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации юридического лица - товарищества собственников недвижимости «Славянский», истец фактически просит возложить на заинтересованное лицо процессуальные обязанности, не предусмотренные КАС РФ.

Заинтересованные лица не являются субъектами спорного материального правоотношения, поэтому на них не может быть возложено каких-либо материально-правовых обязанностей. Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к удовлетворению иска в указанной выше части суд не усматривает.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в п. 2.1 Письма ФНС N ЧД-6-09/439 от 27.05.2005 "О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц", содержатся разъяснения порядка государственной регистрации ликвидации юридических лиц, из которых следует, что решение суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.

Решение суда о ликвидации юридического лица является основанием лишь для внесения регистрирующим органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, но не для внесения записи о ликвидации как таковой.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в таком случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 ГК РФ.

Из изложенного следует, что решение суда о ликвидации не исключает необходимости соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной законом, поскольку при ее осуществлении принимаются меры, направленные на защиту прав и интересов всех заинтересованных лиц.

При этом, статьями 62, 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Кроме того, ст. 21 указанного ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.

В силу п. 3 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Согласно положениям части 8 ст. 63 ГК РФ, пункта 6 ст. 22 Федерального закона N129-ФЗ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме того, порядок и основания исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица устанавливаются ст. ст. 21.1, 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, исходя из смысла ст. ст. 62, 63 ГК РФ, требований Федерального закона N 129-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что до проведения вышеописанных процедур и представления документов, указанных в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица невозможно.

Учитывая вышеизложенное, требование Управления государственного жилищного надзора Белгородской области в части возложения обязанности на ИФНС России по городу Белгороду внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица товарищества собственников недвижимости «Славянский» не подлежат удовлетворению.

Кроме того, из содержания вышеприведенных норм ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ лишь по решению регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица и при наличии оснований, установленных законом.

Возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в судебном порядке по решению суда действующим законодательством не предусмотрена.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с товарищества собственников недвижимости «Славянский» в доход бюджета городского округа «Город Белгород» в соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления государственного жилищного надзора Белгородской области к товариществу собственников недвижимости «Славянский», ФИО4, ФИО2 о ликвидации товарищества собственников недвижимости «Славянский» удовлетворить в части.

Ликвидировать товарищество собственников недвижимости «Славянский», основной государственный регистрационный номер №1083123016448, юридический адрес: 308000, г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, дом №11.

Обязанность по проведению процедуры ликвидации товарищества собственников недвижимости «Славянский» возложить на председателя ФИО2.

Установить срок проведения и завершения процедуры ликвидации - 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанное решение является основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица - товарищества собственников недвижимости «Славянский».

В остальной части административные исковые требования Управления государственного жилищного надзора Белгородской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Славянский» в доход бюджета городского округа «Город Белгород» государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Октябрьского районного

суда города Белгорода Е.А. Колмыкова

Мотивированный текст решения изготовлен 30.04.2019.