ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2194/2016 от 14.07.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-2194/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14июля 2016 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Дьяченко М.С., с участием административного истца Самаргвелиани Д.Э., представителя административного истца Булыгина Е.Н., представителя административного ответчика Управления МВД России по г.Севастополю Гайдукевич А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Самаргвелиани Д.Э. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Севастополю о признании действий органа государственной власти незаконными и понуждении к совершении определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Самаргвелиани Д.Э. обратился в суд, с административным иском мотивируя следующим.

19 августа 2013 года между истцом и Публичным акционерным обществом коммерческий банк «ПриватБанк» был заключен договор финансового лизинга.В соответствии с пунктом 1.1.1. указанного Договора истцу, как лизингополучателю, был передан в личное пользование автомобиль марки <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (идентификационный номер (VIN) и номер кузова:№---), который является собственность ПАО КБ «ПриватБанк».Указанный договор был заключен путём подписания истцом заявления о присоединении к условиям и правилам предоставления финансового лизинга №--- от 19.08.2013 года, которое в совокупности с Условиями и правилами предоставления банковских услуг и Тарифами составляет договор финансового лизинга.

Факт передачи вышеуказанного автомобиля в личное пользование истца подтверждается спецификацией и актом приема-передачи от 27.08.2013 года, оформленными в виде единого документа и являющимися приложением № 1 к Договору финансового лизинга№--- от 19.08.2013 года.

16 декабря 2015 года истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю с заявлением о регистрации вышеуказанного транспортного средства в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 года № 399 «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движенияМинистерства внутренних дел Российской Федерации на территории республики Крым и города Севастополя». На основании заявления истцана протяжении 7 месяцев проводилась соответствующая проверка, в рамках которой, в частности, были истребованы сведения из Управления ГАИ в городе Киеве, согласно которым подтвердился факт наличия у ПАО КБ «ПриватБанк» права собственности на автомобиль марки <данные изъяты>.

Вместе с тем ответчиком истцу было отказано в проведении регистрационного действия по регистрации автомобиля марки <данные изъяты>, о чём 25.05.2016 года был выдан соответствующий письменный отказ. Отказ мотивирован тем, что истцом якобы не представлены подлинники документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации автотранспортного средства, что является нарушением пункта 16 приказа МВД России № 605 от 07.08.2013 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним».

Считает, что отказ ответчика в проведении регистрационных действий является незаконным по нижеследующим причинам.Так, при обращении с заявлением к ответчику о проведении регистрационных действий истцом были предоставлены оригиналы (подлинники) вышеуказанных документов, в частности, договор лизинга, оформленный в виде заявления о присоединении к условиям и правилам предоставления финансового лизинга №--- от 19.08.2013 года, подписан истцом собственноручно, а со стороны ПАО КБ «ПриватБанк» договор был подписан ведущим специалистом банка ФИО1Аналогичным образом были подписаны спецификация и акт приема-передачи от 27.08.2013 года, а также график лизинговых платежей.Таким образом, представленный договор лизинга и приложенные к нему документы были оформлены в соответствии с законодательством, действовавшим на момент заключения договора, то есть в соответствии с законодательством Украины.

Просит признать незаконным отказ МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю в проведении регистрационного действия по
регистрации автомобиля марки <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска
(идентификационный номер (VIN) и номер кузова:№---) по
заявлению Самаргвелиани Д.Э. от 16.12.2015 года№--- и обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю провести
регистрационные действия по регистрации автомобиля марки <данные изъяты> (идентификационный номер (VIN) и номер кузова: №---) в рамках заявления Самаргвелиани Д.Э. от 16.12.2015 года №---.

В судебном заседании с согласия сторон произведена замена ненадлежащего ответчика МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю на надлежащего Управления МВД России по г.Севастополю.

В судебном заседание административный истец Самаргвелиани Д.Э., представитель истца Булыгин Е.Н. просили иск удовлетворить, по изложенным в иске основаниям.

Представитель Управления МВД России по г.Севастополю Гайдукевич А.Н. возражал против удовлетворения иска, по основаниям изложенным в возражениях.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела,19 августа 2013 года между истцом и Публичным акционерным обществом коммерческий банк «ПриватБанк» был заключен договор финансового лизинга.В соответствии с пунктом 1.1.1. указанного Договора истцу, как лизингополучателю, был передан в личное пользование автомобиль марки <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (идентификационный номер (VIN) и номер кузова:№---), который является собственность ПАО КБ «ПриватБанк», что подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ (серия №---). Указанный договор был заключен путём подписания истцом заявления о присоединении к условиям и правилам предоставления финансового лизинга №--- от 19.08.2013 года, которое в совокупности с Условиями и правилами предоставления банковских услуг и Тарифами составляет договор финансового лизинга.

