ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2189/2022 от 24.08.2022 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №2а-2189/2022

УИД 62RS0002-01-2022-001935-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г. Рязань

Московский районный суд г. Рязани в составе

председательствующей судьи Бичижик В.В.,

при помощнике судьи Сивцовой О.А.,

с участием представителя административного истца Моторина И.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия пять лет,

представителя административного ответчика МИФНС РФ №1 по Рязанской области, а также заинтересованного лица УФНС РФ по Рязанской области Кардаша Д.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,

представителя административного ответчика МИФНС РФ №1 по Рязанской области Савчук Н.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Бутдаевой Татьяны Владимировны к МИФНС РФ №1 по Рязанской области о признании незаконным решений налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Бутдаева Т.В. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС №1 РФ по Рязанской области о признании незаконным решений налогового органа. Административный иск (с учетом дополнительных пояснений от ДД.ММ.ГГГГ) мотивирован тем, что ответчик в отношении истца провел налоговые проверки, на основании которых вынес решения о привлечении истца к ответственности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что при проведении проверки нарушены требования п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ, поскольку составленный в ходе проверки Акты налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которых вынесены оспариваемые решения налогового органа, административным истцом не получены. Извещения о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесенные по результатам проверки решения административным истцом также получены не были. Доказательств направления указанных документов в адрес Бутдаевой Т.В. в ее адрес на ее обращение не предоставлено. Полагает, что подобные действия нарушают права налогоплательщиков на предоставление и защиту своих законных интересов как в ходе проведения, так и реализации результатов налоговых проверок. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Полагает, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены судом решений налогового органа о привлечении административного истца к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указал, что оснований для направления Актов проверки по почте у административного ответчика не имелось. Основанием для направления Акта по почте является уклонение налогоплательщика от получения акта в установленный пятидневный срок. При этом, факт уклонения должен быть зафиксирован в Акте. Тогда как Бутдаева Т.В. и ее представители не были проинформирована о проводящихся мероприятиях, от получения актов не отказывались. Полагает, что направление актов проведенных проверок в адрес Бутдаевой Т.В. почтой является неправомерным, что привело к их неполучению и невозможности предоставления возражений, участия в рассмотрении материалов налоговых проверок.

Просит признать незаконным решение МИФНС РФ №1 по Рязанской области о привлечении Бутдаевой Т.В. к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ и признать незаконным решение МИФНС РФ №1 по Рязанской области о привлечении Бутдаевой Т.В. к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФНС РФ по Рязанской области.

Административный истец Бутдаева Т.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель административного истца Моторин И.Н. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Савчук Н.Е. административные исковые требования не признала, суду пояснила, что МИФНС РФ №1 по Рязанской области в отношении Бутдаевой Т.В. была проведена камеральная проверка, про результатам которой был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Бутдаева Т.В. была надлежащим образом извещена о его составлении путем направления его почтой по месту ее регистрации, правом на предоставление возражений на акт проверки не воспользовалась. По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Бутдаевой Т.В. к налоговой ответственности, которое было направлено в адрес Бутдаевой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации заказным письмом через оператора почтовой связи «Городская курьерская служба». Кроме того, инспекцией, на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, проведена выездная налоговая проверка в отношении Бутдаевой Т.В., по результатам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Акт был направлен своевременно в адрес Бутдаевой Т.В. заказной почтовой корреспонденцией, правом представить возражения на указанный акт Бутдаева Т.В. не воспользовалась. По результатам проведенной проверки налоговым органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Бутдаевой Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение было направлено в адрес Бутдаевой Т.В. по всем известным налоговому органу адресам (в три адреса), в том числе по месту регистрации. Кроме того, в адрес Бутдаевой Т.В. при проведении налоговых проверок выносились и направлялись уведомления об окончании выездной налоговой проверки, справка об окончании налоговой проверки, уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами. Все документы налогового органа своевременно направлялись в адрес Бутдаевой Т.В., которая не обеспечила их получение по месту своей регистрации и иным адресам. Полагает, что действия налогового органа законны, а вынесенные решения отмене не подлежат. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Кардаш Д.В., одновременно являющийся представителем заинтересованного лица УФНС РФ по Рязанской области, поддержал позицию представителя административного ответчика Савчук Н.Е., дополнительно указал, что направление заказной почтовой корреспонденцией в адрес проверяемого лица актов проверок и иных документов, не является нарушением прав этого лица или нарушением порядка проведения налоговой проверки. Просил в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Изучив административное исковое заявление, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Анализ указанной нормы закона позволяет сделать вывод, что в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются факт нарушения положений действующего законодательства со стороны органов и их должностных лиц, чьи действия либо решения оспариваются административными истцами, а также факт того, что данные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, либо к незаконному возложению на них каких-либо обязанностей. При этом по смыслу, придаваемому законодателем изложенной норме, решение об удовлетворении заявленных исковых требований может быть вынесено при условии одновременного выполнения двух вышеперечисленных оснований, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.

По смыслу ст.227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебном заседании установлено, что Межрайонной ИФНС РФ №1 по Рязанской области в отношении Бутдаевой Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена налоговая проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (информации) о доходах, полученных Бутдаевой Т.В. от продажи недвижимого имущества.

