ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2194/20 от 09.02.2021 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-45/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

9 февраля 2021 г. с. Иглино

Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Тарасовой Н.Г.,

с участием административного истца ФИО1, ее представителя по устному ходатайству ФИО2,

представителя заинтересованного лица и.о. прокурора Иглинского района РБ Мигранова Р.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рымарь О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МР Иглинский район РБ, администрации СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ о признании незаконным действий администрации МР Иглинский район РБ об отказе в выдаче уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации МР Иглинский район РБ, администрации СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ о признании незаконным действий администрации МР Иглинский район РБ об отказе в выдаче уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 19.08.2020 (исх.01-25-1554/13) администрация МР Иглинский район Республика Башкортостан уведомила ФИО1 об отказе в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> 3, ввиду того, что согласно Генеральному плану Акбердинского сельсовета МР Иглинский район РБ и Правилам землепользования и застройки Акбердинского сельсовета МР Иглинский район РБ, утвержденных постановлением главы СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ от 31.01.2018 №01-22, указанный земельный участок расположен в зоне С-1 (сельскохозяйственного назначения) и к землям поселений не относится. С данным отказом административный истец не согласна, поскольку он нарушает ее права как собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению собственностью. 24.09.2014 ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером , земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное строительство, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.09.2014 сделана запись регистрации. 25.01.2018 администрация постановлением №01-120 утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 1207 кв.м., находящегося по адресy: <адрес> квартал 59, с разрешенным использованием «под малоэтажное жилищное строительство». 7.02.2018 постановлением №02-32 администрации земельному участку с кадастровым номером присвоен адрес: <адрес> 30.05.2018 администрацией выдано разрешение на строительство №02-26-780-2018, в котором в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешено строительство объекта капитального строительства (жилой дом, не более 3-х этажей) на земельном участке с кадастровым номером . Срок действия настоящего разрешения до 30.05.2028.

ФИО1 просит суд признать незаконным действие администрации МР Иглинский район Республика Башкортостан об отказе в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> обязать устранить в полном объеме допущенное нaрушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем выдачи «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Иглинского района РБ.

В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО2, заявленные административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица и.о. прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, при этом пояснив, что указанный земельный участок расположен в зоне С-1 (сельскохозяйственного назначения) и к землям поселений не относится.

Административные ответчики администрация МР Иглинский район РБ, администрация СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ, на судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы административного дела № 2а-736/2018, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: РБ, Иглинский район, СП Акбердинский сельсовет, <...>.

18.05.2020 прокуратурой Иглинского района РБ в адрес администрации МР Иглинский район РБ внесено представление об исключении практики выдачи уведомлений о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства.

19.08.2020 администрацией МР Иглинский район Республика Башкортостан ФИО1 отказано в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, ввиду того, что согласно Генеральному плану Акбердинского сельсовета МР Иглинский район РБ и Правилам землепользования и застройки Акбердинского сельсовета МР Иглинский район РБ, утвержденных постановлением главы СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ от 31.01.2018 №01-22, указанный земельный участок расположен в зоне С-1 (сельскохозяйственного назначения) и к землям поселений не относятся.

В обоснование требований о признании незаконным действий администрации МР Иглинский район Республика Башкортостан об отказе в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» административный истец указывает на то, что 24.09.2014 ФИО1 приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером , земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное строительство. 25.01.2018 администрация постановлением №01-120 утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , площадью 1207 кв.м., находящегося по адресy: <адрес> с разрешенным использованием «под малоэтажное жилищное строительство». 30.05.2018 администрацией выдано разрешение на строительство №02-26-780-2018, в котором в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешено строительство объекта капитального строительства (жилой дом, не более 3-х этажей) на земельном участке с кадастровым номером 02:26:161001:498. Срок действия настоящего разрешения до 30.05.2028.

Вместе с тем, указанные доводы не являются основанием для признания действий администрации МР Иглинский район Республика Башкортостан об отказе в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» незаконными ввиду следующего.

Согласно ч. https://login.consultant.ru/link/?rnd=861CAC227940E749FCBE9BAE80E1A583&req=query&REFDOC=370279&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS_P&ts=127316145903624481&mode=backrefs&REFDST=298&date=01.03.2021&demo=22 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24.08.2018 установлено, что на основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.03.2017 №232-р утвержден документ «Корректировка Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан».

Решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 9.02.2017 №220 «Об утверждении проекта решения «Об утверждении корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан», действующая редакция генерального плана была согласована депутатами сельского поселения.

Земельное законодательство базируется на ряде принципов, одним из которых в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1, ст. 7 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению с установлением правового режима использования земель, в зависимости от принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Реализация данного принципа осуществляется в соответствии со ст. 42 ЗК РФ путем возложения на собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Одной из приоритетных категорий, требование о сохранении целевого использования земельных участков которой закреплено в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» являются земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья. Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, также регулируется этим же законом (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).Частью 2 ст. 260 ГК РФ установлено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие Закона об обороте не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, в Законе об обороте отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения. В связи с чем, в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.

Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ.

Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Однако, исходя из положений статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

Кроме того, исходя из части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).

Частью 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе, в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

В ходе судебного разбирательства сторонами сведения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой в отношении указанного земельного участка суду не представлены, тогда как действующим законодательством изменение вида разрешенного использования земельного участка без изменения категории земель сельхозяйственного назначения не допускается.

Так, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом N101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством (в том числе под садоводство), без перевода из одной категории в другую в соответствии с требованиями Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не предусмотрено. При этом перевод земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в иную категорию Правительством Республики Башкортостан не осуществлялся.

Как следует из генерального плана, публичной кадастровой карты, и в судебном заседании подтвердил и.о. прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М., земельный участок административного истца расположен в границах зоны сельскохозяйственного назначения и вне границ населенного пункта с. Акбердино. При этом и.о. прокурора Иглинского района РБ Мигранов Р.М. суду также пояснил, что в ранее действовавших Правилах землепользования и застройки территории сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район спорный земельный участок также находился в зоне сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изменения территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок административного истца, не было, ранее данный земельный участок также располагался в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В силу части 3 статьи 9 Градостроительского кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

На основании частей 9 и 10 статьи 31 Градостроительского кодекса РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации (часть 9); по результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

С учетом приведенных положений части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительского кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Таким образом, поскольку спорный земельный участок административного истца изначально относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, то оснований для признания незаконным действий администрации МР Иглинский район Республика Башкортостан об отказе в выдаче «Уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома», не имеется, и в удовлетворении административных исковых требований административного истца к администрации МР Иглинский район РБ о признании незаконным действий об отказе в выдаче уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, следует отказать.

Также и не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца к администрации СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ о признании незаконным действий администрации МР Иглинский район РБ об отказе в выдаче уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, поскольку оспариваемый административным истцом отказ был принят администрацией МР Иглинский район Республики Башкортостан, а не администрацией СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ. Иных требований в административном иске административным истцом не заявлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца не имеется и в их удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации МР Иглинский район РБ, администрации СП Акбердинский сельсовет МР Иглинский район РБ о признании незаконным действий администрации МР Иглинский район РБ об отказе в выдаче уведомления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.

Председательствующий Н.Г. Тарасова

Решение02.03.2021