16 декабря 2015 года истец обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по городу Севастополю с заявлением о регистрации вышеуказанного транспортного средства в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 года № 399 «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории республики Крым и города Севастополя».

25.05.2016 года МРЭО ГИБДД отказано в проведении регистрационного действия по регистрации автомобиля марки <данные изъяты>, в связи с тем, что истцом не представлены подлинники документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации автотранспортного средства, что является нарушением пункта 16 приказа МВД России № 605 от 07.08.2013 года «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2015 № 399 «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов в ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г.Севастополя» до 01.01.2018 для граждан Российской Федерации регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г.Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом, в частности, следующих особенностей:а) регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств на основании:

паспорта гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или г. Севастополя, либо документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица;

регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.;

документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на 18 марта 2014 г.;

страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

б) указанные в подпункте "а" настоящего пункта регистрационные действия на основании доверенности, подтверждающей полномочия заявителя на представление интересов собственника транспортного средства, выданной в соответствии с законодательством Украины и действовавшей на 18 марта 2014 г., осуществляются в отношении не более чем одного находящегося во владении гражданина транспортного средства;

в) при совершении регистрационных действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контроль за уплатой утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси не осуществляется;

г) срок действия выданных в соответствии с настоящим постановлением регистрационных документов и государственных регистрационных знаков составляет 5 лет.

Регистрационные действия с транспортными средствами, зарегистрированными в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, связанные с изменением собственника транспортного средства, осуществляются в установленном порядке при представлении документов, указанных в абзаце четвертом подпункта "а" пункта 1 настоящего постановления, и документов, удостоверяющих право собственности граждан и юридических лиц на транспортные средства, в том числе заключенных в установленном порядке договоров или вступивших в законную силу судебных решений (пункт 2 настоящего постановления).

Из указанного следует, что обязательным условием для постановки на учет автомобиля является приобретение права собственности на транспортное средство до 18.03.2014 и автомобиль должен принадлежать собственнику на основании регистрационных документов (свидетельства о регистрации транспортного средства), выданных компетентными органами Украины до 18.03.2014.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Пунктом 15 данного Административного регламента установлен перечень необходимых документов, предоставляемых заявителем: заявление, согласно приложению № 1 к Административному регламенту; документ, удостоверяющий личность; документы на транспортное средство и номерные агрегаты, в частности паспорт транспортного средства; документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе решения судов;страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации; государственные регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки "ТРАНЗИТ" (если они выдавались), а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных настоящим Административным регламентом; свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности в случаях изменения регистрационных данных в связи с изменением конструкции транспортного средства.

Согласно пункту 22 указанного Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Не принимаются к совершению регистрационных действий документы (в том числе заявление), исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также незаверенные исправления. Текст документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть приведены полностью, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц - без сокращений (абз. 1 - 2 п. 16 Регламента).

По общему правилу, как это установлено в абз. 3 п. 16 Регламента, копии представляемых документов не могут служить заменой подлинников.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

В соответствии с п.48 Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации ТС»транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях.

Согласно п. 48.2. вышеуказанного приказа транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, регистрируются за лизингополучателем на срок действия договора по адресу места нахождения лизингополучателя или его обособленного подразделения на основании договора лизинга или сублизинга и паспорта транспортного средства.Регистрация транспортных средств за лизингополучателем производится с выдачей свидетельств о регистрации транспортных средств и регистрационных знаков на срок, указанный в договоре лизинга или сублизинга.

Таким образом из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что для регистрации транспортного средства находящегося во владении истца на основании договора лизинга необходимо наличие следующих условий: транспортное средство должно быть зарегистрировано за лизингодателем в соответствии с законодательством действовавшем на момент заключения договора лизинга, обе стороны договора лизинга должны явиться для регистрации транспортного средства по договору лизинга в органы Госавтоинспекции. Если же лизингополучатель исполнил взятые на себя обязательства перед кредитным учреждением Украины, то ТС должно быть снято с регистрационного учета в компетентных органах Украины и данный факт должен быть подтверждён документально.Данные требования закона административным истцом не соблюдены.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о законности действий УМВД РФ по городу Севастополю в лице МРЭО ГИБДД в части отказа в совершении регистрационного действия по регистрации ТСмарки Богдан 21101-010-81 2013 года выпуска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Самаргвелиани Д.Э. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Севастополю о признании действий органа государственной власти незаконными и понуждении к совершении определенных действий– отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 18 июля 2016 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя С.В. Калганова