По окончании налоговой проверки в отношении Бутдаевой Т.В. был составлен Акт налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, который заказной почтовой корреспонденцией был направлен ДД.ММ.ГГГГ Бутдаевой Т.В. по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС РФ №1 по Рязанской области составлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки в отношении Бутдаевой Т.В., которая приглашалась у МИФНС РФ №1 по Рязанской области для рассмотрения материалов налоговой проверки в налоговый орган к 11 часам 30 минутам ДД.ММ.ГГГГ. Извещение направлено заказной почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бутдаевой Т.В. по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС РФ №1 по Рязанской области вынесено решение о привлечении Бутдаевой Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение направлено заказной почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ в адрес Бутдаевой Т.В. по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС РФ №1 по Рязанской области вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении Бутдаевой Т.В., в адрес Бутдаевой Т.В. составлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в ее адрес решения от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с уплатой налогов; предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов, копия повестки от ДД.ММ.ГГГГ о вызове на допрос свидетеля. Сообщение с приложенными документами направлено Бутдаевой Т.В. заказной почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ по известным МИФНС РФ №1 по Рязанской области адресам Бутдаевой Т.В.: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС РФ №1 по Рязанской области составлена справка о проведенной выездной налоговой проверке, которая направлена Бутдаевой Т.В. заказной почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ по адресам <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ по окончании налоговой проверки составлен Акт налоговой проверки , а ДД.ММ.ГГГГ составлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, которые заказной почтовой корреспонденцией с приложениями ДД.ММ.ГГГГ направлены Бутдаевой Т.В. по адресам <адрес>, ком.3а.

ДД.ММ.ГГГГ МИФНС РФ №1 по Рязанской области вынесено решение о привлечении Бутдаевой Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое направлено ДД.ММ.ГГГГ Бутдаевой Т.В. по адресам <адрес>

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными при рассмотрении дела Актами налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, списками внутренних почтовых отправлений отдела камеральных проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, извещениями о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решениями МИФНС РФ №1 по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о проведенной выездной налоговой проверке, а также справками городской курьерской сбужбы об отправке/доставке почтовых отправлений.

Согласно справкам городской курьерской службы об отправке/доставке почтовых отправлений, корреспонденция, направлявшаяся в адрес Бутдаевой Т.В. по вышеуказанным адресам и содержащая исследованные в судебном заседании указанные документы, Бутдаевой Т.В. не получена, возвращена адресату МИФНС РФ №1 по Рязанской области в связи с истечением срока хранения.

В силу п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

В случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах (п.1.2 ст.88 НК РФ).

Согласно ч.2 ст.89 НК РФ, решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ст.100 НК РФ, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В судебном заседании установлено, что выносимые по окончании налоговых проверок в отношении Бутдаевой Т.В. акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о рассмотрении материалов налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Бутдаевой Т.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения, были своевременно направлены в адреса Бутдаевой Т.В. заказными почтовыми отправлениями, по всем известным налоговому органу адресам Бутдаевой Т.В., один из которых является местом ее регистрации по месту жительства.

По сведениями почтового оператора <данные изъяты> имели место неудачные попытки вручения писем.

Адрес регистрации Бутдаевой Т.В. по месту жительства <адрес> был подтвержден представителем административного истца Моториным Д.В. при рассмотрении дела.

Таким образом, доводы административного искового заявления о том, что не имеется доказательств направления составленных в ходе налоговой проверки документов в отношении Бутдаевой Т.В., не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

Доводы представителя административного истца Моторина Д.В. о том, что указанные документы неправомерно были направлены после их вынесения в адрес Бутдаевой Т.В. заказной корреспонденцией почтой, не могут быть приняты в качестве обоснованных.

Пунктом 5 ст.100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Согласно абз.3 п.2 ст.101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п.6 ст.100 НК РФ и п.6.2 ст.100 НК РФ.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (ст.101 НК РФ).

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно п.4 ст.31 НК РФ, в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма, ввиду чего акты, извещения и решения считаются полученными административным истцом.

Обязанность обеспечивать получение почтовой корреспонденции лежит на налогоплательщике и, не выполнив этой обязанности, налогоплательщик не вправе ссылаться на ее неполучение, как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.

Государственная регистрация налогоплательщика по месту жительства влечет за собой определенные обязанности, в том числе и обязанности по обеспечению получения корреспонденции.

Государственная регистрация налогоплательщика по месту жительства является одним из адресов, учет которого ведется налоговым органом для связи с налогоплательщиком. Об изменении номеров телефона, электронной почты, иных адресов телекоммуникации, налогоплательщик в налоговый орган сообщать не должен, данные сведения из других источников в налоговый орган не поступают, ввиду чего, разыскивать номера телефонов и адреса телекоммуникации для связи с налогоплательщиком налоговый орган не обязан.

Следовательно, направление налоговым органом в ходе проведения налоговых проверок и по ее результатам составленным в ее ходе документов почтовыми отправлениями, не нарушает прав административного истца, более того, на административном истце лежит обязанность получения указанной корреспонденции.

При таких обстоятельствах со стороны административного ответчика не допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.

Следовательно, права административного истца в ходе проведения налоговых проверок нарушены не были, процедура проведения налоговых проверок соблюдена, ввиду чего суд приходит к выводу о необоснованности заявленного административного искового требования, которое удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Бутдаевой Татьяне Владимировне в удовлетворении административных исковых требований к МИФНС РФ №1 по Рязанской области о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ и решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022 года.

Судья В.В.Бичижик